Проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты для детей»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тетюшкина Ольга Ивановна

Цель: создать условия для развития поисково-познавательной деятельности дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития

Задачи: формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязи взаимозависимостей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты для детей»

Цель: создать условия для развития поисково-познавательной деятельности дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития

Задачи: формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязи взаимозависимостей.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира.

Понимая значение экспериментирования для психическо¬го развития ребенка, я открыла в группе детского сада лабораторию, которая оснащена не¬обходимым оборудованием и материалами для реализации, предлагаемой мною работы. Это дает мне возможность:

•        использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

•        не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»...). Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми сред¬него дошкольного возраста по 15—20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и по¬знавательных интересов детей.

Во время занятия проводятся один - два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и два-три эксперимен¬та с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).

Структура проведения игры-экспериментирования:

•        постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

•        выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

•        проверка гипотез;

•        подведение итогов, вывод;

•        фиксация результатов;

•        вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы:

•          внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

•        тайна, сюрприз;

•        мотив помощи;

•        познавательный мотив (почему так?);

•        ситуация выбора.

Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином — дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Капелька, «зале¬тает» галчонок Любознайка, «приплывает» Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.

После проведения экспериментов у детей возникает мно¬жество вопросов, в ос¬нове которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самосто¬ятельно.

Дети задают вопросы деду Знаю, а он либо присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.

Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемым темам.

В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Мы счи¬таем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол песок с водою и емкость для песка и воды и т.д.)

Развивать познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Продолжительность проекта: 1 учебный год.

Участники проекта дети средней группы во главе с воспитателем, родители детей.

Формы реализации проекта:

•        Занятия

•        Беседы

•        Оснащение предметно-пространственной среды

•        Экспериментальная деятельность

•        Работа с родителями

•        Игровые технологии

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус,

лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.д.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (средний возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

9. Фотопленки.

10. Полиэтиленовые пакетики.

11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

12. Спилы дерева.

13. Вата, синтепон.

14. Деревянные катушки.

15. Киндер-сюрпризы

16. Глина, песок.

17. Вода и пищевые красители.

18. Бумага разных сортов.

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Октябрь

1. Экскурсия в детскую лабораторию.

Задача: познакомить детей с детской лабораторией, о назначении детской лаборатории и дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.

2. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

3. «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

4. «Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

5. «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Итоговая экспериментальная деятельность: Занятие «волшебница вода», цикл экспериментальной деятельности «Прозрачная вода», «Вода принимает форму», «Песочная страна».

Ноябрь

1.        «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2.        «Поиграем ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3.        «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4.        «Почему осенью бывает грязно»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Итоговая экспериментальная деятельность: «Воздух повсюду», «Воздух работает», «Водяная мельница», «Где вода?», «Свет повсюду», «Свет и тень».

Декабрь

1. «Волшебные дощечки»

Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2 . «Легкий - тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. 3. «Найди по звуку» Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки. 4. «Глина, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость,

пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Итоговые игры эксперименты: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем», «Почему все звучит?», «Подушка из песка», «Можно ли менять форму камня и глины». Поделки вместе с родителями инструментов из бросового материала. делки вместе с родителями инструментов из бросового материала.(представление о культуре поведения в детской лаборатории.

Январь

1.        «Горячо-холодно»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2.        «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3.        «Окрашивание воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4.        «Снег, какой он?»

 Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Итоговое мероприятие: экспериментальные игры «Замерзшая вода», «Тающий лёд»,

Февраль

1. « Игры с соломинкой»          

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

Итоговое мероприятие: экспериментальные игры: «Фонтанчики», «Музыкальные стаканы»

Март

1.        «Плавает-тонет»

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2.        «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3.        «Посадка лука»

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4.        «Поплывет, не поплывет»

Цель: развивать представление о весе предметов.

Итоговое мероприятие: посадка лука, овса, гороха и других культур. Игры эксперименты: «Твердый – мягкий».

Апрель

1.        «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2.        «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3.        «Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4.        «Что в пакете»

Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Итоговое мероприятие: на музыкальном занятии разучить песни «солнечные зайчики», Игры эксперименты: «Солнечные зайчики».

Май

1.        «Спрячь пуговку»

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2.        «Пирожки для Мишки»

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3.        «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4.         «Фокусы с магнитом»

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Итоговая экспериментальная деятельность: «Ловись рыбка мала и велика». (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Заключительный годовой этап:

Совместно с родителями сделать стенгазету – коллаж на тему: «Юные исследователи». (Использовать фотографии поисково – исследовательской деятельности как в группе, таки в домашних условиях, предложить родителям составить альбом отзывов и предложений по этому виду деятельности.

Ожидаемый результат: Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментированием. Способствовать развитию активной, самостоятельной, творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"

Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада на тему: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей со свойствами магнита в ходе опытно-экспериментальной деятельности....

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада»

Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится  круг  его  интересов  и  возникают  всё  новые  и  новые вопросы:«Почему?...

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада»

Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?&ra...

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе детского сада

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет . Планирование по работе с родителями....