«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».
статья по коррекционной педагогике на тему

Бойко Лилия Анатольевна

Комплекс игровых упражнений для снятия зрительного напряжения, общеукрепляющих упражнений для глаз у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

        В настоящее время, увеличилось количество детей с особыми возможностями здоровья, посещающих детское образовательное учреждение. Поэтому важно использовать в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья, профилактике утомления и различных заболеваний.

Для детей с ОВЗ, в том числе, с нарушением зрения, характерно быстрое утомление, что приводит к снижению работоспособности детей, поэтому обязательным компонентом коррекционной работы является использование разных видов динамических пауз (гимнастик). Проведение различных гимнастик: зрительной, двигательной, пальчиковой – позволяет организму включать дополнительные резервы  для преодоления усталости и переутомления. Необходимо отметить что динамические паузы рекомендуется проводить не только с детьми, посещающими коррекционные группы, но и также общеобразовательные.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра является не только формой организации деятельности,  методом обучения и воспитания, но и средством коррекции.

В группах для детей с нарушением зрения, приоритетной является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

Зрительная гимнастика проводится несколько раз в течение дня от 3-хдо 5-ти минут, в виде игровых упражнений. Для привлечения внимания детей гимнастики проводятся в виде игровых упражнений, с использованием стихов, пособий. Можно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятием, во время занятий, между занятиями, как индивидуально, так и с подгруппой детей.

При проведении зрительной гимнастики  с детьми необходимо соблюдать определенные условия:

  • Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть яркий, среднего размера, но ни в коем случае не должен сливаться по цвету с поверхностью, перед которой демонстрируется.
  • Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей.
  • При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.
  • Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх – вниз и т.д.
  • Учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.
  • Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Игровые упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения:

  1. Игровое упражнение «Море волнуется раз!»

Перенося вес тела то на одну, то на другую ногу, плавно и ритмично раскачиваться из стороны в сторону. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

На месте фигура замри!

  1. Игровое упражнение «Посмотри сквозь пальчики».

Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль. Повторить 15 раз.

Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.

Если головой вертеть

И на палец не глядеть,

Палец быстро убегает

Почему – никто не знает.

  1. Игровое упражнение «Световые ванны».

На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону.

Глазки солнцу покажи,

«Здравствуй!» - солнышку скажи.

  1. Игровое упражнение «Моргание».

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть глаза, поморгать ими так, как бабочка машет крыльями.

  1. Глазодвигательные тренинги.

Перемещать взгляд на предметы, подвешенные в разных местах комнаты: игрушки, буквы, цифры.

  1. Точечный массаж.

Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии 1 см от внутреннего угла глаза. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаз.

  1. «Прищепочки».

 Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу бровей от переносицы к вискам.

  1. «Метка на стекле».

Смотреть на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.

  1. «Жмурки».

Закрыть крепко глаза на 1-2 минутки. Широко раскрыть глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

Общеукрепляющие упражнения для глаз.

  1. «Круговые движения головы».

Очень медленно производить круговые движения головы в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большее пространство.

  1. «Горизонтали».

Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая голова).

  1. «Вертикали».

Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).

  1. «Косые глаза».

Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30 – 40 с).

  1. «Двоение в глазах».

Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица приближать палец, не сводя с него глаз, пока палец не начнет двоиться.

  1. Игровое упражнение в стихотворной форме «Веселая неделька».

- Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, входят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

-В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

-Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения  глаз).

-В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

-Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Одной из главных задач в работе с детьми является охрана и гигиена  зрения....

Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами ...