Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воздухом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_vozduhom.docx | 147.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 муниципального образования Каневской район
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада
Опыты с воздухом
Воспитатель
Ковтун К.И.
Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.
План занятия.
- Приветствие.
- Введение. Воздух.
- Опыт с воздухом. Вентилятор.
- Подвижная игра. Сороконожка.
- Опыт с воздухом. Соломинка с сюрпризом.
- Массажная пауза. Игра в мяч.
- Опыт с воздухом. Острая соломинка.
- Спортивная дорожка.
- Опыт с воздухом. Волшебный волчок.
- Прощание.
Ход занятия.
Приветствие.
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Введение. Воздух.
Материал: тазик с водой, лодочки (или любые плавающие в воде предметы), соломинки.
Профессор загадал нам загадку, давайте отгадаем,
Он легкий, прозрачный, вокруг нас.
- Чтобы отгадать эту загадку, мы отправимся с вами в путешествие.
- Я люблю путешествовать, кто со мной?
- А на чём мы будем путешествовать?
Мы будем путешествовать на лодочках.
Педагог показывает детям тазик с водой.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лодочки поплыли?
- Подуть.
- Ребята, а как вы думаете, почему лодочка поплыла? Что её толкает?
- Мы подули на лодочку, подул ветер. Ветер - это воздух. А откуда он у нас взялся? (мы его выдуваем)
- Ребята, а как вы думаете, что ещё благодаря воздуху может плыть? ( Облака).
- Давайте посмотрим, что произойдёт, если мы подуем на воду.
- Образуются волны.
- А как вы думаете, что надо сделать, чтобы образовались пузырьки в воде?
- Надо подуть в воду.
- Давайте посмотрим. Возьмем соломинку, опустим в воду и подуем. Появились пузырьки?
- Пузырьки - это воздух.
- Ребята, расскажите, кто живёт в воде?
- Рыбы, киты и др.
- А чем дышат рыбы в воде?
- Воздухом.
Воздух нам необходим, чтобы дышать.
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Опыт с воздухом. Вентилятор.
Материал: пластилин, зубочистка, квадратик бумаги 7,5 см * 7,5 см. Рабочий лист.
- Профессор Неон сегодня сделал удивительное открытие. Он почувствовал себя настоящим фокусником.
- Он заставил куриться бумагу своими ладонями, но, не прикасаясь к ней.
- Давайте узнаем, как у него это получилось.
- Сначала мы с вами сделаем настоящий вентилятор.
- Давайте из пластилина скатаем шарик.
Дети катают из пластилина шарик. И превращают его в кубик, обрезая стекой края шарика.
- Вставьте в кубик зубочистку.
- Затем сложим лист бумаги по диагонали (угол к углу), развернем его и сложим по другой диагонали.
- Снова развернем бумагу. Теперь она должна выглядеть, как низкая плоская пирамида. Там, где пересекаются линии сгиба, находится центр листа.
- Затем положим на зубочистку бумагу так, чтобы ее центр оказался на острие зубочистки. Четыре стороны пирамиды должны свисать.
- Бумага стала покачиваться, а затем стала вращаться по кругу.
- Теперь потрем ладони друг о друга 5-10 раз, потом расположим их вокруг пирамиды на расстоянии около 2,5 см от краев. Посмотрим, что получиться.
- Бумагу заставляет двигаться тепло, исходящее от рук. Когда трем ладони друг о друга, между ними возникает трение - сила, которая тормозит движение соприкасающихся предметов. Из-за трения предметы разогреваются, значит, и трение ладоней производит тепло.
Воздух всегда движется от теплого места к холодному. Воздух, соприкасающийся с твоими ладонями, нагревается. Тёплый воздух поднимается вверх, так как расширяется и становится менее плотным, следовательно, более лёгким. Двигаясь, воздух соприкасается с бумажной пирамидой, заставляя двигаться и её.
Такое перемещение тёплого и холодного воздуха называется конвекцией. Конвекция - это такой процесс, при котором в жидкости или газе возникают потоки тепла.
- Давайте запишем наш опыт в блокноте исследователя.
Педагог выдает детям рабочий лист и лист бумаги.
- Сложите лист бумаги по диагонали (угол к углу), разверните его и сложите по другой диагонали.
- Снова разверните бумагу. Теперь она должна выглядеть, как низкая плоская пирамида. Там, где пересекаются линии сгиба, находится центр листа.
- Приклейте на зубочистку бумагу так, чтобы ее центр оказался на острие зубочистки.
- Такой фокус можно показать друзьям, главное не забыть произнести волшебные слова.
Подвижная игра. Сороконожка.
Педагог организует игру на ковре.
Дети идут по кругу в хороводе:
Старушка шила сапожки,
Сапожки для сороконожки.
Имитируют движения старушки:
Дети подскакивают поочерёдно то на правой, то на левой ноге:
На правые, левые ножки Разные шьют сапожки!
Дети поворачиваются друг за другом. Кладут руки стоящему впереди на плечи и скачут по кругу на правой ноге:
Рассеянная старушка Взяла иголку, катушку.
Старушка шила, спешила,
И вот о чём позабыла.
Старушка все сорок сапожек Сшила для правых ножек.
Бедная сороконожка Скачет на правых ножках.
Опыт с воздухом. Соломинка с сюрпризом.
Материал: соломинки для напитков, иголка или булавка для педагога, стаканы с водой.
- Профессор Неон решил подшутить над своими друзьями.
- Хотите узнать как?
- Профессор пригласил друзей на «сокопитие» и раздал специальные соломинки для сока.
