Краткосрочный проект во II младшей группе «Как на Масленой неделе»
проект (младшая группа)

Антипова Анна Михайловна

Данный материал помогает сформировать представления детей о традициях русского народа на примере праздника "Масленица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx321.76 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

во II младшей группе

«Как на Масленой неделе»

Авторы:

Воспитатели:

Антипова А.М,

Плужникова О.Б.

Музыкальный руководитель:

Денисова Е.В.

Санкт-Петербург

2021г.

Актуальность:

   Праздник оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка.

Масленица –один из древнейших славянских праздников, традиции которого

зародились еще в языческой Руси. Считалось, что человек, весело проведший

масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года!

   Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор,

пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений.

   В совместной работе с родителями мы должны создать условия для творческого развития каждого ребенка.

   Цель:

   Формирование общего представления младших дошкольников о традициях русского народа на примере праздника «Масленица».

   Задачи:                                                                                                                  

  • Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа;
  • Познакомить детей с историей проведения народного праздника;  
  • Познакомить с названиями 7 дней Масленицы, объяснить их значение;
  • Обогатить словарь детей;
  • Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать

несложные танцевальные движения;

  • Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;
  • Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

   Предполагаемые результаты:

  • получены первоначальные представления о праздновании масленицы;
  • сформированы умения водить хороводы;
  • приобретены знания частушек, пословиц, небылиц, закличек;
  • укреплено и развито взаимодействие с родителями и сверстниками.

   Предварительная работа:

  • Индивидуальные беседы с родителями о роли одежды на народном гулянье;
  • Подбор костюмов для проведения праздника;
  • Изготовление чучела «Масленица»;
  • Подбор русских народных мелодий для музыкального сопровождения праздника;
  • Оформление зала и группы декорациями к празднику.

   Участники:

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

  Тип проекта:

познавательный.

  Вид проекта:

групповой.      

   

  Срок реализации:

одна неделя (с 9 по 12 марта 2021 года);

 Продукты проекта:

  • Выставка рисунков и аппликаций, работ по лепке.
  • Методическая разработка интегрированного занятия-досуга «Как на Масленой неделе».

Реализация проекта:

Дни недели

Цели деятельности

педагога

Виды детской

деятельности

Содержание

совместной

деятельности

Вторник

Формировать

представление детей о

русском народном

празднике

«Масленица».

Игровая,

познавательная,

восприятие

фольклора,

музыкальная,

продуктивная,

коммуникативная

-беседа о истории

проведения народного

праздника;

-чтение потешек,

небылиц;

-изготовление чучела «Масленица»;

-разучивание текста

песни «Оладушки»;

-проведение

подвижных игр

«Ручеек» и «Ровным

кругом».

Среда

Формировать

представление детей о

традициях проведения

праздника, учить

наклеивать предметы

круглой формы,

закрепить знания о

названии формы

Коммуникативная,

игровая,

продуктивная,

музыкальная

-Заучивание закличек, пословиц;

-беседа «Кто такой

Петрушка?»;

-изготовление

аппликации «Блинчики»;

-проведение

подвижных игр,

прослушивание

русских народных

песен и мелодий.

Четверг

Приобщать к истокам

народных традиций,

вызвать положительные

эмоции у ребенка в

ходе совместной

деятельности со

взрослыми и

сверстниками во время

проведения праздника.

Игровая,

коммуникативная,

изобразительная,

музыкальная,

познавательная

-проведение музыкального досуга

«Как на Масленой неделе».

- игра на русских

музыкальных

инструментах

Пятница

Дать детям

представления о

русских народных

забавах, развивать

умения

ориентироваться в

пространстве,

ловкость, красоту.

Игровая,

коммуникативная,

изобразительная,

музыкальная,

познавательная

-проведение сюжетно-ролевой игры «Я пеку,

пеку, пеку...»;

-проведение

словесной игры

«Продолжи

пословицу»;

-игра малой подвижности «Карусель».

Приложение 1

Беседа

ПОЧЕМУ МАСЛЕНИЦА НАЗЫВАЕТСЯ МАСЛЕНИЦЕЙ?

   Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица». По одному из

утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов.

Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли,

пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю.

Вот и стряпали блины —этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских

деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, —

объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить

его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают»

солнце, делают его добрее. Отсюда и название —«Масленица». Подругой версии

название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю

мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять —вот и

пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей. А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.

   Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за

огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица

пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с

жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она

заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была

самым веселым праздником

КАК МАСЛЕНИЦУ ПРАЗДНОВАЛИ НА РУСИ

   К первому дню масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами.

   Дети ладили утром соломенную куклу —Масленицу —да наряжали ее в кафтан и шапку.

   На второй день, во вторник, девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на

суженых.

   В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.

   Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день. Вот когда начинает настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают

колядовать, выполнять разные обряды, творить кулачные бои.

   На пятый день зятья угощали блинами своих тещ, иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.

   В шестой день разгульной недели молодая невеста приглашала своих родных к себе.

В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами,

затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой

взять его.

   Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков, проводы и прощания сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу —«Масленицу» —

торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву,

будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходили вечером.

   Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Приложение 2

Первый день Масленицы.

Встреча.

К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину -жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Второй день Масленицы. Заигрыш.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы.

Третий день Масленицы.

Лакомка.

На Лакомку созывали всех родных и угощали блинами.

Считалось, что нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".

Четвёртый день Масленицы. Разгуляй.

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Пятый день Масленицы.

Широкая масленица.

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен

блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек-любимый сынок".

Шестой день Масленицы. 

Золовкины посиделки.

В субботу, на золовкины посиделки (золовка -сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей

невесть откуда") недоверчиво и настороженно-вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Седьмой день Масленицы.

