Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
материал
Представляю вашему вниманию доклад и презентацию на тему Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Так как в нашем современном мире все быстро изменяется, появляются новые технологии, и человеку необходимо быстро ориентироваться, получать новое и стремиться его применить, усовершенствовать. А смогут это сделать и успеть только активные, инициативные, творческие, умеющие продуктивно применять и преобразовывать полученные знания и умения люди. Такие качества и умения закладываются в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети пытливы и любознательны по своей природе, но им не хватает инициативы, вернее «разумной» инициативы, Согласно ФГОС: К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка: на этапе завершения дошкольного образования:
‒ ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
‒ ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
‒ ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
‒ творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
‒ у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.
‒ ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Дети не всегда любят самостоятельно преодолевать трудности, искать пути решения проблемы, им как раз не хватает инициативы. А зачастую мы, взрослые, решаем их за них или даём готовые пути решения. Вот здесь на помощь приходит проектная деятельность, которая помогает зажечь огонёк пытливости, поддержать инициативу ребёнка, подталкивающую к поиску решения проблемных задач и повести дальше (пройдя путь, определённые этапы) к оформлению и изготовлению продукта, который является обязательным в проектной деятельности. Почему проектная деятельность? Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника. Проектная деятельность (как доказали исследования) вносит позитивные изменения в интеллектуальное развитие дошкольников. Происходит личностный рост дошкольников, который выражается в выполнении оригинальных, творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми, педагогами и родителями. Дети становятся для родителей и педагогов как партнёры по совместной деятельности. Основной целью метода проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, которые включают в себя:
‒ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
‒ развитие познавательных способностей;
‒ развитие творческого воображения;
‒ развитие творческого мышления
‒ развитие коммуникативных навыков.
Поэтому метод проектной деятельности является одним из эффективных методов работы с дошкольниками в развитии их интеллектуальных способностей. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. Под интеллектуальными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Интеллектуальные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Что такое метод проектной деятельности? Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов — можно представить, как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение — это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. В настоящее время проекты классифицируются: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: 1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы); 3) информационно -практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. Реализация проектной деятельности осуществляется в игровой форме, методом включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, практически полезные дела). Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами интеллектуального развития и задачами проектной деятельности детей. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. И наша с вами задача, внедряя свою практику метод проектов, развить интеллектуальные и познавательные способности детей и, воспитать гармонично развитую инициативную и креативно мыслящую личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.36 МБ |
doklazhd.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка: на этапе завершения дошкольного образования: ‒ ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов ;
‒ ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
‒ ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
‒ творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; ‒ у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ‒ ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Почему проектная деятельность? Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника. Проектная деятельность вносит позитивные изменения в интеллектуальное развитие дошкольников.
Основной целью метода проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, которые включают в себя: ‒ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; ‒ развитие познавательных способностей; ‒ развитие творческого воображения; ‒ развитие творческого мышления ‒ развитие коммуникативных навыков.
В настоящее время проекты классифицируются : 1 ) по составу участников ; 2 ) по целевой установке 3 ) по тематике; 4 ) по срокам реализации;
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: 1) исследовательско-творческие 2 ) ролево-игровые 3 ) информационно-практикоориентированные 4 ) творческие 5) смешанные
Реализация проектной деятельности осуществляется в игровой форме, методом включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. И наша с вами задача, внедряя свою практику метод проектов, развить интеллектуальные и познавательные способности детей и, воспитать гармонично развитую инициативную и креативно мыслящую личность.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Так как в нашем современном мире все быстро изменяется, появляются новые технологии, и человеку необходимо быстро ориентироваться, получать новое и стремиться его применить, усовершенствовать. А смогут это сделать и успеть только активные, инициативные, творческие, умеющие продуктивно применять и преобразовывать полученные знания и умения люди. Такие качества и умения закладываются в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети пытливы и любознательны по своей природе, но им не хватает инициативы, вернее «разумной» инициативы, Согласно ФГОС: К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка: на этапе завершения дошкольного образования:
‒ ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
‒ ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
‒ ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
‒ творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
‒ у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.
‒ ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Дети не всегда любят самостоятельно преодолевать трудности, искать пути решения проблемы, им как раз не хватает инициативы. А зачастую мы, взрослые, решаем их за них или даём готовые пути решения. Вот здесь на помощь приходит проектная деятельность, которая помогает зажечь огонёк пытливости, поддержать инициативу ребёнка, подталкивающую к поиску решения проблемных задач и повести дальше (пройдя путь, определённые этапы) к оформлению и изготовлению продукта, который является обязательным в проектной деятельности. Почему проектная деятельность? Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника. Проектная деятельность (как доказали исследования) вносит позитивные изменения в интеллектуальное развитие дошкольников. Происходит личностный рост дошкольников, который выражается в выполнении оригинальных, творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми, педагогами и родителями. Дети становятся для родителей и педагогов как партнёры по совместной деятельности. Основной целью метода проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, которые включают в себя:
‒ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
‒ развитие познавательных способностей;
‒ развитие творческого воображения;
‒ развитие творческого мышления
‒ развитие коммуникативных навыков.
Поэтому метод проектной деятельности является одним из эффективных методов работы с дошкольниками в развитии их интеллектуальных способностей. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. Под интеллектуальными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Интеллектуальные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Что такое метод проектной деятельности? Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов — можно представить, как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение — это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. В настоящее время проекты классифицируются: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: 1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы); 3) информационно -практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. Реализация проектной деятельности осуществляется в игровой форме, методом включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, практически полезные дела). Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами интеллектуального развития и задачами проектной деятельности детей. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. И наша с вами задача, внедряя свою практику метод проектов, развить интеллектуальные и познавательные способности детей и, воспитать гармонично развитую инициативную и креативно мыслящую личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...
Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Полноценное развитие личности соврем...
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
доклад...
« Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Методическое обьединение...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность».
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повы...
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
В статье идет речь о эффективности использования проектной деятельности в детском саду....
Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность
Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключает...