Как подготовить родителей и воспитателей к работе детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования.
статья по логопедии

Верховцева Ирина Викторовна

Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современного дошкольного образования и ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Одной из главных и важных задач является тесное взаимодействие воспитателей и педагогов с родителями детей с ОВЗ, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители действуют согласованно, следуя инструкциям, которые им предлагают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить родителей и воспитателей к работе детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современного дошкольного образования и ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Одной из главных и важных задач является тесное взаимодействие воспитателей и педагогов с родителями детей с ОВЗ, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители действуют согласованно, следуя инструкциям, которые им предлагают.

Чтобы работа с родителями была эффективной, воспитателю самому надо быть готовым к работе с детьми с ОВЗ. Это можно определить через два основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность.

Профессиональная  включает в себя:

- информационную готовность. Воспитатель должен знать нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику

- владеть педагогическими технологиями;

- знать основы психологии и коррекционной педагогики;

-уметь  использовать вариативные формы и методы работы;

- знать индивидуальные особенности детей с различными нарушениями развития;

готовность к повышению профессиональных знаний и умений.

  1. Психологическая готовность – это, прежде всего:

- эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии;

готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие;

- удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

Воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу; определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей; определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач в соответствии со спецификой развития детей; организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей; осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.

Помимо обладания большим количеством научных знаний и практических умений, воспитатель должен быть эмоционально устойчивым и крепким человеком. В нашем детском саду прошли профессиональную переподготовку для работы с детьми ОВЗ 56% воспитателей.

Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ - инвалиды и дети, имеющие особые образовательные потребности.

Родителей этих детей можно разделить на две категории:

  1. Родители, которые приняли ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптируют  его в обществе.
  2. Родители которые не признают особых потребностей детей. Они говорят: «У нас ребенок дома стихи рассказывает, прекрасно рисует, это здесь он стесняет».

Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями.

Устанавливая контакт с родителями необходимо понять почему они часто «Не видят «проблем в поведении, развитии  ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов, и бывают не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.

Работа с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей. Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме.

Приходится искать способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.

Рассмотрим эти способы.

Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями-это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то положительное в ребенке но, приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он был более дружелюбен к детям,  был послушнее. И рассказ об этих маленьких достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями. Родители перестанут ощущать в педагоге «врага», от которого необходимо защищаться.

Еще один способ установления контакта, это знакомство с  семьей, конечно  , -это домашнее визитирование.  Педагог знакомится с семьёй, её укладом, общается с родителями в непринужденной обстановке. При грамотной позиции педагога родители чувствуют себя успешными в своей роли и понимают, что они делают всё необходимое для полноценного развития ребенка.

Следующий способ-приглашение родителей на групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим специального психологического и педагогического образования, крайне сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются, видя, как их детимогут выполнять инструкции, одновременно со всеми детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.

Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ ведут очень замкнутый образ жизни, и выход в детский сад-это «приоткрытие двери в общество». Многие из родителей уникальные таланты: надо предлагать им подготовить декорации, костюмы, пособия для занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.

Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ нужно учитывать следующее:

  • Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана развития ребенка.
  • Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.
  • При возможности следует организовать домашнее визитирование-посещать семью ребенка дома, так у педагогов будет возможность понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.
  • Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
  • Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты  психолого-педагогического  сопровождения  дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольног...

консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...

К вопросу о формировании изобразительной деятельности детей с овз в условиях инклюзивного дошкольного образования

Данная статья показывает возможность развития изобразительной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования по разработанным индивидуальным программам...

«Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»

МБДОУ Детский сад №18  Консультация для воспитателей «Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»Подготовила: воспитатель Казакова С...

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования...

Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"

В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер.  У детей с ТНР и  нормой речевого разви...

«Взаимодействие педагогов с психолого-педагогическим консилиумом детского сада в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

В статье раскрывается актуальность инклюзивного образования в  дошкольной организации в соответствии с ФГОС и основной механизм реализации коррекционно-развивающей работы- взаимодействие педагого...