Методическая разработка «Продуктивные виды деятельности в младших группах детского сада»
методическая разработка (младшая группа)
Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его. Для методически верной организации практической деятельности педагог, исходя из особенностей детей своей группы, использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 104»
Методическая разработка
«Продуктивные виды деятельности в младших группах детского сада»
Выполнила: Воспитатель: Смирнова Мария Владимировна
г. Оренбург 2024
Содержание:
- Что такое продуктивная деятельность?
Цель продуктивной деятельности в детском саду.
Задачи продуктивной деятельности в детском саду.
- Ожидаемые результаты.
- Создание в детском саду и группе ППРС (задачи, принципы организации).
- Материалы и инструменты.
- Виды продуктивной деятельности.
- Формы организации продуктивной деятельности.
- Типы занятий.
- Виды детского конструирования.
- Формы организации обучения конструированию.
- Виды занятий по содержанию изображений (лепка, аппликация, рисование).
- Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду.
- Методы организации продуктивной деятельности.
- Приёмы для занятий продуктивной деятельностью.
- Вывод.
- Литература.
Что такое продуктивная деятельность?
Продуктивная деятельность – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки.
Цель продуктивной деятельности в детском саду:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста мира искусства, мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи продуктивной деятельности в детском саду:
Рисование.
- предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.);
- продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку;
- закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету;
- приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички);
- учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев ли сточки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»);
- учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.);
- формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.);
- учить располагать изображения по всему листу.
Лепка.
- формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их, путем прижимания друг к другу;
- закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку;
- учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Аппликация.
- приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задумано ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их;
- учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;
- формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения;
- учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету;
- Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.
Задачи по конструированию в младших группах:
- подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке;
- учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.);
- изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд);
- развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу;
- продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки;
- обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их домов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части;
- продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели;
- развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).
Ожидаемые результаты:
- ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике;
- владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия;
- может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации ) и в процессе художественного труда;
- создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).
Конструктивно-технические умения:
- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.
Обобщенные умения:
- целенаправленно рассматривать предметы;
- сравнивать их между собой и расчленять на части;
- видеть в них общее и различное;
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;
- делать умозаключения и обобщения.
Создание в детском саду и группе ППРС.
Задачи:
- обеспечение психологического комфорта ребенка;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- формирование знаний, умений, навыков продуктивной деятельности;
- активизация демократических способов общения с детьми.
Принципы организации предметно-развивающей среды:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип стимулирования активности;
- принцип стабильности –динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип половых и возрастных различий;
- принцип эстетичности организации среды;
- принцип эмоциогенности среды;
- Принцип открытости.
Материалы и инструменты для работы:
Вторая младшая группа:
- Карандаши цветные.
- Краски (гуашь).
- Бумага.
- Клей.
- Глина.
- Кисть №3, 5, щетина.
- Досточки.
- Цветная бумага.
- Цветной картон.
- Раскраски.
- Восковые мелки.
- Дидактические игры (развитие воображения, сенсорика, художественно-развивающие).
- Иллюстрации художников.
- Репродукции картин.
- Скульптура станковая и декоративная.
- Предметные картинки и фотографии для рассматривания.
- Трафареты.
- Шаблоны.
Средняя группа:
- Карандаши цветные.
- Краски (гуашь).
- Бумага.
- Клей.
- Ножницы.
-Глина.
- Пластилин.
- Кисть №3, 5, щетина.
- Досточки.
- Цветная бумага.
- Цветной картон.
- Раскраски.
- Восковые мелки.
- Дидактические игры (развитие воображения, сенсорика, художественно-развивающие).
- Иллюстрации художников.
- Репродукции картин.
- Скульптура станковая и декоративная.
- Предметные картинки и фотографии для рассматривания.
- Трафареты.
- Шаблоны.
Виды продуктивной деятельности:
Рисование - искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом.
Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.
Конструирование - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Формы организации продуктивной деятельности:
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- Непосредственно Образовательная Деятельность.
Тип занятия:
Лепка, аппликация, рисование:
- по показу;
- по замыслу.
Виды детского конструирования:
- из строительного материала;
- из деталей конструкторов;
- из крупно - габаритных модулей;
- из природного материала;
- из бумаги.
Формы организации обучения конструированию:
- по образцу;
- по показу;
- по схемам.
Виды занятий по содержанию изображений (лепка, аппликация, рисование):
- предметный вид;
- сюжетный вид;
- декоративный.
Сюжетный вид:
- выделение главного в теме;
- предварительное планирование изображения;
- передача пространственных отношений;
- соотношение предметов по величине;
- цветовое решение.
Декоративный вид:
- ознакомление с основными элементами росписи;
- обучение композиционному построению узора;
- составление узора на круге, квадрате;
- роспись шаблона, предмета.
