Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал по логопедии
Нетрадиционные методы работы с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_muzykoterapiya_v_rabote_s_detmi_ovz.docx | 28.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новоспасский детский сад №7
Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ.
Подготовила:
музыкальный руководитель
МДОУ Новоспасский д/с №7
Маклакова Е.М.
Новоспасское 2021г
Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ.
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. А здоровых детей, к сожалению, уже в дошкольном возрасте все меньше и меньше, а количество детей с ОВЗ неуклонно растёт.
У многих из них нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление. Особенностями детей с ОВЗ являются неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, недостаточная вокально-слуховая координация.
Одной из новых инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ является музыкотерапия.
Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Музыкотерапия как наука стала известной в 19 веке, а в 20 веке стала невероятно популярной во многих странах. Именно в наше время она приобрела отдельное направление в лечении и профилактике разнообразных заболеваний.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции отклонений в здоровье.
Формы музыкальной терапии:
Музыкотерапия может быть активной и пассивной.
Активная музыкотерапия заключается в активной работе с музыкальным материалом, самостоятельном пении и танцах, целью которых является социальная адаптация.
Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание музыкальных произведений, которые положительно сказываются на психологическом и психическом состоянии здоровья.
Музыкотерапия как средство коррекции речевых нарушений
Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников. Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера.
Музыка, как наиболее доступный, детскому восприятию, вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
Музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.
Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.
Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.
Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.
Поэтому в коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств.
К традиционным приемам относится
-логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения, в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство)
Использование логоритмики в музыкальной деятельности:
• Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).
• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);
• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).
• Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР, легко поддается коррекции в игре )
• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).
Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя:
• Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.
• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т. к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних - подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.
Лечебные звуки:
А – положительно влияет на работу сердца, стимулируют энергетику.
У – помогает стабилизировать эмоции.
Э – помогает преодолеть комплекс неполноценности.
И – улучшает работу головного мозга.
Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом, задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.
• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение.
Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче, затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется».
Звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра.
Игры со звуком «Ж» («Жуки», снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло.
Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»,
«Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т. д.
• Двигательные ритмические упражнения, танцы. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.
• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры.
Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.
• Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.
Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками) Солнце стало припекать, (поглаживание спины) Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера) А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке. Проводится повторный массаж со сменой партнера.
• Музыкальная гимнастика для глаз. Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.
• Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой, «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность, музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья.
Пример: «Я — хороший, ты – хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех!
Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей и профилактике простудных и других заболеваний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкотерапия в работе с детьми ОВЗ"
Консультация для воспитателей...
Музыкотерапия в работе с детьми
Статья об эффективности примениения музыки и музыкотерапии в работе с детьми...
Музыкотерапия в работе с детьми
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных за...
музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ
Музыкотерапия, как метод психокоррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ (Консультация для воспитателей)...
Музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ.
Актуальность использования музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ.Актуальность музыкотерапии очень велика для детей со сложными нарушениями здоровья.Как правило, эти ребятишки не говорящие, следователь...
Сообщение к педсовету №2 "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Сообщение к педсовету №2 "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Консультация "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ"
Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому анализ возможностей дошкольников в восприятии музыки, умение эмоциона...