Способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения МКДОУ «Детский сад «Ёлочка», воспитывающих детей с РДА
статья на тему
В нашей стране отмечается тенденция сокращения количества специализированных детских садов: логопедических, детских садов для детей с органическим поражением ЦНС, детских садов для детей с задержкой психического развития, для слабослышащих, глухих детей. Основной акцент оказания помощи детям с проблемами в развитии ставится на инклюзивную модель образования. То есть развитие и воспитание детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlenko_n.v.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения
МКДОУ «Детский сад «Ёлочка», воспитывающих детей с РДА
Павленко Н.В.
муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Ёлочка» г. Надым
Одной из главных целей «Обновления системы дошкольного Образования» в современных условиях является обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья).
На ряду, с этим в нашей стране отмечается тенденция сокращения количества специализированных детских садов: логопедических, детских садов для детей с органическим поражением ЦНС, детских садов для детей с задержкой психического развития, для слабослышащих, глухих детей.
Основной акцент оказания помощи детям с проблемами в развитии ставится на инклюзивную модель образования. То есть развитие и воспитание детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников.
В МКДОУ «Ёлочка» С 2011года осуществляется реализация инновационного проекта «Детоцентрированная организация инклюзивного образования «Общение без границ». Данный проект позволил разработать систему сопровождения детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников.
Одной из категорий детей с ОВЗ, включённых в проект стали дети с ранним детским аутизмом (далее с РДА). За период реализации проекта был накоплен значительный опыт по работе с семьями, имеющими детей с РДА.
Дети с РДА имеют сложные проблемы в развитии. У них отмечаются такие проявления как: отсутствие фиксированного взгляда на глазах взрослого, индифферентность к окружающим, отсутствие улыбки в ответ на обращение к ним взрослого, симбиотическая привязанность к матери, слабые эмоциональные реакции, отсутствие адекватного контакта с детьми, отсутствие любознательности и активности в освоении окружающего мира, специфическое отношение к одушевленному и неодушевленному. Чрезмерная вспыльчивость и агрессивность, явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребёнка в младенческом возрасте). В большинстве этих очень разных случаев нарушения коммуникации оказываются прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, болезненного невротического опыта, хронического недостатка общения в раннем детстве, невозможности пользоваться речью. Реакция на какой-то запрет постоянна, дети не учатся владеть собой и не привыкают к травмирующему фактору. Весь их внутренний мир зажат в жёсткие рамки, выход за которые проявляется неофобией – боязнью всего нового. Проявление аутизма происходит с формированием у них самых, разных фобий например: сенсорных (боязнь бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, особенно жужжащие, темноты или яркого света, закрытых дверей, определённой одежды, меха и т.д).
Дети с синдромом РДА, способны развить в себе глубокую привязанность. Взрослый в этом случае становится необходимой частью жизни ребёнка. Установление привязанности оправдано только в том случае, если работа с ребёнком планируется на долгий срок и возникшая привязанность будет использована для того, чтобы помочь ему развить отношения с близкими, самому стать более активным, самостоятельным и приспособленным. Одна из трудностей детей с синдромом аутизма является проблема установления контакта с другими детьми, что значительно затрудняет адаптацию детей с РДА в среде сверстников. Но некоторые дети вполне могут установить контакт со взрослыми, если те поведут себя правильно и грамотно.
Появление в семье ребёнка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связаны с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников, зачастую родители испытывают стресс и вину за состояние своего ребёнка. Поэтому возникает необходимость в оказании специализированной помощи семьям, воспитывающих детей с РДА.
В МКДОУ «Ёлочка» на протяжении всего времени ведётся активная работа с родителями имеющих детей с синдромом РДА, посещающих наше дошкольное учреждение. Для родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии в ДОУ функционирует «Консультативный пункт».
На первом этапе работы с родителями проводится беседа об особенностях их ребёнка: выделяются положительные и отрицательные качества, его слабые и сильные стороны, на которые можно опереться в воспитании. Проводятся тренинги, на которых воспитатель ближе знакомится с семьёй. Родителям предлагаются буклеты с информацией, обучающие консультации, презентации. Обязательным условием успешности корреционных мероприятий с детьми является сопровождение их узкими специалистами ДОУ: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. Поэтому родители в обязательном порядке привлекаются к постоянному сотрудничеству со специалистами.
Воспитатели групп, которые, посещают дети с РДА, разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка. Основными направлениями являются: работа с пластилином, рисование, творческая деятельность, конструирование. Такие занятия развивают у детей воображение, мелкую моторику, и сенсорную чувствительность, очень важно развивать тактильное и кинестетические ощущения. Некоторые дети не могут запомнить, в каком порядке надо выполнять многочисленные операции при переодевании, для того, чтобы облегчить им пребывание в детском саду, введено обучение действий по алгоритму.
Основной задачей психологической коррекции является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Для этого предлагаются игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Психологическая работа с детьми и семьей направлена на коррекцию поведения ребёнка, снижение тревожности, страха, а также на укрепление взаимоотношений в семье, привлечение родителей к воспитательной работе с ребёнком, обучение приёмам работы с ним.
Для родителей за этот период времени в МКДОУ «Ёлочка» функционируют: школа-практикум для родителей «Развиваем ребёнка вместе», практикум для родителей «Ребёнок с синдромом РДА»; издаётся методическое пособие «Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребёнка с синдромом аутизм»; проводится передвижная акция «Эмоциональное здоровье ребёнка с ограниченными возможностями», а также проводятся выставки детских рисунков и поделок детей с синдромом РДА.
Благодаря проделанной работе родители начинают лучше понимать своего ребёнка, облегчая тем самым жизнь ему и своим близким, учатся заинтересовывать ребёнка в разных видах деятельности, для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, занятие лепкой, рисованием, конструированием. Родители учатся проводить анализ поведения своего ребёнка, если он демонстрирует раздражение во время той или иной деятельности, учатся сопровождать свою речь и инструкции зрительными символами и невербальной коммуникацией настолько, насколько это возможно.
На базе ДОУ, для обмена опытом и психологической поддержки организовано сообщество родителей города, воспитывающих детей с РДА. Родители активно включились в работу сообщества, с удовольствием делятся методиками, достижениями своих детей, дают друг другу советы, морально поддерживают друг друга, обмениваются знаниями в вопросах воспитания детей с РДА.
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - С.78.
2. О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг / Издательство: Теревинф, 2005 г. Аутичный ребенок. Пути помощи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы органихзации и содержания работы с родителями в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работ...
презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"
Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...
Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.
Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....
Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения
Наименее разработанными в теоретическом и практическом плане в системе комплексных мероприятий по преодолению нарушений психического и речевого развития у дошкольников являются организация и содержани...
Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования
Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования...