Моё самообразование
консультация (старшая группа)
Вопросы развития правильной речи и развитие бурятской речи у детей очень актуальны. Благодаря родной речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями родная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми на родном языке. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы по самообразованию | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Могсохонский детский сад «Наран»
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Дидактические игры как средство родной речи детей дошкольного возраста»
Гатауллина Цындыма Бадмашидиевна
Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 год
Предполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.
Актуальность темы:
Вопросы развития правильной речи и развитие бурятской речи у детей очень актуальны. Благодаря родной речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями родная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми на родном языке. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы, так как в современном мире, где лидирует гаджеты, ребёнок забывает свой родной язык.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию родной бурятской речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития родной речи является одной из актуальных.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития родной речи детей посредством дидактической игры.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты…);
- повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие родной речи детей дошкольного возраста.
- обогатить предметно-развивающую среду группы
- подготовка консультаций для родителей по данной теме
- составление картотек дидактических игр по развитию речи
- создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр
- укрепить связи между детским садом и семьёй.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Повышение уровня развития родной речи у детей.
- Умение обратиться за помощью к взрослым.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие познавательной активности, творческих способностей.
- Умение самостоятельно играть в игры.
Для воспитателя:
- Новые знания о развитии родной речи детей.
- Желание работать в этом направлении.
- Повышение самообразования.
- Укрепление отношений с родителями.
Для родителей:
- Сближение с детьми и педагогами.
- Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
Вид деятельности:
- Самостоятельная деятельность педагога.
- Составить перспективный план работы по развитию родной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
- Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр.
- Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе
- Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Птицы», «Овощи и фрукты» , «Времена года» и т. д.
- Разработка дидактических игр: «Где то живет?», «Кто чем питается?», «Кто где обитает?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Продолжи ряд», и т. д.
Этапы работы над темой:
1 этап – подготовительный: Связан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по вопросам «развитие родной речи дошкольников через дидактическую игру». Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель.
2 этап – практический: Проводить опытно-экспериментальную работу в детском саду.
3 этап – итоговый: Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и оформление материалов по самообразованию.
Подготовительный этап
Методологический раздел
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценированные какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и бурятские народные игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает родную речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические
обобщения о звуковом составе слова.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития родной речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Практический этап
Месяц | Тема | Содержание работы |
В течение года | Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий воспитателей по данной теме. | Список литературы. Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. |
Сентябрь Октябрь | Роль игры в жизни детей. Развитие речи в средней группе | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Дидактические игры на занятиях. |
Ноябрь | Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста | Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. Дидактические игры на занятиях. |
Декабрь | Влияние русских, бурятских народных сказок на развитие речи детей дошкольного возраста | Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы |
Январь | Игры и упражнения для развития речи детей среднего. Говорим правильно | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Подготовка дидактического материала. Участие родителей в изготовлении дидактических игр. Консультация для родителей. |
Февраль | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Просмотр мультфильмов, слушание песен. Картотека песен, мультфильмов |
Март | Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи» Развитие связной речи через театральную деятельность. | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. |
Апрель | Игра на развитие словарного запаса. Совместное творчество детей и родителей | Буклет для родителей. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
Май | Подготовка к летней оздоровительной работе. Результаты проведенной работы по самообразованию. | Отчет. |
Для детей (игры, пособия) | Для родители (консультации, папки-передвижки) | Для педагогов (рекомендации, картотеки) |
Д/и «Дикие и домашние животные» | Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка» | Картотека словесных дидактических игр для детей |
Д/и «Четвертый лишний» | Консультация «Развитие речи детей четвертого –пятого года жизни» | Картотека артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет |
Д/и «Варим суп и компот» | Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни» |
|
Д/и «Кто чем питается?» | Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад» |
|
Д/и «Кто где живет?» | Буклет «Развитие речи детей 5-6 лет» |
|
Д/и «Кто где обитает?» | Буклет «Тренируем пальчики - развиваем речь» |
|
Д/и «Посади божью коровку на свой листочек» |
|
|
Д/и «Продолжи ряд» |
|
|
Список литературы
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.
- Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА
- Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
- Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»
- Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
- Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
- Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
- Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
- Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...