«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».
статья по коррекционной педагогике на тему
Комплекс игровых упражнений для снятия зрительного напряжения, общеукрепляющих упражнений для глаз у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_uprazhneniya_dlya_snyatiya_zritelnogo_napryazheniya.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».
В настоящее время, увеличилось количество детей с особыми возможностями здоровья, посещающих детское образовательное учреждение. Поэтому важно использовать в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья, профилактике утомления и различных заболеваний.
Для детей с ОВЗ, в том числе, с нарушением зрения, характерно быстрое утомление, что приводит к снижению работоспособности детей, поэтому обязательным компонентом коррекционной работы является использование разных видов динамических пауз (гимнастик). Проведение различных гимнастик: зрительной, двигательной, пальчиковой – позволяет организму включать дополнительные резервы для преодоления усталости и переутомления. Необходимо отметить что динамические паузы рекомендуется проводить не только с детьми, посещающими коррекционные группы, но и также общеобразовательные.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра является не только формой организации деятельности, методом обучения и воспитания, но и средством коррекции.
В группах для детей с нарушением зрения, приоритетной является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
Зрительная гимнастика проводится несколько раз в течение дня от 3-хдо 5-ти минут, в виде игровых упражнений. Для привлечения внимания детей гимнастики проводятся в виде игровых упражнений, с использованием стихов, пособий. Можно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятием, во время занятий, между занятиями, как индивидуально, так и с подгруппой детей.
При проведении зрительной гимнастики с детьми необходимо соблюдать определенные условия:
- Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть яркий, среднего размера, но ни в коем случае не должен сливаться по цвету с поверхностью, перед которой демонстрируется.
- Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей.
- При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.
- Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх – вниз и т.д.
- Учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.
- Следует отмечать старание, желание и результаты детей.
Игровые упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения:
- Игровое упражнение «Море волнуется раз!»
Перенося вес тела то на одну, то на другую ногу, плавно и ритмично раскачиваться из стороны в сторону. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
На месте фигура замри!
- Игровое упражнение «Посмотри сквозь пальчики».
Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль. Повторить 15 раз.
Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.
Если головой вертеть
И на палец не глядеть,
Палец быстро убегает
Почему – никто не знает.
- Игровое упражнение «Световые ванны».
На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону.
Глазки солнцу покажи,
«Здравствуй!» - солнышку скажи.
- Игровое упражнение «Моргание».
Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть глаза, поморгать ими так, как бабочка машет крыльями.
- Глазодвигательные тренинги.
Перемещать взгляд на предметы, подвешенные в разных местах комнаты: игрушки, буквы, цифры.
- Точечный массаж.
Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии 1 см от внутреннего угла глаза. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаз.
- «Прищепочки».
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу бровей от переносицы к вискам.
- «Метка на стекле».
Смотреть на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.
- «Жмурки».
Закрыть крепко глаза на 1-2 минутки. Широко раскрыть глаза на выдохе. Повторить 5 раз.
Общеукрепляющие упражнения для глаз.
- «Круговые движения головы».
Очень медленно производить круговые движения головы в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большее пространство.
- «Горизонтали».
Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая голова).
- «Вертикали».
Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).
- «Косые глаза».
Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30 – 40 с).
- «Двоение в глазах».
Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица приближать палец, не сводя с него глаз, пока палец не начнет двоиться.
- Игровое упражнение в стихотворной форме «Веселая неделька».
- Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, входят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
-В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
-Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
-В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
-Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"
Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...
Особенности зрительного восприятия У детей дошкольного возраста с нарушением зрения
консультация для педагогов...
Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...
«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...
ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Одной из главных задач в работе с детьми является охрана и гигиена зрения....
Профилактика зрительного утомления у детей дошкольного возраста в логопедической группе
Методы и приёмы...
Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами ...