"Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития нравственного воспитания ребенка"
консультация

Костина Дарья Александровна

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

/В. А. Сухомлинский/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_rod.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

/В. А. Сухомлинский/

К сожалению, сегодня нельзя сказать, что взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи находятся на удовлетворительном уровне. Большое количество современных педагогических публикаций посвящено этой проблеме, проводятся специальные исследования, посвящённые взаимодействию семьи и образовательного учреждения и социума в целом, но реальная практика очень медленно меняется в лучшую сторону.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Довольно распространена точка зрения, что воспитание малыша - это дело не очень важное и совсем нехитрое, не составляющее особого труда для человека, обладающего добрым сердцем и элементарными познаниями. Такое понимание проблемы является глубоким заблуждением. Данные педагогики детской психологии и возрастной физиологии свидетельствуют о том, что дошкольное обучение и воспитание играет решающую роль в физическом и духовном развитии человеческой личности.

 Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания. Для решения данной проблемы воспитателю требуется не только знание методов и приёмов формирования  нравственных качеств, но и умение применять их  в образовательно-воспитательном процессе.

Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей.

Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия и семьи.

Взаимодействие педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации с семьей предполагает построение новых отношений, поиск инновационных форм взаимодействия. Семья и дошкольная образовательная организация – это два социальных института, каждый из которых имеет свои особые функции. Необходимо всегда помнить, что они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста.
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Важную роль в процессе данного взаимодействия играют два условия: 1) доброжелательная атмосфера, 2) ситуации успеха для каждого участника образовательного процесса в ДОО. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности не готовности» к сотрудничеству.

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями детей старшего дошкольного возраста может осуществляться через:

 • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

  • организацию разнообразных программ совместной деятельности детей и родителей;

• предоставление информационно-педагогических материалов;

• объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.

При взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьями по вопросам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие принципы:

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в нравственном воспитании детей;

• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к воспитанию личности в семье и детском коллективе в дошкольной образовательной организации;

 • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольной образовательной организации – профессионально помочь семье в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

 • развитие интересов и потребностей ребенка;

 • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

 • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

 Данная цель реализуется через следующие задачи:

• воспитание уважения к детству и родительству;

• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;      

• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы 30 решения проблем нравственного воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

При взаимодействии с родителями в дошкольной образовательной организацией по вопросам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста педагоги применяют следующие формы: коллективные и индивидуальные, а также: письменные формы общения; стенды, собрания-встречи.

Направления взаимодействия дошкольной образовательной организацией с семьей по вопросам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, педагогическое образование родителей, совместная деятельность

Список используемых источников.

  1. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7719/2/Mitkina.pdf
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/12/proekt-vzaimodeystvie-dou-i-semi-v-nravstvennom-vospitanii-detey
  3. https://moluch.ru/archive/179/46287/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно – нравственных качеств ребёнка.

Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравст...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребёнка

Воспитание духовно-нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Наше дошкольное учреждение ведет систематиче...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребенка

В статье рассматриваются способы взаимодействия ДОУ и семьи, помогающие развивать духовно-нравственные качества ребенка...

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА "

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Именно в дошкольном возрасте формируются такие важные понятия, как добро и зло, честность, справедливость...

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"...