Психологический тренинг «Мужской и женский клуб», как пример эффективной адаптации детей в коллективе.
материал (младшая группа)
Адаптация детей в коллективе – один из важнейших аспектов работы педагога, особенно в первые дни его создания, когда коллектив проходит стадию становления, как единый организм временного общества. В течение организационного периода, педагогу очень важно не только познакомить подопечных с жизнью и законами организации в которую они пришли, но и с порядками проживания в коллективе, настроить детей на бесконфликтное, дружелюбные отношения на протяжении всего пребывания, активно принимая участие в формировании группы и внутренних настроений в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_trening.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг «Мужской и женский клуб», как пример эффективной адаптации детей в коллективе.
Адаптация детей в коллективе – один из важнейших аспектов работы педагога, особенно в первые дни его создания, когда коллектив проходит стадию становления, как единый организм временного общества. В течение организационного периода, педагогу очень важно не только познакомить подопечных с жизнью и законами организации в которую они пришли, но и с порядками проживания в коллективе, настроить детей на бесконфликтное, дружелюбные отношения на протяжении всего пребывания, активно принимая участие в формировании группы и внутренних настроений в ней.
Именно с этой целью был разработан тренинг «Мужской и женский клуб». Основной задачей этого тренинга является выработка правил положительного поведения в детском коллективе, которая происходит с непосредственным участием детей. К остальным задачам можно отнести следующие:
- организацию группы, как коллектива;
- формирование положительного настроя на командную работу;
- обучение детей работе в команде;
- профилактику конфликтных ситуаций;
- выработку стремления к победе;
- тренировку выступления на публике;
- формирование способности отстаивать свою точку зрения;
- организацию творческой работы детей;
- развитие креативности;
- формирование норм нравственности;
- знакомство детей с нормами этикета.
Суть создания клубов заключается в том, что коллектив делится на две группы по гендерному признаку, которые под руководством педагога собираются в отдельном помещении. В случае если девочек или мальчиков в коллективе значительно меньше, можно объединиться с другой группой, близкой по возрасту (оптимальное количество участников клуба - 15 человек). Каждый клуб должен сформировать свой кодекс поведения, «Кодекс настоящего мужчины» - для мальчиков и «Кодекс истиной леди» - для девочек, который, как конечный результат проведения мероприятия, будет включать в себя пункты, обязательные для выполнения каждым ребенком, и соблюдаться детьми на протяжении всего периода игры.
Так, младшим группам будет достаточно 1 недели, детям от 11 до 13 лет – две недели, с более старшими воспитанниками игру можно растянуть на месяц. Важно сообщить детям сколько будет длиться данный эксперимент. А в день подведения итогов предложить следовать кодексу дальше или внести некоторые поправки, если они необходимы.
Для педагогов данные кодексы являются основанием для мотивации детей к правильному поведению, соблюдению порядка и дисциплины внутри группы. Дополнительно мотивировать детей к соблюдению кодекса можно обозначив присвоение званий «Настоящего мужчины» и «Истиной леди» соответственно, или вручением приза на классном часу или подобном мероприятии, заранее обозначенном детям как подведение итогов через месяц или чуть ранее, в зависимости от возраста группы и динамики положительных результатов на усмотрение педагога.
На «заседании» клуба педагог предлагает детям выбрать из представленного большого списка качеств (различающихся также по гендерному признаку) по 1- 3 карточки (в зависимости от возраста детей: 8 – 10 – по одному из списка, 11-13 по два, 14-16 по три) с наиболее важным на их взгляд описанием.
Например, в списке для девочек присутствуют такие качества как: дружелюбие, внимательность, уважение, забота к младшим, умение хорошо вести хозяйство, хорошо готовить, креативность, бесконфликтность, аккуратность, умение хорошо выглядеть, обладание какими-то творческими талантами и многое другое.
В мужском списке отражаются такие аспекты, как честность, справедливость, умение правильно пользоваться своей силой, уважение к чужому мнению, к чужому труду, почтительное отношение к старшим, а также к тем, кто младше или слабее тебя. Очень важно, чтобы карточки не повторялись.
После того, как дети сделали свой выбор, лишние карточки убираются и в дальнейшем развитии тренинга они не участвуют. Каждый из присутствующих должен объяснить свою точку зрения по поводу выбранных им качеств, обосновать свое решение. В этот момент должен соблюдаться определенный порядок: говорит только один человек, остальные участники могут задавать вопросы, но только после того, как закончит говорить выступающий, и будут заданы необходимые вопросы педагогом, проводящим тренинг.
Далее педагог обозначает требования к кодексу – он должен состоять только из тех качеств, которые уже были озвучены и в данный момент находятся в руках у детей. Количество пунктов должно быть 8-12, но обязательно меньше количества участников. В этом случае возникает конкуренция, каждый стремиться доказать, что его пункт более важен и он должен быть включен в Кодекс. В этот момент педагогу важно направить детей на выбор тех качеств, которые будут полезны в условиях жизни в конкретном коллективе.
Примером такого выбора может послужить карточка «умение готовить» из женского списка, которая в обычной жизни является одной из главных характеристик женщины, а в случае нахождения детей в школе/детском саду/центре дополнительного образования является невостребованной. Но будет разумно заменить ее на карточку «хозяйственность» или «умение поддерживать чистоту» - чтобы привить детям аккуратность за столом, уважение к чужому труду и настроить на помощь персоналу, если в организации предусмотрено кормление детей (убирать грязную посуду, помогать накрывать на стол, разливать компот и чай по стаканам).
В момент формирования кодекса ведущую роль на себя берет ребенок с яркими лидерскими качествами. В случае если такого ребенка не оказывается, или дети в отряде маленького возраста, эту роль выполняет педагог. Он должен разделить все выбранные качества на более важные и второстепенные. В ходе дебатов остаются наиболее важные качества, которые впоследствии включаются в Кодекс.
На протяжении всего мероприятия педагог обязан следить за ходом обсуждения, пресекать конфликтные ситуации, а лучше, стараться их избегать, находить компромиссы в выборе того или иного качества. Так необходимо объяснить детям, что одни качества могут вытекать из других, а какие-то являться крайне противоречивыми уже выбранным, поэтому некоторые пункты не будут включены в список. В случае, когда выбранная ребенком карточка не побеждает в дебатах, важно дать ребенку убедительное объяснение этого, предпринять меры, чтобы у него не осталось негативного впечатления, и он не потерял интерес к игре. Очень важно привлекать к обсуждению всех детей, даже тех, кто не смог доказать, что выбранные им карточки важны.
Когда необходимое количество пунктов сформулировано, дети приступают к оформлению своих Кодексов. Для этого предлагается детям, проживающим в одной комнате, сидящим за одним столом или складывающим вещи в соседние шкафчики оформить полученный документ по своему вкусу, проявив творческие способности и креативность. Внешний вид кодекса и его оформление не будет учитываться при подведении итогов в конце игрового периода, о чем также необходимо сообщить детям. Деление на подгруппы также происходит с инициативы педагога, если по его мнению это необходимо. Данный пункт можно опустить если группы не многочисленны или коллектив слаженно работает и при креативном оформлении не возникнет проблем. Тогда можно оставить только два Кодекса – мужской и женский – креативно их оформить каждой гендерной группой и повесить в зону классного уголка или по желанию детей найти для документов более достойное место.
С этого момента детям необходимо соблюдать правила, а педагогу – следить за их соблюдением, направляя детей в нужное русло общения внутри коллектива.
Тот факт, что дети самостоятельно обозначили для себя правила поведения, сформулировали положительный образ коллектива и внутреннего взаимодействия в коллективе, является фундаментом для создания дружеских отношений у мальчиков и у девочек между собой и по отношению друг к другу, а также формирования у детей чувства принадлежности к коллективу и необходимости поддерживать его положительный имидж.
Тренинг обеспечивает педагогу более спокойную адаптацию детей в условиях коллектива, становление группы, как сплочённого дружеского коллектива и минимизацию проблем с дисциплиной, так как четкие рамки поведения не навязаны детям сверху, а сформулированы ими, что позволяет педагогу в большей степени требовать с группы соблюдение правил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание: мужское и женское" - психологическая игра для родителей - мам и пап. Конспект занятия
Психологическая игра для родителей мужского и женского пола. Позволяет родителям лучше понять друг друга. Родители делятся на две команды: мужскую и женскую. Подходит для родительских собраний или зас...
Методическая разработка "Создание условий для эффективной адаптации детей раннего возраста"
Эта разработка одинакова полезна для воспитателей, так и для родителей....
«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»
Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям с целью снижения психоэмоционального напряжения....
Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"
В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...
Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...
Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»
Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...
Мастер-класс «Социально-психологический тренинг как одна из форм адаптации и подготовки молодых специалистов к конструктивному взаимодействию в коллективе дошкольной образовательной организации»
В мастер-классе описан опыт работы педагога-наставника по взаимодействию с молодыми специалистами ДОУ в форме тренинга....