Профилактика и организация помощи детям с СДВГ и нарушениями ОДА
статья
Профилактика и организация помощи детям с СДВГ и нарушениями ОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика и организация помощи детям с СДВГ и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева
МДОУ «Детский сад №145», Ярославль, Россия
Наша группа состоит из 20 человек: 10 девочек и 10 мальчиков. Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) имеют 4 человека (2 девочки и 4 мальчика). Кроме того, у этих детей имеются нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА), что негативно сказывается на их
поведении. Такие ребята нуждаются в умении спланировать свои действия, для достижения определенной цели, в понимании своих возможностей в постановке этих целей. Они нуждаются в большем внимании со стороны педагога, чем их сверстники в силу особенностей своего поведения [1, 2, 3, 4].
Приняв решение участвовать в эксперименте и определив цели, я пришла к выводу, что первостепенным должна стать организация среды.
В исследованиях обращается внимание на то, что поведение детей с СДВГ определяется факторами внешней среды в значительно большей степени, чем внутренними инструкциями, правилами и т. д., а потому главный способ влияния на поведение такого ребенка — соответствующая организация внешней среды [4]. Я стала учитывать это при организации деятельности всех детей группы. Кроме того, дети с нарушениями ОДА, нуждаются в регулярных занятиях по формированию осанки, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Каждодневная утренняя зарядка, включающая определенный набор упражнений, обязательная зарядка после сна, — все это способствует тому, что у детей закрепился поведенческий ритуал.
Вскоре все дети группы знали, что в определенное время будет проводиться зарядка. Упражнения четко структурированы, понятны. Вначале я постоянно напоминала правила, но вскоре ребята быстро их усвоили.
Чтобы детям с СДВГ было легче удерживать внимание, в каждое занятие по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата мы вводим неожиданные элементы (визуальные, аудиальные, кинестетические): поворот по сигналу «бубна»; «запомни, что быстро показала»; «угадай, что в мешочке» и др. Использование таких упражнений позволяет не только решать проблемы с профилактикой нарушений ОДА, но и концентрировать внимание детей. Полезным в нашей работы стало использование литературного материала (загадки), эмоционально-личностного взаимодействия с каждым ребенком. В работе применяются методы и приемы активного слушания, эффективные не только во время занятий, но и при проведении упражнений, направленных на профилактику нарушений ОДА.
В работе с детьми с СДВГ обязательно используется проективный подход, т. е. действие на опережение проблемного поведения, а также немедленные и эффективные действия в ответ на желательное/проблемное поведение. Это назначение детей «ведущими» зарядки, возможность быть «куратором» проведения гимнастики и др.
Во время зарядки мы используем разный спортивный инвентарь: обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, фитболы, спортивные шнуры, а также массажные коврики, дорожки, мячи и тренажёры для ходьбы, велосипед. С целью формирования умения планировать свои действия «ведущему» предлагается сразу определить, что ему понадобится для проведения зарядки, какой инвентарь и в каком количестве, какие упражнения он будет показывать и т. д. Педагог помогает наводящими вопросами, но решение остается за «ведущим». В конце зарядки «ведущий» сам оценивает свою деятельность. Это тоже является хорошей профилактикой СДВГ. Затем ребенку предлагается выбрать «ведущего» на «следующую» зарядку.
Все дети любят подвижные игры. Это способ «выбросить» энергию в «нужное русло». Для гиперактивных детей полезными будут следующие игры, которые мы активно используем в своей работе. Приведем примеры некоторых игр.
Игра на фитболах «Море волнуется раз».
Цель: развитие фантазии, внимания, памяти, координации движений.
Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий.
Дети сидят на мячах-фитболах, водящий отворачивается и говорит:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура на месте замри!».
Игроки в это время прыгают на фитболах. При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющие отношение к морской тематике. Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться на фитболе, показывая свое «представление» так, чтобы ведущий узнал, что за фигуру изображает игрок.
Тот, кто изобразит наиболее похоже, становится водящим, игра начинается с начала.
Игра «Аквариум».
Цель: развиваем ловкость, координацию движений, упражнение направленно на регуляцию мышечного тонуса.
Ход игры: на ковре лежат обручи, внутри которых находятся предметы (карандаши, пластмассовые крышки, маленькие платочки) — это «рыбки».
Дети становятся вокруг обручей по 3 человека. Игра проводится босиком. Нужно захватить предмет пальчиками ног.
Первый вариант игры — кто больше поймает «рыбок».
Второй вариант игры — чья команда быстрее выловит всех «рыбок».
Игра «Удочка».
Цель: развиваем ловкость, координацию движений, внимание, упражняем детей в прыжках на носочках.
Ход игры: дети становятся по кругу, педагог в центре. В руках у него шнур длинной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набитым мешочком. По сигналу: «Ловлю!» педагог вращает шнур, постепенно его удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При
приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся
ног играющего, значит, он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кого-нибудь не поймает.
