Статья Фольклор для самых маленьких
статья (младшая группа)

Москаленко Татьяна Вячеславовна

Фольклор   в развити детей играет важную роль.Он развивает не только речь малыша, но и позволяет обучить  его нравственным нормам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor_dlya_samyh_malenkih.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

                                                                                Воспитатель Москаленко Т.В.  

Фольклор для самых маленьких

                                                            Изучайте фольклор,

                                                         учитесь на нем.

                                                        Без знания прошлого

                                                   нет будущего.

                                                                                            А.М. Горький

Фольклор в переводе  с английского означает – народная мудрость.

Фольклор представляет словесное устное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования личности.

   Как и любое другое творчество, искусство, фольклор оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В фольклоре заложена мудрость поколений, соответственно на становление маленькой личности будет сказываться только положительный результат.

   Под малыми формами фольклора мы подразумеваем сказки, песни,  пестушки, частушки, потешки, пословицы, поговорки.

   Жизненные процессы, такие как одевания, купание, сопровождающиеся словами, очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает, откликается, сопровождает  свои действия словами - играет в ладушки, притопывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт музыки.

   В фольклоре отражены фрагменты жизни самого ребенка и это немаловажно, когда он учится самостоятельно держать ложку, самостоятельно есть. Это связанно с его здоровьем, поэтому овеяно заботой.

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке румяненький

Или:

Надо кашу варить,

Сашу кашкой кормить.

        Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях (умывания, одевания).

    Взрослый передает ребенку радость и бодрость, которые дарит человеку вода, эмоционально обыгрывая самые простые, обыденные ситуации.

Водичка, водичка,

Умой Тане (Мише) личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Или:

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода к низу,

А дитя кверху.

   Чтение вначале следует приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы («ляли»), а по прочтении спросить: «Где у «ляли» глазки? А у тебя, где глазки?» И здесь неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки, в которых обращается внимание ребенка к собственной персоне.

Вот, пример:

Глазки, глазки, вы что делали?

- Смотрели!

А, вы ушки, ушки, что делали?

- Слушали!

А, вы, ножки, ножки, что делали?

- Ходили!

   Овладение ходьбой – эпохальное событие в жизни ребенка. Вот почему так важно оценить действия малыша, скажем, такими стихами:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дорожке,

Топни, Катя, ноженькой.

Или:

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи,

Вот так, вот сяк походи!

   Чтение стихов, прибауток («Большие ноги - шли по дороге, маленькие ножки - бежали по дорожке») можно соединить не только с реальной ситуацией хождения, но и  разыграть ее с двумя разными по величине куклами.

   Полезны потешки, с помощью которых,  взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание, вовлеченность со всем, что его окружает.

 Вот, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас прихожий,

Коленька хороший.

Коленька пригожий…

Он по лугу едет –

Луга зеленеют.

К садам подъезжает

Сады расцветают и т.д.

Или:

В светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди ее любят,

Все ее голубят.

   

   Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире. Вот почему полезно подбирать произведения, в которых лаконично и точно говорится о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек:

Собака на кухне

Пироги печет.

Кот в углу

Сухари толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

   Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека; животные действуют в произведениях на равных, как люди, кисонька - мурысонька едет на маленку, котик идет на торжок, курочка метет избушку или идет за водичкой, сорока варит кашу и т.п.

   Так постепенно дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне («Вот и люди спят, вот и звери спят»; «Вот и ночь пришла, темноту привела. Заснул петушок, запел сверчок»). Обязательно уловят отношение человека к животному, его доброту, ласку. Что значит заботиться о животном, малыши еще не понимают, но эмоционально чувствуют общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому:

Уж как я свою коровушку люблю,

Свежей травкой я Буренушку кормлю,

Ты иди, моя коровушка, домой,

Напою тебя водою ключевой.

   Хочется подвести итог.  Фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает речь малыша, но и позволяет обучить его нравственным нормам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зёрнышек я дам"

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Аппликация....

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."Актуальность: Большое количество птиц гибнет в зимние холод...

Конспект игры - занятия по сенсорному воспитанию во 2 младшей группе на тему: « Я маленький да удаленький - помогу хоть большому, хоть маленькому»

Данная работа состоит из следующих частей:1. Сюрпризный момент ( дидактическая игра " Кто српятался в коробке")2. Д.И. " Чей голосок ?"3. Д.И. "Подбери клубочки по размеру"4. Пальчиковая гимнастика "У...

"Маленькие детки - маленькие бедки".

Консультация для родителей....

Сценарий тематического дня на тему: «Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам…» (II младшая группа ).

Сценарий тематического дня на тему:«Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам…»(II младшая группа )....