Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования
материал

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования 

Рождение ребенка с отклонениями – это всегда стресс для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи и родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, а зачастую впадают и отчаяние. Такие семьи нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи.

Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, методов психологической помощи родителям таких детей и выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе. Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается реализация психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих гармоничное и полноценное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье. Психокоррекционная работа с семьей является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.

При взаимодействии с родителями педагоги и специалисты руководствуются рядом принципов:

1. индивидуально-ориентированный подход к каждой семье;

2. соблюдение морально-этических норм в работе с каждой семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями;

3. конфиденциальность в общении между специалистами и родителями;

4. своевременное оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку и его семье с момента поступления в образовательное учреждение;

5. равноправное партнерство с семьей;

6. педагогический оптимизм, ориентация на положительный прогноз в развитии ребенка;

7. комплексный подход в системе психолого-педагогической помощи семьям, содержательный обмен информацией в процессе сотрудничества взаимодействия педагогов и специалистов.

Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, осуществляется в виде следующих этапов:

1. исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;

2. установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивация сотрудничества;

3. оценка способов оказания психолого-педагогической помощи;

4. выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;

5. работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, а так же на поиск возможностей для членов семьи опираться на собственные ресурсы;

6. анализ эффективности достигнутых результатов.

В процессе ознакомления с условиями воспитания ребёнка с ОВЗ в семье осуществляется сбор информации по следующим вопросам:

- состав семьи, материальное обеспечение, род занятий взрослых, санитарно-гигиенические условия;

- семейные отношения, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к ребенку и привязанность ребёнка к членам семьи;

- поведение и деятельность ребенка дома, любимые игрушки, занятия, формы общения с ребенком в семье, предъявляющие требования к его поведению и деятельности со стороны членов семьи, выполнение распорядка дня, участие ребенка в домашнем труде.

Индивидуальный маршрут сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ включает в себя:

- план работы всех специалистов, работающих с семьей;

- результаты контрольных срезов диагностики семьи с ребенком с ОВЗ в начале работы и планируемые показатели;

- направления и программы коррекционной и развивающей работы в разрезе каждого специалиста, который работает с семьей;

- направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.

Алгоритм работы специалистов сопровождения образовательного учреждения представляет собой:

- перспективный план работы;

- разработка рекомендаций, с учетом имеющихся нарушений и заболеваний ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- работа по индивидуальному плану;

- обследование.

Основные этапы психологического сопровождения семьи:

1 этап

Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений в психическом развитии.

Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных особенностей (составление социально-психологической карты семьи).

2 этап

Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (беседы, консультирование, обсуждения).

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

Психологические занятия, включающие комплексы для развития памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, мышления.

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Дни рождения», «Новый год», «День матери», «8 марта», «Осенний праздник»).

Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Формы и методы работы с родителями:

Анкетирование и опрос родителей с целью получения информации о ребенке, семье.

Консультирование - дифференцированный подход к каждой семье, в которой есть «особый» ребенок. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были нам помощниками.

Дни открытых дверей - родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Мастер - классы - где родители знакомятся с играми, литературой и учатся применять полученные знания на практике.

Деловые игры.

Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и методам работы с особым ребенком.

Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений. («Связующая нить» Н. Григори, «Учимся понимать своего ребенка» - гиперактивный ребенок) .

Использование информационных стендов для родителей: стенды, папки - передвижки, тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.

Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои предложения, отзывы, предлагают темы родительских собраний, семинаров.

Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в образовательном учреждении и дома, где педагоги и родители записывают свои наблюдения, с целью выявления динамики развития ребенка.

Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.

Организация выставок книг и игрушек, способствующих развитию ребенка в домашних условиях.

Рекомендации и консультации для родителей на стендах, в групповых уголках.

Таким образом, только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты - пусть заметные не сразу, но в течении длительного периода времени. Единство и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ОВЗ, но и их родителей и даже специалистов. Правильно выстроенная работа по психолого-педагогическому сопровождению является непременной задачей и одним из основных аспектов формирования инклюзии. Эта разветвленная система, включающая образовательные, психологические, медицинские, социальные и многие другие практики, требует слаженной и профессиональной работы всех специалистов и учреждений, имеющих отношение к данному сегменту. Работа по сопровождению родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, при наличии всех компонентов взаимодействия в комплексном сопровождении предполагает развитие ребенка с положительной динамикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения МКДОУ «Детский сад «Ёлочка», воспитывающих детей с РДА

В нашей стране отмечается тенденция сокращения количества специализированных детских садов: логопедических, детских садов для детей с органическим поражением ЦНС, детских садов для детей с задержкой п...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты  психолого-педагогического  сопровождения  дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольног...

К вопросу о формировании изобразительной деятельности детей с овз в условиях инклюзивного дошкольного образования

Данная статья показывает возможность развития изобразительной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования по разработанным индивидуальным программам...

Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения

Наименее разработанными в теоретическом и практическом плане в системе комплексных мероприятий по преодолению нарушений психического и речевого развития у дошкольников являются организация и содержани...

Как подготовить родителей и воспитателей к работе детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современного дошкольного образования и ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Одной из главных и важных задач является тесное взаим...

Метод проектов в воспитательной и образовательной работе с дошкольниками и родителями в условиях реализации дошкольного образования

Становление новых систем образования требует существенных изменений в педагогической деятельности в дошкольных учреждениях с использованием инновационных педагогических технологий.К таким технологиям ...

Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"

В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер.  У детей с ТНР и  нормой речевого разви...