Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.
статья на тему
Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для характеристики образов главных героев - использую рекомендации авторов ТРИЗ Т.А.Сидарчук и А.А.Нестеренко. Вся работа строится в три этапа. В процессе подготовки к литературной гостиной, я рекомендую родителям приёмы, предложенные Н.А.Цыпиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная
как форма взаимодействия детского сада и семьи
ввопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.
На современном этапе большое внимание уделяется нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников.
Проблемами нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к традиционной культуре и литературе как важнейшей ее составляющей посвящены исследования В.А. Рыбина, И.С. Сушковой, Е.П. Шевченко. Работы Н.А. Ветлугиной посвящены анализу возможностей сочетания задач эстетического и нравственного воспитания детей.
Обобщение опыта современных педагогов свидетельствуют о том, что эстетическое и нравственное развитие дошкольников неразрывны. Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих педагогов, должна быть направлена на эмоциональный отклик детей, на доступные их пониманию явления социальной жизни; на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль; на формирование потребности в совместных действиях с целью усовершенствования мира.
Реализация задач данного направления воспитания эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Художественная литература как важнейший компонент культуры, по мнению О.Н. Ларионовой, призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями.
В.В. Зябкина обосновала предпосылки и технологические основы реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой. Она определила цель нравственно-эстетического воспитания как воспитание человека, чувствующего и ценящего доброе и прекрасное (в слове, образе, поступке, отношениях и др.); охрана и укрепление его духовного, физического и психического здоровья; выявление, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Проанализировав вышесказанное, мы столкнулись с проблемой: какие условия необходимы для более глубокого осознания детьми нравственных и эстетических основ произведений художественной литературы. Решение данной проблемы составило цель нашей работы.
В своей работе мы обратились к опыту В.В.Зябкиной по организации детско-родительских творческих встреч в форме литературной гостиной.
Организация и проведение литературной гостиной при непосредственном участии родителей и детей позволяет выполнить сразу несколько функций:
- информационно-предметную – расширение круга литературных произведений, предусмотренного программой литературного образования детей дошкольного возраста;
- деятельно-коммуникативную – формирование психологических и эстетических механизмов общения ребёнка с авторами и текстами художественных произведений, искусством. Формирование позиции читателя - «сотворца» и потребности в собственном творчестве;
- ценностно-ориентационную – присвоение ценностей добра, истины и красоты, заложенных в произведениях искусства, формирование мировоззрения и его отражение в собственном творчестве.
Принимая во внимание тот факт, что родители являются полноправными участниками воспитательного процесса, мы можем говорить о том, что литературная гостиная решает такие задачи как: - воспитание и углубление интереса детей к творчеству писателей и поэтов; воспитание желания у родителей включать их произведения в круг домашнего чтения;
- формирование установки на единство эстетических переживаний и чувств с нравственными переживаниями и чувствами при ознакомлении с произведениями дома и в детском саду;
- формирование нравственно-эстетических ценностей и уважение к людям, которые являются их носителями;
- воспитание дружелюбного, позитивного и уважительного отношения к выступающим;
- развитие, при поддержке членов семьи, театральных и художественных способностей детей.
В своей работе мы использовали различные модели построения Литературных гостиных:
- тематический вечер одного автора;
- встреча, посвящённая одной нравственной норме;
- диспут;
- творческий отчёт.
Многообразие существующих программ, методик, методических пособий ведёт за собой проблему выбора произведений художественной литературы. И, по мнению В.В.Зябкиной, ни одна программа не является самодостаточной, полноценной и не может существовать самостоятельно, не будучи дополненной другими, с учетом личного опыта детей.
В тоже время мы часто, выясняя характер или оценку поступка героя, слышим ответы детей: - Он хороший. А тот плохой. Весь мир черно-белый, упрощенный, так как ребенок не замечает оттенки характера, не обращает внимания на противоречивые поступки героев, не углубляется в причины этих поступков, не дает им оценки с разных точек зрения.
Мы предлагаем отступить от так называемого традиционного направления работы с художественным произведением и подойти к его изучению, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ Т.А. Сидарчук, А.А. Нестеренко.
Вся работа строилась в три этапа. На первом этапе, который назван подготовительным, мы предполагаем решить следующие задачи: сформировать умение чётко понимать, кто является главным героем произведения – носителем нравственных качеств, которые подвергаются анализу; сформировать механизм анализа характера героев, выделять основные нравственные нормы.
Особенностями этого этапа является то, что мы используем небольшие по объёму произведения (короткие стихи, сказки, небольшие рассказы, басни, вредные советы); яркое, полярное проявление нравственных качеств, не предполагающее неоднозначной трактовки; близость к опыту и интересам самих детей.
Наиболее значимым результатом этого этапа можно выделить сформированный алгоритм анализа характера героя. Но мы столкнулись с тем, что не только дети, но и зачастую сами родители испытывают затруднения, формулируя характеристику главного героя. Давайте, посмотрим вместе на любую народную сказку. Для нее характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся богатые описания героев, а тем более - суждения об их мотивах, характерах, морали. Получается, что ребенок должен сам всё это определить, используя только описанные в сказке события. Ведь это очень сложная задача. Чтобы помочь в ее решении, А.А.Нестеренко предлагает установить определенный порядок анализа. В нем мы используем для каждого героя пять взаимосвязанных вопросов. Именно взаимосвязанность позволяет использовать ответы на одни вопросы для следующих суждений. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестает быть трудной. Что же это за вопросы? Перечислим: вопрос о действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).
Организовывая совместные игровые действия детей и родителей, мы решаем несколько задач, с одной стороны - перенесение алгоритма анализа характера героя в опыт семейного воспитания; с другой стороны - решаем проблему недостатка умений у детей декламировать и выступать перед аудиторией.
На втором – основном этапе - мы стремимся развивать мыслительные способности, стимулировать проявления желания иметь свою точку зрения, формулировать и отстаивать её, аргументируя и обосновывая; свободно оперировать нравственно – эстетическими понятиями, улавливать их нюансы и грани, многослойность и неоднозначность трактовки (добро с кулаками, ложь во спасение, унижающая жалость…); сопоставлять нравственные уроки, усвоенные в процессе изучения образцов художественной литературы, и поступки героев одного нравственного направления из разных произведений; анализировать язык произведений, осознавать эстетическую значимость всех нюансов, оттенков, граней, гаммы, колорита в процессе работы со словом.
Можно выделить следующие особенности литературных произведения для данного этапа: содержание произведения не позволяет дать однозначной оценки («хорошо», «плохо»); наличие в произведении процессов внутреннего борения героя с самим собой, с обстоятельствами, в которые он попал, с несправедливостью окружающей действительности . . . явного или скрытого конфликта; возможность перенесения (наложения) нравственных уроков, полученных в результате работы над художественным произведением, в реальную жизненную ситуацию.
Мы считаем, что для того чтобы сформировать у ребёнка умение проявлять свою точку зрения на противоречивые обстоятельства и неоднозначные характеры главных героев художественных произведений, следует рекомендовать родителям поощрять и стимулировать желание детей, не оставаясь равнодушными, делиться своим мнением и выражать своё отношение в повседневных жизненных ситуациях. В дальнейшем родители могут «провоцировать» детей высказыванием предположений, приведением своих аргументов, позволяющих увидеть поступок или событие в другом ракурсе и через спорность ситуации сформулировать свою точку зрения. На этом этапе целесообразно использовать «вечер вопросов и ответов», этюды и миниатюры, основанные на увиденном, прочитанном или пережитом детьми, дидактические игры (например, «закончи предложение», «помоги героям помириться», «назови лишнее качество и обоснуй решение» и др.)
Третий этап был нацелен на развитие воображения, речевого творчества, активизацию проявления личностной и гражданской позиции; нахождение созвучности художественного произведения с музыкой, драматическим искусством, художественным творчеством; смешивание жанров, сюжетов, героев, их поступков, композиции, языка, внесение новых элементов в реальную жизнь и наоборот; видение результатов своей работы и реальное их оценивание.
Говоря об особенностях третьего этапа, следует отметить, что «новые произведения» создаются самими детьми путём творческого преобразования освоенного литературного материала; строятся оригинальные произведения по принципу коллажа; все сформулированные литературные новообразования обретают реальную форму через различные средства художественного творчества и находятся в свободном доступе для всех желающих.
Творческий этап предполагает самое активное участие родителей, как в процессе организации литературной гостиной, так и в ходе ее проведения. Они являются непосредственными участниками и равноправными соавторами своих детей.
Так совместно с родителями дети могут осуществить творческое рассказывание – пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями, в процессе которого целесообразно:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- выстроить повествование, давая свою оценку неоднозначным поступкам главных героев.
В процессе подготовки к литературной гостиной, мы рекомендуем родителям приёмы, предложенные Н.А.Цыпиной. Детям предлагается придумать окончание или пропущенное в тексте звено сюжета; описать ситуацию, на фоне которой разворачиваются действия, с новой, неожиданной точки зрения характеризующие главного героя; составить рассказ из личного опыта по аналогии с услышанным; составление рассказа из нескольких текстов, посвящённых одной нравственной теме. Мы использовали видеоролики, мультимедийные презентации, театрализованные игры, творческие этюды и других приёмы при активном участии родителей. Что позволило повысить эмоциональную значимость и практическую ценность этой деятельности для ребёнка.
Для диагностики нравственно – эстетического воспитания дошкольников мы использовали следующий комплекс методик: методика «Сюжетные картинки» и методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М.Калининой), методика диагностики эстетической воспитанности ребёнка Е.И.Шулёва, наблюдение за общением детей со сверстниками. Так результаты исследования позволяют говорить о значительном увеличении количества детей, имеющих представление о нравственных нормах, о росте числа детей, поступающих в соответствии ними, о качественном изменении отношения к нормам у большинства дошкольников. Данные результаты диагностики свидетельствует об эффективности нашей работы.
Литература: 1. Зябкина В.В., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе: Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2010.
2. Зябкина В.В. Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно – театрализованной деятельности / Под общ. ред. И.С.Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2011.
3. Зябкина В.В. Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала / Под общ. ред.В.И.Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. 4. Зябкина В.В. Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. – 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста
Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...
«Взаимодействие детского сада с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания старших дошкольников»
Проектная деятельность, партнерство – новые формы взаимоотношений детского сада с семьей, они еще не прожиты в достаточном жизненном опыте....
«Формы взаимодействия детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережение детей дошкольного возраста».
Выступление на городском методическом оъединение....
Доклад «Формы взаимодействия детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Выступление на ГМО...
Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка-дошкольника.
В статье раскрываются важные вопросы о сотрудничестве детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребёнка....
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...
Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи в процессе нравственно-правового воспитания у дошкольников.
В воспитании ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если две стороны, близкие дошкольнику,...