Проект "Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей с ОВЗ"
учебно-методический материал по развитию речи
Влияние мнемотехники на развитие у детей связной речи, психических процессов, обогащение словарного запаса, развитие интереса к умению говорить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Использование мнемотехники для развития памяти и коммуникативной функции речи у детей с РАС»
Проект разработал:
Учитель-дефектолог группы компенсирующей
направленности для детей с РАС
Терехина Ю.М.
Нижний новгород
Актуальность
Проблема развития связной речи у детей с расстройствами аутистического спектра является на сегодняшний день одной из актуальных. От степени сформированности навыков связной речи зависит развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются разнообразные нарушения, а самое основное из них — нарушенное развитие коммуникативной функции речи. Данные нарушения, как правило, имеют стойкий характер, а также негативное влияние на обучение и социальную адаптацию. У ребёнка с аутизмом не всегда есть желание заниматься, он нехотя включается в работу, отвлекается, быстро утомляется, капризничает. Прослеживается слабая мотивация и сниженная потребность в речевом общении. Таким детям в силу своих особенностей, сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками необходимыми для социализации в обществе. Вот почему таких детей нужно обеспечивать положительными эмоциями в ходе всего учебно-воспитательного процесса (создание условий для осмысленных действий и настроя на получение знаний). Помимо речевых особенностей, для детей с расстройствами аутистического спектра характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, мышления. Данной категории детей сложно удерживать внимание на словесном материале, для них необходима наглядность, визуальная подсказка. До 14 лет у детей формируется абстрактно-логическое мышление, они запоминают в основном то, что пережили лично. Мнемотехника позволяет связать абстрактные понятия с событиями и явлениями из жизни, облегчая процесс запоминания. Регулярные занятия мнемотехникой развивают: память, речь, внимание и словарный запас. Всё вышесказанное послужило предпосылкой к использованию мнемотехники в работе с особенными детьми.
Краткое описание проекта:
Влияние мнемотехники на развитие у детей связной речи, психических процессов, обогащение словарного запаса, развитие интереса к умению говорить.
Стадия проекта: В стадии реализации
Цель проекта: развитие пассивного словаря, развитие активного словаря и связной речи детей с помощью мнемотехники(схем-описаний), повышение уровень речевой активности, концентрацию внимания, усидчивости, логического и образного мышления.
Задачи проекта для детей, обладающих активной речью:
- Развитие связной монологической речи.
- Обогащение словарного запаса детей с РАС.
- Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем-описаний.
- Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
- Развитие у детей умственной активности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
- Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Задачи проекта для детей без речи:
- Развивать умение соотносить мнемоквадрат и предмет
- Развивать умение соотносить действие и мнемоквадрат.
- Развивать умение соотносить звуковой образ слова с предметом и мнемоквадратом
- Развивать звукоподражание
Содержание проекта
Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые обеспечивают лучшее запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования ассоциаций. Мнемотехника способствует развитию: связной речи, ассоциативного мышления, слуховой и зрительной памяти, внимания, воображения . Начинается работа с простых мнемоквадратов, а затем последовательно переходит к мнемодорожкам и к мнемотаблицам (от простого к сложному).
- С помощью мнемотехники возможно достижение следующих результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; • появляется желание пересказывать тексты; • появляется интерес к заучиванию стихов; • расширяется словарный запас; Мнемоквадрат – это изображение одного предмета (используют в работе над словом).
- Мнемодорожка – это последовательно изображённые предметы, по которым можно составить предложение (используют в работе над поговоркой, загадкой, скороговоркой). Мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена нужная информация (используют при разучивании стихотворений и т.д.). Основная суть мнемотаблиц: на определённое слово, словосочетание придумывается графическая зарисовка, и все стихотворение передаётся схематически. Используя мнемотаблицу, ученик сможет по памяти, ориентируясь на графическое изображение, воспроизвести полностью стихотворение. В мнемотаблицах можно изобразить почти все явления природы, всех героев сказок и т.д. Этапы работы по мнемотаблицам: 1. Знакомство с мнемоквадратом. Рассматривание графических символов.
#1055;реобразование абстрактных символов слов в наглядные образы; Соотнесение звукового образа слова с мнемоквадратом и предметом или действием.
#1054;существление пересказа по заданной теме по мнемодорожке.
4. Осуществление пересказа по мнемотаблице.
5. Составление рассказа по мнемотаблице.
Все этапы выполняются сначала с помощью, а далее самостоятельно.
В зависимости от уровня развития ребенка, он может оставаться на любом из этапов любое количество времени.
Достигнутые результаты за последний год:
В результате применения в работе с детьми мнемотехники удалось достигнуть следующих результатов: обогащение пассивного и активного словаря, развитие связной речи, умение составлять предложения, используя образное мышление, логику, память. Дети охотнее применяют полученные знания в ежедневном общении.
Социальная значимость проекта:
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.
Поэтому, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников связной речи и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности, приводит к поиску наиболее эффективных методов и приёмов. Чтобы преодолеть эти противоречия возникла необходимость в создании игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотехники для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
Изучение опыта педагогов ДОУ, консультация для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей с РАС», знакомство родителей с дидактическими играми, помогающими развивать речь детей на собрании, творческий отчет по теме "Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с РАС".
Мероприятия проекта в 2022-2023 году (проведенные и планируемые):
Проведение открытого занятия, показ мастер-класса, выступление на педсовете, консультации для родителей.
Список литературы
- Акимов Г.Е. память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактор,2006-272 с.
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 с.
- Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие. Санкт-Петербург. Детство – Пресс. 2009. ББК П 54.
- Большова Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство – Пресс, 2001.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 1990, №10.
- Белоусова Л. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010;
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. – М.: Из-во «Редкая птица», 2017.
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие - М.: Форум, 2016.
- Большева Т.В. "Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники". БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММЫ «ДЕТСТКО». САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,#1089;.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...