Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования
материал
Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_roditelyami_v_usloviyah_inklyuzivnogo_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования
Рождение ребенка с отклонениями – это всегда стресс для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи и родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, а зачастую впадают и отчаяние. Такие семьи нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи.
Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, методов психологической помощи родителям таких детей и выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе. Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается реализация психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих гармоничное и полноценное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье. Психокоррекционная работа с семьей является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
При взаимодействии с родителями педагоги и специалисты руководствуются рядом принципов:
1. индивидуально-ориентированный подход к каждой семье;
2. соблюдение морально-этических норм в работе с каждой семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями;
3. конфиденциальность в общении между специалистами и родителями;
4. своевременное оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку и его семье с момента поступления в образовательное учреждение;
5. равноправное партнерство с семьей;
6. педагогический оптимизм, ориентация на положительный прогноз в развитии ребенка;
7. комплексный подход в системе психолого-педагогической помощи семьям, содержательный обмен информацией в процессе сотрудничества взаимодействия педагогов и специалистов.
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, осуществляется в виде следующих этапов:
1. исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
2. установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивация сотрудничества;
3. оценка способов оказания психолого-педагогической помощи;
4. выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;
5. работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, а так же на поиск возможностей для членов семьи опираться на собственные ресурсы;
6. анализ эффективности достигнутых результатов.
В процессе ознакомления с условиями воспитания ребёнка с ОВЗ в семье осуществляется сбор информации по следующим вопросам:
- состав семьи, материальное обеспечение, род занятий взрослых, санитарно-гигиенические условия;
- семейные отношения, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к ребенку и привязанность ребёнка к членам семьи;
- поведение и деятельность ребенка дома, любимые игрушки, занятия, формы общения с ребенком в семье, предъявляющие требования к его поведению и деятельности со стороны членов семьи, выполнение распорядка дня, участие ребенка в домашнем труде.
Индивидуальный маршрут сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ включает в себя:
- план работы всех специалистов, работающих с семьей;
- результаты контрольных срезов диагностики семьи с ребенком с ОВЗ в начале работы и планируемые показатели;
- направления и программы коррекционной и развивающей работы в разрезе каждого специалиста, который работает с семьей;
- направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.
Алгоритм работы специалистов сопровождения образовательного учреждения представляет собой:
- перспективный план работы;
- разработка рекомендаций, с учетом имеющихся нарушений и заболеваний ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- работа по индивидуальному плану;
- обследование.
Основные этапы психологического сопровождения семьи:
1 этап
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений в психическом развитии.
Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных особенностей (составление социально-психологической карты семьи).
2 этап
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (беседы, консультирование, обсуждения).
Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
Психологические занятия, включающие комплексы для развития памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, мышления.
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Дни рождения», «Новый год», «День матери», «8 марта», «Осенний праздник»).
Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Формы и методы работы с родителями:
Анкетирование и опрос родителей с целью получения информации о ребенке, семье.
Консультирование - дифференцированный подход к каждой семье, в которой есть «особый» ребенок. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были нам помощниками.
Дни открытых дверей - родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Мастер - классы - где родители знакомятся с играми, литературой и учатся применять полученные знания на практике.
Деловые игры.
Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и методам работы с особым ребенком.
Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений. («Связующая нить» Н. Григори, «Учимся понимать своего ребенка» - гиперактивный ребенок) .
Использование информационных стендов для родителей: стенды, папки - передвижки, тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.
Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои предложения, отзывы, предлагают темы родительских собраний, семинаров.
Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в образовательном учреждении и дома, где педагоги и родители записывают свои наблюдения, с целью выявления динамики развития ребенка.
Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.
Организация выставок книг и игрушек, способствующих развитию ребенка в домашних условиях.
Рекомендации и консультации для родителей на стендах, в групповых уголках.
Таким образом, только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты - пусть заметные не сразу, но в течении длительного периода времени. Единство и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ОВЗ, но и их родителей и даже специалистов. Правильно выстроенная работа по психолого-педагогическому сопровождению является непременной задачей и одним из основных аспектов формирования инклюзии. Эта разветвленная система, включающая образовательные, психологические, медицинские, социальные и многие другие практики, требует слаженной и профессиональной работы всех специалистов и учреждений, имеющих отношение к данному сегменту. Работа по сопровождению родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, при наличии всех компонентов взаимодействия в комплексном сопровождении предполагает развитие ребенка с положительной динамикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения МКДОУ «Детский сад «Ёлочка», воспитывающих детей с РДА
В нашей стране отмечается тенденция сокращения количества специализированных детских садов: логопедических, детских садов для детей с органическим поражением ЦНС, детских садов для детей с задержкой п...
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования
В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольног...
К вопросу о формировании изобразительной деятельности детей с овз в условиях инклюзивного дошкольного образования
Данная статья показывает возможность развития изобразительной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования по разработанным индивидуальным программам...
Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения
Наименее разработанными в теоретическом и практическом плане в системе комплексных мероприятий по преодолению нарушений психического и речевого развития у дошкольников являются организация и содержани...
Как подготовить родителей и воспитателей к работе детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования.
Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современного дошкольного образования и ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Одной из главных и важных задач является тесное взаим...
Метод проектов в воспитательной и образовательной работе с дошкольниками и родителями в условиях реализации дошкольного образования
Становление новых систем образования требует существенных изменений в педагогической деятельности в дошкольных учреждениях с использованием инновационных педагогических технологий.К таким технологиям ...
Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"
В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер. У детей с ТНР и нормой речевого разви...