Предлагаю комплекс гимнастики по желанию с предметами (массажные мячи, гантели массой 0,5 кг), которую можно выполнять в домашних условиях вместе с родителями.
1. Основная стойка (руки по швам, ноги вместе), свести и развести носки.
2. Стойка ноги вместе, руки в стороны, маховые движения руками.
3. Стойка на носках, маховые движения руками и наклоны туловища.
4. Стойка на одной ноге, маховые движения руками вверх, вниз попеременно, одновременно.
5. Повороты туловища в стойке на одной ноге.
6. Стоя на левой ноге, правую отвести назад на носок, руки держать впереди, ладонями вниз, мах правой ногой, затем левой. То же, но стойка на правой ноге, махи левой ногой.
7. Выпад вперед, прямая нога сзади на носке, руки в различных исходных положениях (вверх, в стороны, на поясе, пружинящие приседания на согнутой ноге).
8. Основная стойка, руки в стороны: а) махом вперед поднять прямую ногу и одновременно хлопнуть под ногой; б) ходьба, высоко поднимая прямую ногу с хлопками под ногой.
9. Стойка ноги врозь, руки в стороны, мах ногой в сторону до касания носком ладони.
10. Стойка на правой ноге, левая сзади на носке, руки вперед; слегка наклоняясь вперед, быстро поднять вперед согнутую левую ногу и коснуться коленом левого плеча.
11. Упор сидя: выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки, поднять таз повыше, стараясь чтобы спина приняла вертикальное положение (гантели лежат на полу).
12. Упор сидя, не сгибая рук, подпрыгнуть над полом.
13. В упоре, стоя на коленях, правую ногу поднять назад, а левую руку— вверх. Затем поменять ногу и руку.
14. Из упора стойка на коленях, отводя левую ногу назад, а левую руку вперед, повернуть туловище влево, затем поменять ногу и руку. Проблема, конечно, остается, несмотря на то, что систематические и регулярные занятия помогают детям с СДВГ в организации их жизненного пространства. Наблюдая с коллегами за поведением детей с СДВГ, замечаем, что после длительных выходных, больничных такие дети дольше и труднее входят в ритм и режим группы. Это обусловлено еще и тем, что
дома родители редко выдерживают тот же график, план действий. Поэтому после длительного отсутствия такие дети нуждаются в более пристальном внимании со стороны педагога.
Немаловажным фактором в стабилизации поведения таких детей является сплоченность действий обоих педагогов группы, единство требований взрослых, единство системы мер поощрений и ограничений. Это все способствует гармонизации внутреннего пространства ребенка с СДВГ. Но они
эффективны только на тех этапах, на которых ребенок способен реализовать свои возможности. Поэтому с родителями таких детей приходится проводить регулярные просветительские беседы. Необходимость в обозначении возможностей их детей для родителей является фактором, определяющим систему предъявляемых требований.
Прежде всего, необходимо разъяснить родителям, что же такое гиперактивность. Самое главное на этом этапе донести до родителей простую мысль: необычность поведения их детей — не результат дурного характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно
нужно сломать. Вполне вероятно, что это — специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят. Мамы и папы, бабушки и дедушки должны понять, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Мы стремимся объяснить родителям гиперактивных детей,
что, воспитывая их, необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой —повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей. Педагог может посоветовать родителям вести постоянные и целенаправленные наблюдения за ребенком. Это необходимо,
чтобы взрослый смог лучше понять, какие трудности испытывает ребенок в течение дня, с чем ему удается справляться, а с чем нет.
В ходе образовательной работы мы проводим консультирование родителей. Предлагаю вариант рекомендаций родителям гиперактивных детей, которыми мы сопровождаем консультирование.
1. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — прогулки, бег, спортивные занятия и утренняя гимнастика, которая лучше выполняется вместе с мамой или папой.
2. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
3. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Утренняя гимнастика, время приема пищи, выполнения домашних дел и сна должно соответствовать этому распорядку.
4. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
7. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребенка).
8. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»
9. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.
Список литературы:
1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — М., 2001.
2. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать и метать: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1983.
3. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. —М.: Генезис, 2010.
4. Шишова Т. Гиперактивный ребенок // Будь здоров. — 2005. — № 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Данный материал рекомендован педагогам как основа консультации по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи....
«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».
Комплекс игровых упражнений для снятия зрительного напряжения, общеукрепляющих упражнений для глаз у детей дошкольного возраста....
Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушением интеллекта
Дипломная работа...
Пути помощи детям с СДВГ.
В статье рассмотрены пути помощи детям с СДВГ....
Консультация для педагогов «Гиперактивный ребенок в детском саду. Организация психолого-педагогической помощи детям с сдвг в условиях ДОУ»
Консультация подготовлена для педагогов, работающих с гиперактивными детьми....
Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства
Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала ...
Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами ...