Сообщение к педсовету №2 "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
материал
Сообщение к педсовету №2 "Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкотерапия это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Достоинства Абсолютная безвредность Легкость и простота применения Возможность контроля Противопоказана: д етям с предрасположенностью к судорогам д етям , страдающим отитом ; д етям , у которых резко повышается внутричерепное давление.
Воздействие музыки Успокаивающее Произведения Баха Моцарта Бетховена Чайковского Возбуждающее Произведения Вагнера Оффенбаха Равеля
Терапевтический эффект музыкальных инструментов Музыкальный инструмент Терапевтический эффект Фортепиано снимает возбудимость, успокаивает нервную систему Скрипка, флейта расслабляют Кларнет улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему Ударные (барабан, литавры…) бодрят, придают силы
Формы музыкотерапии Активная Пассивная Слушание музыкальных произведений с последующей беседой о эмоциональном переживании ребенка Игра на музыкальных инструментах Пение
Элементы музыкотерапии на музыкальных занятиях Слушание музыкальных произведений Ритмические игры Дыхательная гимнастика Пение Игра на детских музыкальных инструментах Ритмические движения под музыку
Психогимнастические этюды
У пражнения , игры
Рекомендации Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям; Лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям; Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
Рекомендуемая музыка Альбиони Т. «Адажио»; Бетховен Л. «Лунная соната»; Глюк К. «Мелодия»; Григ Э. «Песня Сольвейг»; Дебюсси К. «Лунный свет»; Римский – Корсаков Н. «Море»; Сен – Санс К. «Лебедь»; Чайковский П.И. «Осенняя песнь », « Сентиментальный вальс»; Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»; Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»;
Творческих успехов и талантливых детей !
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
«Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Сообщение к педсовету № 2
Подготовила:
музыкальный руководитель
Киселева К.В.
г. Советский
февраль, 2022 г.
Слайд 1
Элементы музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 2
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия.
Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. В России музыкотерапии Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ОВЗ.
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
Слайд 3
К достоинствам музыкотерапии относят её абсолютную безвредность, легкость и простоту применения, возможность контроля, но, не смотря на безвредность музыкотерапии, все же имеются противопоказания. Она противопоказана детям с предрасположенностью к судорогам, детям страдающим отитом, детям, у которых резко повышается внутричерепное давление.
Слайд 4
Не все классические произведения оказывают положительное влияние. Музыка по – разному влияет на состояние ребенка. Успокаивающее воздействие оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля.
Слайд 5
Разный терапевтический эффект также имеют музыкальные инструменты:
- фортепиано – снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
- скрипка, флейта – расслабляют;
- кларнет – улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему;
- ударные (барабаны, литавры и т.д.) – бодрят, придают силы.
Слайд 6
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
При пассивной – детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка. При активной – ребенок вовлечен в работу с музыкальным материалом, инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.
Слайд 7
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с ОВЗ, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетического восприятия, даёт положительный эмоциональный настрой. Учеными доказано, что слуховые рецепторы воздействуют на общее состояние всего организма человека, вызывают реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение развивает голосовой аппарат, улучшает речь (врачи используют пение при лечении заикания). Развитие певческих навыков влияет не только на эмоционально-эстетическое развитие, но и на умственное. Научные исследования показали, что воспитание слуха и развитие голоса сказывается на формировании речи, а речь основа мышления.
Важным на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ является и атмосфера общения, которая выражается в принятии ребенка таким какой он есть и дает возможность каждому проявить свои способности.
На музыкальных занятиях, в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, использую целенаправленно отобранный музыкальный материал: элементы различных упражнений, ритмических игр, дыхательной гимнастики, игру на детских музыкальных инструментах, пение песен, ритмические движения под музыку, прослушивание музыкальных произведений.
Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить.
Слайд 8
Включаю в музыкальные занятия психогимнастические этюды и упражнения
- Игра «Снеговик» (фото, описание игры).
Слайд 9
Использую игры и упражнения со слушанием музыки, например, такие как «Лев охотиться, лев отдыхает» (фото), такие игры дают выход энергии, накопившейся за время занятия, развивают активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. В игре присутствует переход от активных действий к успокоению.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Но в тоже время, она должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Слайд 10
Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:
- использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
- лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Слайд 11
Для использования в работе с детьми рекомендую музыкальные произведения (на слайде)
- Альбиони Т. «Адажио»
- Бетховен Л. «Лунная соната»
- Глюк К. «Мелодия»
- Григ Э. «Песня Сольвейг»
- Дебюсси К. «Лунный свет»
- Римский-Корсаков Н. «Море»
- Сен-Санс К. «Лебедь»
- Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
- Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
- Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»
Особое внимание хочу обратить на музыкально–рефлекторное пробуждение детей после дневного сна по методике Н. Ефименко. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая детей с кроватей.
Слайд 12
Музыка поднимает настроение, снижает чувство тревожности, у неуравновешенных детей создаёт чувство внутреннего покоя, радости, желание общаться друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)
Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...
Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Презентация опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Презентация обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...
«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....