Конспект занятия "Органы чувств"
план-конспект занятия (старшая группа)

Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

  • Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
  • Практические (упражнения, опыты).
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)
  • Баночки с продуктами, различными на вкус

Ход ООД:

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная шкатулка, откроется она только  после того, как вы отгадаете загадку.

Загадка

 Работой всего нашего организма управляет. (Мозг).

- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга).

- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга. А знаете, ребята, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

- У нашего - мозга есть «память». Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей. )

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

II. Основная часть

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Загадка

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

- Молодцы!

- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Мы с вами поиграем.

(Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до своего стульчика, стараясь обходить товарищей.)

Воспитатель: Так зачем же человеку глаза? (Ответы детей). Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете, правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику, чтобы у вас было хорошее зрение. А что такое зрение?  С помощью глаз мы видим и это называется зрение

Проводится зрительная гимнастика (Базарного)

Воспитатель: А теперь слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. А мы знаем правила по охране слуха.

А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т. д. ),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глазки закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Воспитатель: Молодцы, ребята, с помощью чего мы слышали друг друга? (ответы), значит у нас – хороший слух. 

А теперь 3 загадка.

Загадка

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

- А для чего человеку нос? (Ответы детей)

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох руки в такт выдоху опускаются вниз)

- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Вызвать 5 детей, им завязать глаза, посадить и по очереди ставить перед каждым ребенком баночку с продуктом. Каждому ребенку – по одной баночке на распознавание.  Пока ребенок распознает, другие наблюдают делают вывод почему не отгадал и т.д.

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. ( лук, чеснок, лимон, огурец, апельсин)

Когда все ребята определят на запах, воспитатель благодарит детей за острое обоняние.

С помощью носа мы чувствуем запахи и это называется обоняние

 Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус)

Воспитатель: А определить продукты на вкус нам помогает? Правильно, язык. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Вызвать 5 детей.

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, хлеб, банан.

 Воспитатель. Ребята, мы уже познакомились со словами «зрение». «обоняние». А теперь давайте закрепим слово «вкус».

С помощью я зыка мы ощущаем вкус.

Воспитатель: 3-я загадка. 

Загадка.

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы) 

- Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нем лежит? Какие помощники нам в этом помогут?

Воспитатель вызывает детей 5 человек  и просит определить, какие игрушки находятся в мешочке. (ребята определяют на ощупь, говорят в слух, достают игрушку для проверки)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте закрепим еще одно слово «осязание» - это прикосновение к чему-то.

III. Рефлексия

Сегодня мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Главный орган нашего тела называется. (дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).

С помощью мозга запоминаем и это называется ПАМЯТЬ

С помощью глаз мы видим и это называется ЗРЕНИЕ

С помощью носа чувствуем запахи и это называется ОБОНЯНИЕ

С помощью ушей мы слышим и это называется СЛУХ.

С помощью я зыка мы ощущаем ВКУС.

С помощью рук трогаем и это называется ОСЯЗАНИЕ

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим добрые пожелания.

Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"...

Практико-ориентированный проект «Чувства разные нужны, чувства разные важны». Развитие эмоциональной компетентности как фактор успешной подготовки детей 6-7 лет к жизни в современном обществе.

Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком уже в дошкольном возрасте. В подготов...

Конспект занятия «Чувство радости» на развитие эмоциональной сферы у детей с заиканием.

Конспект занятия «Чувство радости» на развитие эмоциональной сферы у детей с заиканием....

Программа групповых развивающих занятий "Чувства всякие важны, чувства всякие нужны"

В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция  к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вниман...

Особенности чувств дошкольника, основные направления развития чувств

Краткая презентация о психологических и педагогических аспектах развития чувств младших дошкольников и условиях их развития....

Занятие в рамках проекта"Чувства разные нужны, чувства разные важны"

Проведение целенаправленной работы по ознакомлению детей с миром чувств благоприятно сказывается на формировании их личностного развития. Дети учатся понимать себя и окружающих, жить в ладу с собой и ...