Предметный вид:
- деревья;
- транспорт;
- здания;
- животные;
- человек.
Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду:
- накопление и расширение знаний, умений и навыков продуктивной деятельности;
- подражание;
- преобразование;
- поиск альтернатив.
Методы организации продуктивной деятельности:
- информационно - организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
- репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных изобразительных техник).
- Эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы;
- исследовательский.
Приёмы для занятий продуктивной деятельностью:
- Наблюдение.
Младший дошкольный возраст: Дети наблюдают явления, предметы, простые по форме и яркие по цвету, в естественной для них обстановке. Педагог сам вычленяет два –три признака(цвет, форму, величину) и называет, дети повторяют. Восприятие происходит в игре, действии, движении. Наблюдения кратковременны. Установка на последующее изображение не дается.
Средний дошкольный возраст: В процессе наблюдения выделяют несколько признаков (цвет, форму, строение, расположение в пространстве). Восприятие становится активным, педагог обращается к опыту детей. Наблюдение более длительное. Организуется повторное наблюдение с усложнением содержания.
- Обследование.
Целостное эмоциональное восприятие предмета.
Аналитическое восприятие предмета:
- выделить самую крупную часть предмета;
- определить форму;
- определить положение в пространстве;
- выделить другие части, определить положение, форму, величину по отношению к основной;
- выделить цвет.
Целостное эмоциональное восприятие предмета.
Младший дошкольный возраст: Вычленение формы, цвета, соотнесение с сенсорным эталоном. Активное применение формообразующего жеста. Обследование проводится педагогом до занятия индивидуально или по подгруппам.
Средний дошкольный возраст: Обобщение предметов по признаку формы. Особое внимание строению предмета, расположению частей в пространстве (наверху, внизу, справа, слева и т.д.). Формообразующий жест применяется при обследовании предметов, форму которых изображают впервые. Активность детей при обследовании предметов.
3. Рассматривание картинок.
4. Образец.
5. Показ.
Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.
Речевые приёмы:
Беседа
При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего дошкольного возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал. В работе с малышами первой и второй младших групп беседа помогает сформировать общее впечатление детей о явлении или объекте, который изображается, систематизируют свои представления о его форме.
Беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда нужно подытожить тему.
Объяснение
Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый характер.
Поощрение
Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого ребёнка используется поощрение. Добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу.
Художественное слово
Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного эмоционального настроя. К примеру, при изучении темы «Посуда» перед созданием заварочного чайника из теста, дети средней группы отгадывают такие шуточные загадки:
На плите стоит — пыхтит.
В нём вода бурлит — кипит.
Из-под крышки выйдет тучка,
Носик есть и сбоку ручка.
Чайных чашек всех начальник.
Называется он… (чайник).
Игровые приёмы.
Вывод:
Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его. Для методически верной организации практической деятельности педагог, исходя из особенностей детей своей группы, использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.
Литература:
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие, - М., AcademiA, 1999. –272с.
- Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методика, -М., Просвещение, 2007. –160.
- Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. - Центр педагогического образования, 2008.
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – С.- П.: Детство-Пресс, 2010 г.
- Киреева Л.Г. Организация предметно - развививающей среды: Из опыта работы. - Учитель, 2009
- Комарова Т.С. Филлипс О.Ю Эстетическая развивающая среда в детском образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие,-Педагогическое общество России, 2007
- Нечаева В.Г., Корзакова Е. И. Строительные игры в детском саду, - М., Просвещение, 1966. – 140с.
- Парамонова Л.Н. Теория и методика творческого конструирования в детском саду, - Академия, 2002. – 192с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду, - ТЦ Сфера, 2010.- 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада На тему: «Давайте познакомимся!»
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми ...
Методическая разработка Родительское собрание во второй младшей группе детского сада
Мероприятие по взаимодействию с семьёй, направленно на формирование позитивного сотрудничества детей и их родителей в совместной деятельности. Материал может быть использован воспитателями детс...
Статья «Продуктивные виды деятельности в младших группах детского сада»
Продуктивная деятельность – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. За...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
«Продуктивные виды деятельности в младших группах детского сада»
Что такое продуктивная деятельность?Цель продуктивной деятельности в детском саду.Задачи продуктивной деятельности в детском саду.Ожидаемые результаты.Создание в детском саду и группе ППРС (задачи, пр...
Методическая разработка: Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе детского сада по теме «Весна»
Задачи:- систематизировать представления детей о времени года - весне;-закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие всязи между ними....
Методическая разработка "Имитационная игра "Теремок" в младшей группе детского сада"
Методическая разработка "Имитационная игра "Теремок" в младшей группе детского сада".Игры- имитации это воспроизведение отдельных действий человека, животных, птиц, а также основны...