Как подготовить родителей и воспитателей к работе детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования.
статья по логопедии
Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современного дошкольного образования и ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Одной из главных и важных задач является тесное взаимодействие воспитателей и педагогов с родителями детей с ОВЗ, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители действуют согласованно, следуя инструкциям, которые им предлагают.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как подготовить родителей и воспитателей к работе детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования.
Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современного дошкольного образования и ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Одной из главных и важных задач является тесное взаимодействие воспитателей и педагогов с родителями детей с ОВЗ, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители действуют согласованно, следуя инструкциям, которые им предлагают.
Чтобы работа с родителями была эффективной, воспитателю самому надо быть готовым к работе с детьми с ОВЗ. Это можно определить через два основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность.
Профессиональная включает в себя:
- информационную готовность. Воспитатель должен знать нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику
- владеть педагогическими технологиями;
- знать основы психологии и коррекционной педагогики;
-уметь использовать вариативные формы и методы работы;
- знать индивидуальные особенности детей с различными нарушениями развития;
- готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
- Психологическая готовность – это, прежде всего:
- эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии;
- готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие;
- удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу; определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей; определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач в соответствии со спецификой развития детей; организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей; осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.
Помимо обладания большим количеством научных знаний и практических умений, воспитатель должен быть эмоционально устойчивым и крепким человеком. В нашем детском саду прошли профессиональную переподготовку для работы с детьми ОВЗ 56% воспитателей.
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ - инвалиды и дети, имеющие особые образовательные потребности.
Родителей этих детей можно разделить на две категории:
- Родители, которые приняли ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптируют его в обществе.
- Родители которые не признают особых потребностей детей. Они говорят: «У нас ребенок дома стихи рассказывает, прекрасно рисует, это здесь он стесняет».
Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями.
Устанавливая контакт с родителями необходимо понять почему они часто «Не видят «проблем в поведении, развитии ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов, и бывают не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.
Работа с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей. Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме.
Приходится искать способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.
Рассмотрим эти способы.
Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями-это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то положительное в ребенке но, приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он был более дружелюбен к детям, был послушнее. И рассказ об этих маленьких достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями. Родители перестанут ощущать в педагоге «врага», от которого необходимо защищаться.
Еще один способ установления контакта, это знакомство с семьей, конечно , -это домашнее визитирование. Педагог знакомится с семьёй, её укладом, общается с родителями в непринужденной обстановке. При грамотной позиции педагога родители чувствуют себя успешными в своей роли и понимают, что они делают всё необходимое для полноценного развития ребенка.
Следующий способ-приглашение родителей на групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим специального психологического и педагогического образования, крайне сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются, видя, как их детимогут выполнять инструкции, одновременно со всеми детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.
Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ ведут очень замкнутый образ жизни, и выход в детский сад-это «приоткрытие двери в общество». Многие из родителей уникальные таланты: надо предлагать им подготовить декорации, костюмы, пособия для занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.
Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ нужно учитывать следующее:
- Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана развития ребенка.
- Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.
- При возможности следует организовать домашнее визитирование-посещать семью ребенка дома, так у педагогов будет возможность понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.
- Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
- Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования
В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольног...
консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...
К вопросу о формировании изобразительной деятельности детей с овз в условиях инклюзивного дошкольного образования
Данная статья показывает возможность развития изобразительной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования по разработанным индивидуальным программам...
«Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»
МБДОУ Детский сад №18 Консультация для воспитателей «Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»Подготовила: воспитатель Казакова С...
Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования
Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования...
Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"
В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер. У детей с ТНР и нормой речевого разви...
«Взаимодействие педагогов с психолого-педагогическим консилиумом детского сада в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
В статье раскрывается актуальность инклюзивного образования в дошкольной организации в соответствии с ФГОС и основной механизм реализации коррекционно-развивающей работы- взаимодействие педагого...