Мастер-класс «Социально-психологический тренинг как одна из форм адаптации и подготовки молодых специалистов к конструктивному взаимодействию в коллективе дошкольной образовательной организации»
материал
В мастер-классе описан опыт работы педагога-наставника по взаимодействию с молодыми специалистами ДОУ в форме тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_master_klass.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Социально-психологический тренинг как одна из форм адаптации и подготовки молодых специалистов к конструктивному взаимодействию в коллективе дошкольной образовательной организации»
НА 1 СЛАЙДЕ
«Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?»
Марк Фабий Квинтилиан
Выступление
Добрый день, уважаемые коллеги!
Каждый из нас когда-то был в своем коллективе в роли молодого специалиста, поэтому все мы знаем не понаслышке, что любой человек, который делает первые шаги в своей профессиональной деятельности, испытывает определенные трудности.
Для успешного становления молодого специалиста в дошкольной образовательной организации ему не достаточно иметь багаж теоретических знаний. Преодолеть трудности профессиональной адаптации молодых специалистов педагогики способствует благоприятный психологический климат в коллективе, наличие педагога-наставника и личностно-ориентированный подход к организации методической деятельности.
НА 2 СЛАЙДЕ
«Социально-психологический тренинг как одна из форм адаптации и подготовки молодых специалистов к конструктивному взаимодействию в коллективе дошкольной образовательной организации»
Мастер-класс
Выступление
Одной из эффективных форм подготовки молодых специалистов к конструктивному взаимодействию в коллективе являются социально-психологические тренинги. Это и обусловило выбор представленной на слайде темы нашего мастер-класса.
НА 3 СЛАЙДЕ
Социально-психологический тренинг – это активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения.
Структура тренинговых занятий
- Ритуал приветствия – способствует групповому сплочению, создаёт атмосферу доверия и принятия;
- Разминка;
- Основное содержание занятия;
- Заключительный этап.
Выступление
Социально-психологические тренинги с педагогическим персоналом детского сада – это специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности и формирования навыков общения с людьми, что позволяет решать личностные проблемы участников.
Любые тренинговые занятия имеют определенную структуру и состоят из четырех этапов: приветствие, разминка, основная часть и заключение.
НА 4 СЛАЙДЕ
Тренинг с педагогическим коллективом «Сила в единстве»
Цель данного тренинга – содействие успешной социально-психологической адаптации молодых специалистов и построение эффективного командного взаимодействия в коллективе.
Задачи:
- сформировать умения педагогов использовать средства эффективного взаимодействия в коллективе;
- предоставить возможность молодым специалистам лучше узнать педагогический персонал и традиции детского сада;
- установить атмосферу сотрудничества в группе педагогов.
Выступление
Сейчас я представлю вашему вниманию один из применяемых мной в работе с молодыми специалистами тренингов, согласно структуре.
Цель и задачи данного тренинга представлены на слайде.
Итак, мы начинаем. Уважаемые участники мастер-класса, прошу занять свои места.
(Звучит музыка торжественная, подвижная, пока участники идут к столу. Остальные хлопают. На столе стоит табличка «Молодой педагог». Кто занимает это место, становится в роли молодого педагога)
Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на нашем тренинге «Сила в единстве».
Уважаемый наш молодой специалист, представьтесь, пожалуйста.
(Молодой специалист представляется)
(На столах плакат с надписью «Механизм взаимодействия»)
Комментарий: Перед началом тренинга обязательно устанавливаются свои определенные правила поведения, которые необходимы для того, чтобы сделать работу максимально плодотворной и комфортной для всех участников. Они обеспечивают корректное и уважительное отношение между участниками.
Для обыгрывания правил тренинга предлагаю следующее упражнение.
Коллеги, перед вами на столе лежит механизм нашего тренинга, который нам надо привести в действие. А запустим мы его при помощи вот таких шестеренок с правилами поведения на тренинге. Для этого нам надо, чтоб наши детали все совпали, сошлись. Предлагаю вам по очереди поднять свою шестеренку, озвучить правило и прикрепить к нашему «Механизму взаимодействия». (Коллеги выполняют предложенное задание).
Коллеги, вот смотрите, шестеренки все собраны, механизм наш заработал, точно так же, как заработал наш тренинг.
Теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью ритуала «Волшебные салфетки».
НА 5 СЛАЙДЕ
1 этап - Ритуал приветствия
Выступление
Коллеги, я беру для себя несколько салфеток и передаю вам их со словами: «На случай, если потребуются, возьмите себе немного волшебных салфеток».
Взяли салфеток, передаем дальше по кругу с этими же словами.
Теперь я прошу вас по очереди представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток вы взяли.
Начну с себя. У меня 3 салфетки, значит я должна сказать о себе 3 факта.
Меня зовут Асель, мне 35 лет, любимое время года – лето, в свободное время люблю повязать.
Дальше продолжаем, говорим любые факты о себе.
(Участники по очереди представляются)
Замечательно. Знакомство прошло удачно!
Комментарий: Коллеги, после каждого упражнения в тренинге, обязательно проводится рефлексия при помощи вопросов. Например:
- Сложно ли вам было сразу вспомнить о себе какие-то факты?
НА 6 СЛАЙДЕ
2 этап – Разминка
Выступление
Сейчас для снятия эмоционального напряжения и мышечных зажимов каждого из нас, я предлагаю упражнение «Танец отдельных частей тела».
Сейчас зазвучит музыка, я буду называть по очереди части тела, танец которых должен быть вами исполнен. Для удобства предлагаю вам встать со своих мест. Поехали:
танец кистей рук
танец рук
танец головы
танец плеч
танец живота
танец ног.
Старайтесь как можно активнее использовать в танце названную часть тела.
Спасибо вам за замечательный танец, сейчас можете занять свои места.
НА 7 СЛАЙДЕ
3 этап – Основное содержание занятия
Выступление
Коллеги, мы с вами познакомились, расслабились, установили контакт, теперь переходим к следующему этапу нашего тренинга.
Сейчас мы с вами выполним упражнение «Я в лучах солнца».
Коллеги, каждый из вас на листе бумаги нарисуйте круг. В круг впишите своё имя. Далее прорисуйте лучи, идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом запишите качества характера, которые наиболее точно характеризуют вас.
Комментарий: Это упражнение поможет молодому специалисту представить коллективу свои лучшие личностные и профессиональные качества.
(После выполнения упражнения, обращаюсь к молодому специалисту)
ИО, есть ли в вашем списке и положительные, и отрицательные качества? Или какие-то только одни?
Можете озвучить коллегам свои лучшие качества характера?
(Обращаюсь к другому участнику)
ИО, какие качества у вас преобладают – положительные или отрицательные? Можете озвучить свои отрицательные качества?
Рефлексия: Коллеги, ваши мнения по поводу упражнения, возникли ли у вас трудности при его выполнении?
Следующее упражнение «Этюд».
Коллеги, мы продолжаем. Предлагаю вам выбрать один из листов (розовый или зеленый).
Те, кто принял розовый, продолжите фразу «В последнее время меня на работе радовало…».
А те, кто вытянул зеленый, продолжите предложение «В последнее время меня на работе огорчало…».
Комментарий: Коллеги, данное упражнение позволяет познакомиться молодому специалисту с психологической обстановкой в коллективе, внутренним укладом.
И по обычаю, после упражнения проводится рефлексия: вызвало ли у вас трудности данное упражнение?
Утаили ли вы истинные факты?
Упражнение «Чемодан»
Коллеги, а теперь мы соберем ИО «чемодан» в дорогу, а вернее в профессиональный путь. А вместо вещей мы положим туда ваши пожелания и советы, которые понадобятся нашему молодому специалисту для успешного профессионального и личностного развития.
Возьмите листочки и ручки и напишите ваши пожелания и советы. А теперь, озвучив их, положите вот в такой импровизированный чемодан.
(звучит музыка)
Вручаю чемодан молодому педагогу
ИО, возьми с собой в профессиональный путь этот чемодан с пожеланиями и советами, да не растеряй их по дороге.
НА 8 СЛАЙДЕ
4 этап – Заключительный этап
Выступление
Коллеги, завершающим этапом тренинга является рефлексия.
Упражнение «Сердце коллектива»
(под музыку из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть своё сердце? Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в нашем тренинге. Пожалуйста, допишите незаконченное предложение на маленьких сердечках. Озвучьте свои итоги и прикрепите все маленькие сердечки на наше большое сердце.
Вопросы:
• Мне сегодня…
• Я узнала, что …
• Я была удивлена тем, что …
• Я была разочарована тем, что …
Ну вот, все игры пройдены, добрые слова и пожелания сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе мы – сила! Благодарю вас за активную работу в мастер-классе! Давайте наградим себя аплодисментами!
Выступление
Подводя итоги, хочется сказать, что современное образование нуждается в успешных педагогах. Многое зависит и от нас, педагогов-наставников, и от нашего желания подготовить молодых специалистов такими, которых будут ценить и уважать дети, которые будут стремиться выстраивать обучение и воспитание так, чтобы подрастающее поколение стало гордостью современной России.
Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь бесконечен!
Благодарю всех за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План подготовки и проведения мероприятий, посвященных Дню космонавтики, в дошкольной образовательной организации
План подготовки и проведения мероприятий...
РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовке «Педагогическое образование: инструктор по физической культуре в дошкольной образовательной организации» Тема: «Методы наказания как средство воспитательного воздействия»
Введение В настоящее время, вопрос о применении наказания является очень актуальным, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Од...
Презентация выпускной квалификационной работы "Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации"
Цель работы:"Выявить наиболее эффективные методы и формы взаимодействия педагогов ДОО с семьей....
Особенности и пути конструктивного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современных условиях
презентация...
Методические материалы из опыта моей профессиональной деятельности во взаимодействии с воспитанниками дошкольной образовательной организации.
В данном разделе предложены варианты методических разработок организованной образовательной деятельности и сценарии проведения совместной деятельнсти с воспитанниками ДОО,...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...
"Дошкольный патруль" - как форма включения принципов пионерского движения в инклюзивное образование и коррекционную работу дошкольной образовательной организации.
Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста. Он представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию ч...