Права ребенка
план-конспект занятия (старшая группа)
Задачи:
- познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках;
- развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prava_rebyonka.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3»
Конспект НОД
(по формированию у детей основ правового воспитания)
«Права ребенка»
(познавательное развитие)
Составитель: Тимохина К.С.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках;
- развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.
Материалы и оборудование: иллюстрации с использованием ИКТ, ноутбук, шляпа.
Предварительная работа: подбор и чтение художественной литературы, русских народных сказок; чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»; беседы по теме «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц; рассматривание первого документа ребенка - свидетельства о рождении.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей. А как же возникли права?
Воспитатель: Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы: На что они имеют право и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.
А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенцию о правах ребенка». (слайд№1). И сегодня мы говорим о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.
Воспитатель: Теперь рассмотрим, какие есть у вас права.
– Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь. (слайд№2). Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? (Ответы детей)
- Правильно, благодаря вашим родителям.
Воспитатель: Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и многие другие люди. Никто никогда не может лишить ребенка жизни.
Как только ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. Фамилию, имя и отчество записывают в специальный документ, который называется Свидетельство о рождении. (Показывает детям документ) Имя отличает человека от других людей. Поэтому имена у всех разные. (слайд№3).
Воспитатель: Знают, знают все на свете, Знают взрослые и дети- Имя каждому дано, И у каждого одно!
- Как вы думаете, что это за право? (Ответы детей).
- Правильно. Право на имя.
Воспитатель: Зачем нам нужно имя? (ответы детей-чтобы нас не перепутали, различали).
Воспитатель: Какие имена носят ваши друзья (ответы детей)
Воспитатель: Знаете ли вы, в честь кого назвали вас (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, скажите мне, какая обязанность есть у всех людей, связанная с этим (ответы детей- называть друг друга по имени)
Игра «Шляпа знакомств»
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
Воспитатель: Молодцы! Я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
Воспитатель: А теперь поговорим о семье.
- Я люблю свою семью: Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабулю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю,
Имеют право на семью.
Воспитатель: Как вы думаете, о каком праве я говорю? (ответы детей)
- Правильно. Право ребёнка на жизнь в семье рядом с папой и мамой. Ребенок имеет право на семью. (слайд№4). Семья-это самое дорогое, что есть у нас. Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка напоминает папину походку, цвет глаз может быть у вас, как у бабушки.
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
Воспитатель: Молодцы! Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
В семье дружат - живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: А теперь поговорим о праве на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. (слайд№5).
— Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых — поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»
(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель)
Дети — Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!
Воспитатель в роли Человека Рассеянного - А что вы умеете делать?
Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
(Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)
Воспитатель: А теперь физкультминутка.
Физкультминутка
Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем).
Отдых нам – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Сели-встали, сели-встали –
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете - каждый человек имеет право на образование?
(Ответы детей) (слайд№6).
— Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.
— Где можно получить образование?
(В школе, в детском саду, в училище, в институте)
— Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
— Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
— В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
Игра «Продолжи пословицу».
Воспитатель: Я начинаю, а вы продолжаете.
1. Век живи … век учись.
2. Учиться всегда … пригодится.
3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
4. Тяжело в ученье – … легко в бою.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно).
- Какие права нарушил волк, когда съел Красную Шапочку? (Право на жизнь).
- Какое право нарушено в сказке Ш. Перро «Золушка»? (Право на отдых).
- В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается? (Право на медицинское обслуживание).
- Вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право Буратино нарушается? (Право на образование).
Воспитатель: Поговорим теперь о праве на жилище. (слайд№7).
— Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
— Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
Воспитатель: Ребята, поговорим ещё об одном праве - праве на медицинскую помощь. (слайд№8). Если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.
Итог занятия:
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? О каких правах вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, надо знать свои права. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...
Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...