И вы сможете разыграть своих друзей с помощью таких соломинок.
- Давайте и мы попробуем.
- Опустите соломинку в стакан и втяните воздух.
- Вода поднимается вверх, и вы сможете её выпить. Можно сделать так, чтобы сок не поднимался по трубочке.
- Давайте возьмём приготовленные для праздника соломинки. И я вам на месте сгиба сделаю небольшое отверстие булавкой.
- Теперь попробуйте выпить воду через эту соломинку.
- У вас ничего не получится.
- И твои друзья будут очень удивлены, когда не смогут выпить сок через соломинку!
- Профессор расскажите, почему так происходит.
- При всасывании воздуха из соломинки давление внутри неё падает. Более сильное атмосферное давление давит на сок в стакане. Жидкость поднимается вверх по трубочке. Если сделать в соломинке отверстие, то давление в ней измениться и сок не поднимется по трубочке.
Педагог выдает детям рабочие листы.
- Вспомните, что нужно сделать, чтобы сок стакана не поднимался из соломинки.
- Нарисуйте иголку в том месте, где нужно сделать дырочку в соломинке.
Массажная пауза. Игра в мяч.
Материал: массажные мячики.
Педагог организует игру на ковре.
Дети повторяют весь комплекс движений за педагогом.
Я мячом круги катаю (катаем мяч по кругу об пол),
Взад-вперёд его гоняю (катаем мяч взад-вперёд об пол),
Им поглажу я ладошку (гладим мячом ладошку),
А потом сожму немножко (сжимаем мяч в ладони).
Каждым пальцем мяч прижму (нажимаем на мяч каждым пальцем руки),
И другой рукой начну (теперь выполняем комплекс движений другой рукой).
Я мячом круги катаю (катаем мяч по кругу об пол),
Взад-вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму.
Мяч летает между рук —
Это мой последний трюк (подбрасываем и ловим мячи)!
Опыт с воздухом. Острая соломинка.
Материал: сырая картофелина, две соломинки для напитков.
- Фокусник решил обхитрить профессора Неона. Давайте узнаем, как это у него получилось.
- Давайте представим себя средневековыми рыцарями. Они сражались на мечах и шпагах. Пусть картофелина будет нашим соперником, а соломинка нашей шпагой.
- В чем особенность острых предметов? Они сделаны из прочных упругих материалов, у них такие отточенные грани. Такими предметами легко резать и пронзать. А сможет ли соломинка проткнуть плотный предмет? Давайте узнаем.
- Попробуйте проколоть «соперника» совей «шпагой».
- Соломинка согнется, а картофелина останется целой.
- Как же быть? Неужели придется признать поражение?
- Во втором раунде боя нужно обязательно победить!
- Для этого возьмите вторую соломинку, и верхнее отверстие зажмите большим пальцем.
- Теперь резко отпустите соломинку на картофелину.
- Ваши шпаги легко поразили врага! Победа!
- Давайте узнаем у фокусника, как это получилось.
- Когда вы зажимаете верхнее отверстие пальцем, воздух внутри соломинки не может выйти. Он делает соломинку упругой и не дает ей согнуться. Прямая соломинка легко протыкает картофелину. Педагог выдает детям рабочий лист и две картофелины, вырезанные из бумаги.
- Какая трубочка проткнула картофелину? Сделайте в бумажной картофелине дырку.
- Приклейте, вырезанные из бумаги картофелины под трубочки.
- Раскрасьте победителя.
Спортивная дорожка.
Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д.
Опыт с воздухом. Волшебный волчок.
Материал: картон, зубочистка, ножницы, трафарет круг, пластилин.
- Профессор бы расстроен из-за поражения. Он так задумался над ним, что его в голову пришло новое изобретение.
- Давайте узнаем какое.
- Возьмите геометрический трафарет и обведите на картоне круг.
- Аккуратно вырежьте круг из картона.
Круг можно украсить аппликацией или нарисовать на нем узоры.
- Определите, где центр круга.
- Чтобы определить центр круга необходимо провести две полоски. Там, где они пересеклись, и получился центр.
- Проткните кружок в центре зубочисткой.
- Затем закрепите её при помощи пластилина так, чтобы получился волчок.
- Наш профессор Неон придумал, как можно сделать волчок из простых материалов.
- Возьмите волчок и закрутите его, как следует.
- Попробуйте изменить его движение, легонько толкнув верхнюю часть оси (зубочистки).
- Долгое время волчок не падает, сохраняя постоянное направление своей оси. Даже некоторое взаимодействие не него не выводит его из этого состояния. В таком случае говорят, что волчок находится в состоянии устойчивого равновесия.
- Конечно, сила тяжести стремиться повалить волчок на стол. Но центростремительная сила действует так, что при малейшем отклонении оси от первоначального направлении вращения возникает новая сила, препятствующая такому изменению, и возвращает волчок в прежнее положение. Только такое трение замедляет его вращение, сила тяжести сваливает волчок и он падает.
- Приклейте свой волчок в блокнот исследователя.
Прощание.
Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.
До свидания, до свиданья,
Знаний добрая страна,
Мы в тебя вернемся снова,
Ты всегда чудес полна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"
Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Чудесные превращения воды"
В презентации кратко представлена опытно-экспериметальная деятельность детей 6-7 лет, которая проводится в процессе режимных моментов. Дети знакомятся со свойствами воды, ее качествами и преобразовани...
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"
Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"m...
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воронкой"
Цель: формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21664806","attribu...
Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...
Видеотека обучающих мультфильмов по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада.
Видеотека обучающих мультфильмовпо опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»
Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....