"Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая, подготовительная группа)

Масликова Юлия Игоревна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_maslikova.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.

ЗАДАЧИ (педагог):

-  Овладение прогрессивными педагогическими технологиями обучения и совершенствование методов обучения.

-    Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.

-  Создание условий и предпосылок, способствующих развитию связной речи, зрительную и слуховую память, воображение и творческую активность.

-    Оценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.

ЗАДАЧИ (дети):

  • развитие памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;.
  • развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе.
  • улучшение памяти и навыков запоминания большого количества информации.

ОЖИДАЕМЫЕ        РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме самообразования
  • повышение уровня запоминания у детей, произвольной памяти
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИСМОСТЬ заключается в разработке и апробации сборника игр и игровых упражнения на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ

             Дошкольное детство является периодом интенсивного формирования всех умственных процессов, что в свою очередь обеспечивает ребенку возможность познания окружающей действительности. В этом возрасте ребенок учится мыслить, воспринимать, а также говорить. Он овладевает различными способами действия с объектами, предметами, усваивает некие правила поведения и уже начинает управлять собой. Все это и предусматривает работу памяти. Без памяти немыслимо усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность.  В дошкольном возрасте у детей происходят существенные изменения в памяти. Стремительное овладение умениями, навыками и знаниями, постоянное расширение кругозора, говорит о количественных превращениях в памяти детей.

Виды памяти:

Двигательная или моторная память помогает человеку запоминать, сохранять и воспроизводить разные движения. Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.

Образная память тесно связана с нашими органами чувств. Соответственно разделяют пять видов этой памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Развиты они неравномерно.  Одному человеку легче запомнить информацию, слушая её, другому читая, третьему – трогая. Чтобы выяснить, какой вид образной памяти лучше развит у ребёнка, поиграйте с ним в разные игры.

Зрительная память Такой вид памяти ответственен за хранение и воспроизведение зрительных представлений.

Слуховая память. Про тех ребят, у которых преобладает слуховая память, часто говорят «схватывает на лету». Для запоминания ребёнку достаточно послушать, о чём говорят, дополнительно просматривать изображения и схемы уже не требуется.

Обонятельная и осязательная память Тактильная или осязательная память – это умение вспоминать ощущения после прикосновения. Обонятельная – это то, что мы чувствуем, как запоминаем запахи.

Вкусовая память Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов.

Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета, занимаясь определённым делом. С помощью этого вида памяти человек, вспомнив события из жизни, может заново ощутить эмоции: радость, огорчения или испуг. Эмоциональная память важна для нравственного воспитания детей. Для совершенствования эмоциональной памяти важно гулять по новым местам.

Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. Принцип смысловой организации памяти начинает работать в старшем дошкольном возрасте. Именно этому виду памяти отводится одна из главных ролей при усвоении материала в школе.

              Отличительная черта детской памяти - её наглядно-образный характер. Дети хорошо запоминают картины и предметы. Из словесного материала - главным образом эмоционально воздействующие и образные рассказы и описания. Преимущество в деятельности детей наглядно-образной памяти не говорит об отсутствии у них словесно-логической памяти. Наоборот, словесно-логическая память развивается быстро, при развитом наглядно-развитом памяти, но для успешного функционирования ей нужно постоянное подкрепление со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.

Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм – это  способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Термин "эйдетизм" был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок - эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый. Занимаясь развитием с детьми дошкольного возраста, не устаёшь восхищаться их неограниченными возможностями.

В отличие от абстрактных слов, таких как «девять», ребёнок может легко запоминать   слова,   обозначающие   конкретные   предметы   —

«жираф», «енот», «лиса» — как бы трудны они не были. Если взрослому человеку приходится прилагать сознательные усилия к запоминанию, то ребёнок обладает замечательной образной памятью. Это одна из особенностей мозга ребёнка — видеть предмет, которого нет в поле зрения. Дети мыслят образами. Как искренне ребёнок боится «волка», или может видеть «чудище» под кроватью!

М.В. Осорина считала, что способность образно представлять в уме и фантазировать, развивается у ребёнка по возрастающей. В первые 5-7 лет правое полушарие, которое отвечает за воображение, развивается у ребенка

быстрее, чем левое, ответственное за аналитическое и логическое мышление. По этой причине яркие образы очень важны в жизни детей, они хорошо запоминают с их помощью необходимую им информацию.

Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его развитию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для ребёнка привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только поддержать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные результаты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются.

Результаты наблюдения развития памяти детей дошкольного возраста, показывают следующую тенденцию: всё чаще наблюдаются ограниченное запоминание у детей. Неполноценное развитие памяти накладывает отпечаток на формирование следующих психических процессов - недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно- обоснованных путей развития речи и памяти у детей дошкольного возраста.

Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым  ребенок может  быстрее,  качественнее  запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал. В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации. Любой предмет представляется, сравнивается. Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации.

Содержание работы на 2024-

2025 учебный год

Сроки выполнения

Работа по самоподготовке

Определение цели, задач, подбор литературы. Ознакомление с новой

эффективной методикой, материалами и литературой по данной тематике

Сентябрь - май

Ознакомление и внедрение изученного метода в совместную деятельность с детьми

Сентябрь - ноябрь

Проведение диагностики по выявлению уровня памяти

Сентябрь, апрель

Работа с педагогами

Семинар – практикум

 «Эйдетика как метод развития памяти у детей дошкольного возраста»

В течении года

Мастер – класс  «Секреты Эйдетики»

В течении года

Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды. «Ассоциации»/ «Мемори» на различные лексические темы «Посмотри, запомни и повтори, «Шахматы мемори»

Сентябрь-ноябрь

Игры на зрительное восприятие

«Найди звезду», «Где кто живет»,

«Лабиринты», «Найди предмет», и др

Октябрь -апрель

Игры на слуховое восприятие

«Запомни цепочку», «Чья карточка»,

«Что так звучит», «Звуки вокруг нас», «Что возьмем с собой?», «Я положил в мешок», «Угадай мелодию»

Игры развивающие восприятие

запахов «Угадай аромат», «Вспомни как они пахнут», «Мы предприниматели», «Что приготовил повар на обед», «Угадай какой вкус?», «Что каким бывает?»

Игры развивающие двигательную память «Повтори за мной», «Лабиринт», «Крокодил»

«Запомни слова», «Кукловод», «Запомни движение»

Игры развивающие тактильную

память «О чем ты подумал», «Тактильные дощечки», «Найди пару», «Найди нужный предмет», «Необычный мешочек»

Работа с родителями

Мастер-класс «Эйдетика - секреты нашей памяти»

Октябрь

Круглый стол «Секреты Эйдетики»

Апрель

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В работе показаны определение памяти, виды памяти, особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Как развить память у детей 5-7 лет.. Представлены особенности работы по развитию памяти дет...

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, чтовсё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не мог...

«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию «Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

Образное мышление у человека заложено на генетическом уровне. Особенно способность запоминать предметы развита в раннем возрасте, когда малыш только начинает изучать мир.Чем взрослее становится челове...

Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

В проекте представлено эффективное  применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников....