музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ
консультация
Музыкотерапия, как метод психокоррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ (Консультация для воспитателей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_muzykoterapii_dlya_pedagogov.docx | 27.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ Центр Развития Ребенка-Детский Сад №2 «Жемчужинка»
Республика Адыгея П.Удобный
Подгоготовила педагог-психолог
Черепаха Е.А.
Музыкотерапия, как метод психокоррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ (Консультация для воспитателей)
Музыкотерапия-одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Оно способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия музыки.
Современные исследования российских учёных свидетельствуют о том, что с каждым годом в нашей стране увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является наиболее актуальным. И, если для родителей нормально развивающегося ребенка, детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад – это учреждение, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и с Практический опыт коррекционной работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Особое место среди арттерапевтических методик, используемых в коррекционной работе с дошкольниками с ЗПР , занимает музыкотерапия.
Ни для кого не секрет, что музыкальное воздействие стимулирует развитие ребенка, развивает и повышает его интеллект. Ученые считают, что музыка в прямом смысле слова, оказывает магическое воздействие на мозг человека. Благотворное влияние музыки на душу человека заметили еще в древности. В средние века музыку использовали для лечения психологических расстройств и применяли в качестве обезболивающего средства.
В настоящее время ученые доказывают положительное влияние классической музыки и колыбельных песенок на развитие и здоровье детей. Их исследования показывают её существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка с задержкой психического развития. Установлено, что музыка изменяет настроение, снижает напряжение и тревогу. Воздействуя на ребенка с ЗПР, музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность, агрессивность и в целом позитивно влиять на эмоциональное развитие детей данной категории.
Исследования отечественных специалистов эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показали, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Незрелость эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития требует специальной организации эмоционального воспитания детей данной категории, которое включает в себя накопление эмоциональных образов для младших дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте – развитие эмоционального контроля. Это является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у детей с ЗПР отклонений в эмоциональной сфере и необходимым условием их успешной социальной адаптации.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что коррекция эмоциональной сферы при задержке психического развития будет проходить более успешно при условии включения в воспитательный процесс одной из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста – музыкальной деятельности. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с ЗПР: изменяет его настроение; снижает тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность; повышает психический тонус и эмоциональный фон.
Музыка – существенная часть коррекционного процесса, она увеличивает заинтересованность и обостряет впечатления детей, а также дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
Особое место занимает музыкотерапия. Музыкотерапия является одним из видов арттерапии. Музыкотерапия – один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребёнка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических процессов.
Музыкотерапия включает:
- прослушивание музыкальных произведений;
- пение песен;
- ритмические движения под музыку;
- сочетание музыки и изобразительной деятельности.
В 1997 году доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Лазаревым была создана Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй! ». В этой программе музыка занимает центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».
М. Л. Лазарев считает, что во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:
1) Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.
2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.
3) Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.
В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.
В-четвертых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.
Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах.
Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.
Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры, музицирования на музыкальных инструментах и другие.
Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.
Элементы музыкотерапии можно использовать и в группе в течение дня.
Особенности использования музыкотерапии:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Использование музыкотерапии в режимных моментах
Режимные моменты | Для чего используется | Результат воздействия | Предлагаемый музыкальный репертуар |
Утро. Приём детей. Утренняя гимнастика. | Используется для создания эмоционального фона. Используется для поднятия эмоциональной активности, бодрости. | Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, легче устанавливается контакт между людьми. Музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоцио-нальное состояние. | П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». М.Мусоргский «Рассвет на Москве- реке». В.Моцарт «Маленькая ночная серенада». М.И.Глинка «Вальс фантазия». П.И.Чайковский «Апрель». Г.В.Свиридов «Музыкальный ящик». Н.А.Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда». И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае». Музыкальное сопровождение музыкальным руководителем. |
Прогулка. (в теплое время года). Наблюдения, в процессе тру-довой деятель-ности, после игр большой подвижности | Задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Вызывает эмоциональный отклик при наблюде-ниях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной нагрузки. | Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. | Наблюдения:С.В.Рахманинов «Итальянская полька»; В.Агафонников. «Сани колокольчиками». Труд детей: Р.н.п. «Ах вы, сени…» И.Штраус. Полька «Трик – трак». Расслабление: Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка», песни, пляски птиц. |
Сон. (засыпание и пробуждение) | Используется для эмоционального расслабления нервной системы и мышц ребенка. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть. | Нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание. | Колыбельные: «Тише. Тише» «Спи- засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай». Г.В.Свиридов «Грустная песенка», Ф.Шуберт. «Аве Мария», «Серенада», Ц.А.Кюи. «Колыбельная». В.А.Моцарт. «Музыкальная шкатулка», Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка»,П.И.Чайковский. «Танец маленьких лебедей». |
Индивидуальная музыкотерапия. | Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперактивности ребенка; для стимуляции творческих (креативных) способностей при индивидуальной деятельности. | Нормализация эмоционального состояния, снятие физического и эмоционального напряжения, повышение творческой работоспособности, проявление инициативы. Повышается коммуникативность. | А.Т.Гречанинов. «Бабушкин вальс». А.Т.Гречанинов. «Материнские ласки». П.И.Чайковский. Вальс фа- диез- минор. Л.В.Бетховен. «Сурок». Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки. Н.А.Римский – Корсаков. «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»). К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» Р.Щедрин. Юмореска. |
Использование музыкотерапии в различных видах детской деятельности
Виды деятельности | Для чего используется | Результат воздействия | Используемый музыкальный репертуар. |
Музыкальные занятия. | Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. | Воспитание интереса к музыке, состояние наслаждения, восхищения. | А.К.Лядов. «Дождик- дождик», Ц.А.Кюи. «Колыбельная». М.И.Глинка «Детская полька», рус. нар. песня «Ах вы, сени…» М.И.Глинка «Вальс фантазия», П.И.Чайковский «Мазурка». П.И.Чайковский «Времена года», С.В.Рахманинов «Итальянская полька» |
Физкультурные занятия. | Метод релаксации – используется для расслабления детей и восстановления дыхания. | Снятие мышечной нагрузки, нормализация общего физического состояния. | И.Штраус. «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский. «Апрель»,А.Вивальди. «Зима», И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае». |
ИЗО. | Развивает творческое воображение и фантазию, для создания определен-ного психологическо-го и эмоционального настроя, ассоциатив-ных связей. | Формирует эстетические чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, повышение продуктивности творчества. | Русские народные мелодии, Э.Григ. «Утро», М.Мусоргский. «Рассвет на Москве- реке», К.Дебюсси. «Лунный свет», П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». |
Художественная литература (ознакомление с поэтическими текстами, описательными рассказами.) | Для создания определенного эмоционального настроя, для более полного восприятия литературного образа. | Повышение интереса к литературным произведениям, формирование эстетических чувств. | Шопен. Ноктюрн №1,2.,П.И.Чайковский «Времена года», К.Дебюсси «Лунный свет», Р.Шуман «Грезы», Д.Ласт «Одинокий пастух», К.Синдинг «Шелест весны», К.Сен- Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей». |
Музыкотерапия во всех её вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи.
Педагогам следует помнить, что все арттехнологии (в том числе и музыкотерапия) используемые в системе коррекционной помощи ребёнку с проблемами в развитии, должны способствовать гармонизации личности такого ребёнка и его социальной адаптации!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкотерапия в работе с детьми ОВЗ"
Консультация для воспитателей...
Музыкотерапия в работе с детьми
Статья об эффективности примениения музыки и музыкотерапии в работе с детьми...
Музыкотерапия в работе с детьми
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных за...
Музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ.
Актуальность использования музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ.Актуальность музыкотерапии очень велика для детей со сложными нарушениями здоровья.Как правило, эти ребятишки не говорящие, следователь...
Сообщение к педсовету №2 "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Сообщение к педсовету №2 "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ.
Нетрадиционные методы работы с детьми ОВЗ...
Консультация "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ"
Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому анализ возможностей дошкольников в восприятии музыки, умение эмоциона...