«Взаимодействие детского сада с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания старших дошкольников»
проект (старшая, подготовительная группа)

Тинчурина Виктория Валерьевна

Проектная деятельность, партнерство – новые формы взаимоотношений детского сада с семьей, они еще не прожиты в   достаточном жизненном опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rabote_s_roditelyami.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность (из опыта работы)

«Взаимодействие детского сада с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания старших дошкольников»

       В настоящее время складываются новые формы взаимоотношений детского сада с семьей. Если раньше это было сотрудничество, когда детский сад и семья представляли две стороны образовательного процесса со своими задачами, то в контексте ФГОС  ДО  семья становится реальным, равноправным участником образовательного процесса, а родители и педагоги выступают на условиях равноправного партнерства и совместно ищут пути решения проблем. Проектная деятельность, партнерство – новые формы взаимоотношений детского сада с семьей, они еще не прожиты в   достаточном жизненном опыте.

     Работа с родителями – ключевой вопрос в работе педагога, поскольку на развитие ребенка большое влияние оказывает семья. Семья сегодня остро нуждается в помощи педагогов. Приоритетом у многих семей сегодня являются материальные ценности, поэтому духовный, культурный уровень многих современных родителей оставляет желать лучшего. Возраст родителей сегодня – это поколение конца 80-х, начала 90-х годов прошлого века, когда дети были не на первом плане, у них не сложилась система ценностей, поэтому преобладает иждивенческое отношение к детскому саду («Мы зарабатываем деньги, а вы, педагоги, - воспитывайте»). Перед педагогом стоит архисложная задача: выстроить партнерские отношения с семьей, которая не всегда, к сожалению, бывает взрослой и ответственной. Педагогу же надо найти общий язык с такой семьей и уметь договариваться об общих ценностях.

    Как семья сегодня остро нуждается в помощи педагогов, так, с другой стороны, и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, поскольку именно семья формирует мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Отсюда вытекает актуальность партнерства детского сада с семьей по всем вопросам воспитания и развития детей.

     Что же сегодня нужно знать педагогу, каким владеть содержанием, чтобы успешно взаимодействовать с семьями воспитанников?

      В нашем проекте «Взаимодействие детского сада с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания старших дошкольников» затрагивается грань художественно-эстетического взаимодействия детского сада и семьи. Работа над проектом началась с проведения  родительского собрания для участников проекта, на котором родителям было предложено заполнить анкеты, чтобы составить более полное представление о семьях.  Для участия в проекте мы отобрали, по желанию родителей, в старшей и подготовительной группах 10 семей, в которых родители серьезно подходят к вопросам воспитания своих детей. Дети в таких семьях занимаются в танцевальных  ансамблях и хоровых студиях, на подготовительных отделениях школ искусств, в школе олимпийского резерва. На собрании, кроме анкетирования, мы совместно  разработали примерный план осуществления нашего проекта.

     Была организована лекция- беседа для родителей  «О художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников» с социальным педагогом-психологом  Психолого-медико-социального центра Невского района Е.Н. Петровой и заместителем директора этого центра Е.Д. Остроуховой.  Беседа проходила в камерной обстановке, за круглым столом сидели и родители, и педагоги центра, обменивались своими мыслями.  Е.Н. Петрова рассказала, что понимать под художественно-эстетическим воспитанием  в контексте ФГОС  ДО, где прописано это понятие, суть которого заключается  в  развитии  ценностно-смыслового восприятия произведений искусства и мира природы, в формировании элементарных представлений о видах искусства, в развитии творческой деятельности детей. Дошкольный возраст – возраст игры, поэтому модель школы неприменима в детском саду. В дошкольном возрасте важен принцип безоценочности со стороны педагога, важна самооценка самого  ребенка. Далее она остановилась на основных видах художественно-эстетической деятельности в детском саду: литературе, изобразительной деятельности, музыке, театральной и танцевальной деятельности. Беседа переросла затем в увлеченный диалог вокруг методики раннего развития детей, которой увлекаются сегодня многие родители.

               Следующим направлением проекта стало посещение детских кукольных и музыкальных спектаклей. Наибольшее впечатление от увиденного осталось у детей и родителей от посещения Детского музыкального лектория «Piccolo» , песчаной сказки-спектакля «Спящая красавица» в Музее театрального и  музыкального искусства (пл. Островского,6). Песочная  анимация сегодня – это один из самых удивительных видов изобразительного искусства. Sand-художник создает картины из песка прямо на глазах у детей. Очень мелкий песок струйками наносится на стекло – так создаются причудливые образы, плавно перетекающие из одного в другой. С помощью проектора изображение передается на большой экран, от которого дети  не могут оторвать свои взоры. Все 45 минут их внимание приковано к экрану. Одновременно звучащий голос ведущей, музыковеда Ольги Пикколо, и живая музыка П. Чайковского в исполнении фортепиано и скрипки погружают детей в удивительную атмосферу сказки. Дети становятся ее реальными участниками, изображая то цоканье копыт коня Принца, который скачет во дворец, то прорубают вместе с ним дорогу сквозь густой лес.

      Запомнилась детям и родителям интерактивная экскурсия «Путешествие по русским сказкам» в детском театре-музее «Сказкин дом на Горьковской». Дети вместе со сказочным персонажем Иваном-царевичем, роль которого исполнял актер, путешествовали из одной сказки в другую, самостоятельно исследуя сказочные интерьеры. Путешествие началось с Волшебной поляны, где можно было погулять по Лукоморью, потрогать руками дуб. В избушке Трех медведей дети сидели на их кроватях, на стульчике Мишутки, потрогали руками берестяной короб, в котором пряталась Машенька. В избушке Бабы-яги  дети познакомились с предметами русского народного быта и сказочного мира, увидели настоящую ступу Бабы-яги. Пролезая через печку, оказались   в пещере Кощея Бессмертного. Попутно в игровой форме дети узнавали названия сказок, их героев, отгадывали загадки, отвечали на вопросы Ивана-царевича.

           Творческая работа над проектом оказала благотворное  воздействие на всех: и на тех, кто работал в проекте, и на тех, кто просто соприкоснулся с ним.  Участие родителей и детей проекта в праздничных мероприятиях «Волшебник-недоучка», «Царевна-лягушка», в открытом занятии «Дымковская игрушка» украсило эти праздники, заставило других родителей задуматься, что и их дети не хуже и могут достичь таких же результатов, если дополнительно будут где-то заниматься. А дети в группе начали с уважением смотреть на своих сверстников, которые в чем-то знают и умеют больше, чем они. Музыкальный руководитель ближе познакомилась с семьями, расширила сферу общения с ними, подчерпнув из этого новую информацию. Укрепилось желание и далее привлекать родителей к творческому участию в праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для хар...

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"...

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка-дошкольника.

В статье раскрываются  важные вопросы о сотрудничестве детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребёнка....

"Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития нравственного воспитания ребенка"

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...

Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи в процессе нравственно-правового воспитания у дошкольников.

В воспитании ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если две стороны, близкие дошкольнику,...