"Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
материал (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.
ЗАДАЧИ (педагог):
- Овладение прогрессивными педагогическими технологиями обучения и совершенствование методов обучения.
- Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
- Создание условий и предпосылок, способствующих развитию связной речи, зрительную и слуховую память, воображение и творческую активность.
- Оценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
ЗАДАЧИ (дети):
- развитие памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;.
- развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе.
- улучшение памяти и навыков запоминания большого количества информации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме самообразования
- повышение уровня запоминания у детей, произвольной памяти
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИСМОСТЬ заключается в разработке и апробации сборника игр и игровых упражнения на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольное детство является периодом интенсивного формирования всех умственных процессов, что в свою очередь обеспечивает ребенку возможность познания окружающей действительности. В этом возрасте ребенок учится мыслить, воспринимать, а также говорить. Он овладевает различными способами действия с объектами, предметами, усваивает некие правила поведения и уже начинает управлять собой. Все это и предусматривает работу памяти. Без памяти немыслимо усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность. В дошкольном возрасте у детей происходят существенные изменения в памяти. Стремительное овладение умениями, навыками и знаниями, постоянное расширение кругозора, говорит о количественных превращениях в памяти детей.
Виды памяти:
Двигательная или моторная память помогает человеку запоминать, сохранять и воспроизводить разные движения. Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.
Образная память тесно связана с нашими органами чувств. Соответственно разделяют пять видов этой памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Развиты они неравномерно. Одному человеку легче запомнить информацию, слушая её, другому читая, третьему – трогая. Чтобы выяснить, какой вид образной памяти лучше развит у ребёнка, поиграйте с ним в разные игры.
Зрительная память Такой вид памяти ответственен за хранение и воспроизведение зрительных представлений.
Слуховая память. Про тех ребят, у которых преобладает слуховая память, часто говорят «схватывает на лету». Для запоминания ребёнку достаточно послушать, о чём говорят, дополнительно просматривать изображения и схемы уже не требуется.
Обонятельная и осязательная память Тактильная или осязательная память – это умение вспоминать ощущения после прикосновения. Обонятельная – это то, что мы чувствуем, как запоминаем запахи.
Вкусовая память Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов.
Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета, занимаясь определённым делом. С помощью этого вида памяти человек, вспомнив события из жизни, может заново ощутить эмоции: радость, огорчения или испуг. Эмоциональная память важна для нравственного воспитания детей. Для совершенствования эмоциональной памяти важно гулять по новым местам.
Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. Принцип смысловой организации памяти начинает работать в старшем дошкольном возрасте. Именно этому виду памяти отводится одна из главных ролей при усвоении материала в школе.
Отличительная черта детской памяти - её наглядно-образный характер. Дети хорошо запоминают картины и предметы. Из словесного материала - главным образом эмоционально воздействующие и образные рассказы и описания. Преимущество в деятельности детей наглядно-образной памяти не говорит об отсутствии у них словесно-логической памяти. Наоборот, словесно-логическая память развивается быстро, при развитом наглядно-развитом памяти, но для успешного функционирования ей нужно постоянное подкрепление со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.
Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм – это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
Термин "эйдетизм" был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок - эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый. Занимаясь развитием с детьми дошкольного возраста, не устаёшь восхищаться их неограниченными возможностями.
В отличие от абстрактных слов, таких как «девять», ребёнок может легко запоминать слова, обозначающие конкретные предметы —
«жираф», «енот», «лиса» — как бы трудны они не были. Если взрослому человеку приходится прилагать сознательные усилия к запоминанию, то ребёнок обладает замечательной образной памятью. Это одна из особенностей мозга ребёнка — видеть предмет, которого нет в поле зрения. Дети мыслят образами. Как искренне ребёнок боится «волка», или может видеть «чудище» под кроватью!
М.В. Осорина считала, что способность образно представлять в уме и фантазировать, развивается у ребёнка по возрастающей. В первые 5-7 лет правое полушарие, которое отвечает за воображение, развивается у ребенка
быстрее, чем левое, ответственное за аналитическое и логическое мышление. По этой причине яркие образы очень важны в жизни детей, они хорошо запоминают с их помощью необходимую им информацию.
Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его развитию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для ребёнка привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только поддержать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные результаты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются.
Результаты наблюдения развития памяти детей дошкольного возраста, показывают следующую тенденцию: всё чаще наблюдаются ограниченное запоминание у детей. Неполноценное развитие памяти накладывает отпечаток на формирование следующих психических процессов - недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно- обоснованных путей развития речи и памяти у детей дошкольного возраста.
Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал. В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации. Любой предмет представляется, сравнивается. Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации.
Содержание работы на 2024- 2025 учебный год | Сроки выполнения |
Работа по самоподготовке | |
Определение цели, задач, подбор литературы. Ознакомление с новой эффективной методикой, материалами и литературой по данной тематике | Сентябрь - май |
Ознакомление и внедрение изученного метода в совместную деятельность с детьми | Сентябрь - ноябрь |
Проведение диагностики по выявлению уровня памяти | Сентябрь, апрель |
Работа с педагогами | |
Семинар – практикум «Эйдетика как метод развития памяти у детей дошкольного возраста» | В течении года |
Мастер – класс «Секреты Эйдетики» | В течении года |
Работа с детьми | |
Создание предметно-развивающей среды. «Ассоциации»/ «Мемори» на различные лексические темы «Посмотри, запомни и повтори, «Шахматы мемори» | Сентябрь-ноябрь |
Игры на зрительное восприятие «Найди звезду», «Где кто живет», «Лабиринты», «Найди предмет», и др | Октябрь -апрель |
Игры на слуховое восприятие «Запомни цепочку», «Чья карточка», «Что так звучит», «Звуки вокруг нас», «Что возьмем с собой?», «Я положил в мешок», «Угадай мелодию» | |
Игры развивающие восприятие запахов «Угадай аромат», «Вспомни как они пахнут», «Мы предприниматели», «Что приготовил повар на обед», «Угадай какой вкус?», «Что каким бывает?» | |
Игры развивающие двигательную память «Повтори за мной», «Лабиринт», «Крокодил» «Запомни слова», «Кукловод», «Запомни движение» | |
Игры развивающие тактильную память «О чем ты подумал», «Тактильные дощечки», «Найди пару», «Найди нужный предмет», «Необычный мешочек» | |
Работа с родителями | |
Мастер-класс «Эйдетика - секреты нашей памяти» | Октябрь |
Круглый стол «Секреты Эйдетики» | Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
В работе показаны определение памяти, виды памяти, особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Как развить память у детей 5-7 лет.. Представлены особенности работы по развитию памяти дет...
Тема самообразования «Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
самообразование...
«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, чтовсё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не мог...
«Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...
Отчет по самообразованию «Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Эйдетика как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»...
«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
Образное мышление у человека заложено на генетическом уровне. Особенно способность запоминать предметы развита в раннем возрасте, когда малыш только начинает изучать мир.Чем взрослее становится челове...
Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».
В проекте представлено эффективное применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников....