Организация экспериментальной деятельности в младшей группе детского сада методическая разработка опытов в помощь воспитателям ДОУ.
методическая разработка (младшая группа)
Методические рекомендации проведения опыта для воспитателей: 1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности. 2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям. 3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе. 4. Подводить детей в процессе опыта к Самостоятельным выводам. 5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта. 6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания. Эксперимент — то же, что и опыт. «Толковый словарь русского языка»
Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект.
Методические рекомендации проведения опыта для воспитателей: 1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности. 2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям. 3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе. 4. Подводить детей в процессе опыта к Самостоятельным выводам. 5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта. 6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей
«Развивающая среда по экспериментальной деятельности в ДОУ» 1. Соответствие развивающей среды реализуемой программе и технологиям, «Временным стандартам по дошкольному образованию». 2.Соответствие развивающей среды возрастному составу детей. 3.Доступность оборудования для проведения опытов. 4.Безопасность развивающей среды. 5.Наличие схем проведения опытов. 6.Наличие картотеки опытов в группе. 7.Наличие оборудования, изготовленного детьми и воспитателями. 8.Рациональность размещения зоны или уголка эксперимента.
Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте Развитие воображения зависит от развития чувственной сферы ребенка, а этому способствует экспериментальная деятельность. С чем можно экспериментировать в дошкольном возрасте? Экспериментировать можно с предметами рукотворного и нерукотворного мира, которые окружают ребенка. Именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания, при этом интенсивно развиваются его внимание, память, мышление. Эксперимент помогает ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Экспериментируя, дети знакомятся со свойствами веществ. Минус самостоятельного опыта — это опасность: мелкие, колющие и режущие предметы. Экспериментируя со своим телом, ребенок может затолкать в рот, уши, ноздри мелкие предметы, а также поранить себя острыми предметами. Жидкость можно попробовать на вкус, поэтому об этом никогда не стоит забывать. Что опасно для жизни ребенка, исключите из уголков эксперимента или проводите эксперимент вместе с ним, но материал, опасный для жизни, храните в недоступном месте. Вода Это среда, в которой находился ребенок. Ребенку нравится играть с игрушками в ванной. Он видит, что одни предметы тонут, а другие плавают. Плавает или тонет? Налейте в таз воды и дайте малышу плавающие предметы, игрушки (пробки, дощечки, кораблики). Переливание воды. Воду можно переливать из кружки в кружку, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку. Растворение сахара. Можно показать, как растворяется сахар, попробовать сладкую водичку на вкус. Окрашивание воды. Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду. Воздушные пузыри (бульбочки). С помощью трубочки от коктейля, соломинки можно сделать воздушные пузыри в стакане. Мыльные пузыри. При помощи специального приспособления воспитатель пускает мыльные пузыри, а дети за ними наблюдают или ловят руками. Ловля пузырей вызывает у детей радость, чувство восторга. Капельки. С помощью пипетки можно понаблюдать, как получаются капельки и какие звуки они издают, падая на твердую поверхность. Впитывание воды. Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка. Песок Строим дом. О терапевтических свойствах песка давно известно. Он привлекает детей и как строительный материал, если его смочить водой. Из песка можно лепить куличи. Сыпучесть песка. Песок можно пересыпать из одного ведерка в другое, при помощи совка и воронки насыпать в пластиковую бутылку. Красим песок. С помощью взрослого можно выкрасить песок гуашью в другой цвет. Раздувание песка. При помощи спринцовки можно раздувать песок, имитируя ветер. Этот опыт можно делать и в пластиковой бутылке, если туда насыпать песок, а в крышку вставить спринцовку. Нажимая ее, вызывают движение песка в бутылке. Глина Размельчение глины. Сухая глина твердая и сыпучая, ее можно размельчать в ступке. Лепка. Из мокрой глины можно лепить, влажную глину размазывать пальчиком по доске. Что произойдет с поделкой, если ее положить на солнце? А если по высушенному кусочку постучать молотком? Растворение в воде. Размешайте глину в воде. Что с ней происходит? Пусть растворенная глина некоторое время постоит. Что вы наблюдаете? Камешки С ними малыш встречается на прогулке, видит на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку), попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят. Бумага Ее можно рвать, сгибать, превращать в комки. Из нее делают кораблики и отправляют их в плавание, на ней рисуют разными материалами. Бумага разная по цвету, текстуре. Природный материал Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика). Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок. Зеркало С его помощью ребенок познает себя.. Водя зеркалом, можно получить солнечного зайчика. Попросите мам своих воспитанников принести в группу зеркальца от компактной пудры, тогда на прогулке у каждого ребенка будет свой солнечный зайчик. Вертушки, султанчики, полоски из бумаги Эти игрушки помогут наблюдать за направлением ветра. Некоторые из них издают звуки при трении о воздух, тогда можно будет услышать песенку ветра.
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
Картотека опытов для детей 3—4 лет
Песок
«Я пеку, пеку, пеку деткам
всем по колобку» —
экспериментируем с
мокрым песком
У детей разнообразные формочки, ведерки и
совочки. Воспитатель предлагает слепить
пирожки разной формы
«Сыпучий песок» —
экспериментируем с сухим
песком
Воспитатель предлагает испечь пирожки из
сухого песка. Что происходит? Предлагает
взять песок в руки и просыпать его струйкой.
Потом раздает детям кулечки с дыркой и
предлагает сыпать из них песок, можно
порисовать струйкой песка
3 Научить детей получать
разноцветный песок
Приготовить гуашь, разведенную водой, и
светлый песок. Показать детям, что можно
красить не только бумагу, но и песок
Снег
1 «Разные ножки топают по
снежной дорожке» —
научить детей получать
четкие следы на снегу
Воспитатель учит детей, как получить четкие
следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает
отпечаток его фигуры на ровном снегу.
Показывает, как получить из снега различные
фигуры
п/п Тема опыта, цель Содержание и оборудование
2 «Ледяная горка» —
показать детям, как делать
горку для куклы
При помощи детских лопаток воспитатель и
дети делают горку для куклы из снега, потом
поливают ее водой и наблюдают до конца
прогулки, что происходит с горкой. Затем
катают куклу с ледяной горки
3 «Снежный городок» — Воспитатель из снега лепит колобок и
научить детей делать из
снега колобки и большой
дом
предлагает детям сделать такой же. Потом
показывает, как из маленьких колобков
можно построить большой дом, который
называется снежной крепостью
«Разноцветные фигуры» —
научить детей
раскрашивать снежные
фигуры
На прогулке воспитатель делает вместе с
детьми фигуры из снега: снеговики,
черепашки, пирожки, снежный городок из
маленьких комков снега. Помощник
воспитателя выносит теплую разноцветную
воду в брызгалках, и дети раскрашивают
водой фигурки из снега
Вода
«Кораблики»
познакомить детей со
свойствами плавающих
предметов
Воспитатель делает детям из бумаги
кораблики, а потом -запускают их в лужи.
Если это происходит в группе, то в таз с
водой пускают плавающие и металлические
игрушки, потом наблюдают, что с ними
происходит
«Нырки» — познакомить
детей со свойствами
«ныряющих» игрушек
Детям раздают теннисные шарики и
показывают, что с ними происходит, если их
бросить в воду
3 «Буруны» Каждый ребенок получает пластиковый
стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель
показывает, как получить буруны в стакане.
4 «Соберем водичку» —
научить детей пользоваться
губкой для сбора воды
Каждому ребенку дается разноцветная губка.
Воспитатель закрепляет знание детей о цвете
на губках, потом показывает, как можно
собрать воду со стола в таз при помощи
губки
5 «Пена» — научить детей
делать пену из шампуня
В таз наливают теплую воду, потом
добавляют шампунь. Взбивая руками воду,
получают пену. В такой воде можно купать
куклу
Бумага
1 «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие
кусочки и делают из них аппликацию
2 «Бумажные комочки» —
познакомить детей с новым
свойством бумаги —
скатыванием
Воспитатель учит детей делать из бумаги
комочки, а потом из них коллективную
аппликацию
3 «Бумажные полоски» Детям раздают ножницы и половинку
альбомного листа, потом показывают, как
получить полоску при помощи ножниц.
Вырезанные полоски можно использовать,
чтобы узнать, есть ли на улице ветер
Солнце
1 «Солнечные зайчики» —
научить детей играть с
солнечным зайчиком
Вынести в солнечный день на участок
зеркало и научить детей, как пускать
солнечного зайчика. Организовать игры с
солнечным зайчиком
2 «Тень» — познакомить
детей со свойством
солнечного света
Рассказать детям, как возникает тень,
понаблюдать за движением тени
3 «Разноцветные стекляшки»
— познакомить детей со
свойствами прозрачного
стекла
Раздать детям разноцветные стеклышки и
понаблюдать через них, как меняется
окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие компетентности родителей в вопросах организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду и дома.( из опыта работы)
цель моей работы – привлечь родителей к активному участию в педагогическом процессе через совместную с детьми экспериментальную деятельность....
Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе детского сада.
Данный материал включает в себя опыты и эксперименты по ознакомлению со свойствами воды....
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воздухом"
Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"media","view...
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воронкой"
Цель: формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21664806","attribu...
Методическая разработка: Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе детского сада по теме «Весна»
Задачи:- систематизировать представления детей о времени года - весне;-закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие всязи между ними....
Проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты для детей»
Цель: создать условия для развития поисково-познавательной деятельности дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развитияЗадачи: формировать у детей дошкольного возраста диалек...
Методическая разработка «Продуктивные виды деятельности в младших группах детского сада»
Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, получают возможность полноцен...