 Прощёное воскресенье.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума -полотенце, для кумы -кусок мыла.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями -"на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них

приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог

простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Приложение 3

Словесная игра «Продолжи пословицу»

1. Один пирог два раза не ... съешь.

2. С кем хлеб-соль водишь на того и ... походишь.

3. Не вкусив горького, не узнаешь и ... сладкого.

4. Сам заварил кашу, сам и ... расхлебывай.

5. Кашу маслом не ... испортишь.

6. Хочешь есть калачи, не лежи на ... печи.

7. Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду лезть.

8. Заварил кашу, так не жалей ... масла.

9. Не разбивши яйца, не сделаешь ... яичницу.

10. Не сули бычка, а дай стакан ... молочка.

11. Блины и то ... надоедают.

12. Остатки ... сладки.

13. От черной курочки да белое ... яичко.

14. От черной коровы да белое ... молочко.

Приложение 4

Дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами.

Слушайте внимательно

Подсказывайте старательно:

На тарелке он один-

называем просто ... (блин).

Много испекли их мы-

тогда назовем ... (блины).

Испекли для дочек-

назовем ... (блиночек).

Будет кушать их сынок-

назовем тогда ... (блинок).

Огромный, как домище-

назовем ... (блинище)

Приложение 5

Досуг «Как на Масленой неделе».

В группу к детям заходит Хозяйка.

От души вас поздравляем

И сердечно приглашаем:

Все заботы бросьте,

Приходите в гости,

Прямо к нашему крыльцу

К нам на Масленицу.

Убедитесь сами:

Угостим блинами,

На сметане пышками,

Пирогами пышными,

Февралю - помашем,

Марту - "здравствуй" скажем

Собирайся, народ!

Весна красная идет!

Надо Зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

Все идут в зал на праздник.

Дети рассматривают убранство зала. Дети садятся.

Хозяйка. Сегодня мы будем зиму провожать со двора, да весну звать. А праздник наш веселый называется Масленица.

Но что ж это за праздник без гостей веселых? А давайте к нам сюда моего дружка позовем. Он очень веселый, озорной, любит песни, смех и шутки, а зовут его Петрушка.

Выбегает Петрушка.

Я Петрушка-молодец,

На макушке бубенец.

Вас я буду забавлять,

В игры разные играть!

Хозяйка. А мы тут Петрушка собрались, чтоб зимушку проводить, да Весну-красну встретить.

Петрушка. А что, зима то уже закончилась? Эх, а я так зиму люблю!

Хозяйка. А зимой ведь бывает очень холодно, ты не боишься?

Петрушка. Нисколечко. Я ногами потопаю, ручками похлопаю и согреюсь.

Хозяйка. Ой, да ты прям как мы на морозе греешься.

Петрушка. А вы-то как?

Хозяйка. А вот так.

Игра «Вот так холод…»

Садятся на стульчики

Петрушка. Молодцы, здорово согрелись. Но зимой не только мороз бывает. А еще веселье разное. Можно и в снегу поваляться, снежками покидаться, с горки покататься. А ну-ка, я сейчас узнаю у вас, что еще зимой бывает. А вы внимательно слушайте и отвечайте только «да» или «нет»

Вьюги да метели?

Дети: Да!

Смех да веселье?

Снежные горки?

Грибы на пригорке?

Резные снежинки?

Зимние ботинки?

Трескучие морозы?

Красивые розы?

Звонкие капели?

Птичьи трели?

Коньки да ледянки?

Быстрые санки?

Молодцы!

Давайте на прощанье с Зимой на саночках то и покатаемся.

Игра Санки.

Садятся на стулья.

Хозяйка. Здорово мы зиму проводили, весело на санках покатались.

Петрушка. А у меня еще много веселых игр есть. Вставайте вокруг меня в большой хоровод и поиграем в мою любимую игру.

На Масленицу все веселятся, да угощаются. А самое лучшее угощение- это горячие блины! Они такие круглые и желтые, как солнышко. Очень я люблю блиночков поесть. А вы? Вот про блиночки хоровод и заведем.

Дети встают в хоровод вокруг Петрушки.

Как на Масленой неделе
Мы печем, печем блины
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Вот такой вышины,
Вот такой нижины…
Поскорее давай,
Кого любишь, выбирай.

Петрушка – Я люблю, конечно, всех,
А блиночки – больше всех.

Игра повторяется несколько раз.

Дети садятся.

Петрушка. Ох, какие вы веселые! А где же ваша Масленица?

Хозяйка. Так она еще не приходила.

Петрушка. Так я ее сейчас потороплю. А то праздник в самом разгаре, а ее все нет.

Петрушка выносит Масленицу, приговаривая.

Ой, да Маленица во двор въезжает,

Да широкая во двор въезжает!

Выезжает сударыня-барыня Масленица

На наш широкий двор пировать!

Масленица, иди поскорее!

Ребятишки тут как тут,

На дворе давненько ждут!

Эй, ребятня! Вставайте быстрей, да хоровод вокруг Масленицы заводите!

Хоровод «А мы Масленицу…»

Садятся.

Хозяйка. Да, все хозяюшки на Масленицу много блинов пекут, чтоб всем досталось и не одного не осталось. 

Петрушка. А я больше всего блины с вареньем люблю А вы с чем любите?

Дети отвечают.

Хозяйка. Но лучше всех оладушки пекут наши бабушки!

Танец «Оладушки»

Петрушка. Блинов напекли. Самое время на карусели покататься.

Игра «Карусель»

Веселый танец «Барыня»

Петрушка. Славно мы повеселились, так я на плясался, что даже есть захотел.

Хозяйка. Так пойдем, Петрушка к нам в группу, там уж и угощение для нас готово давно: чай с блинами, да варенье сладкое.

Все уходят в группу на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БАБОЧКИ» НА ТЕМУ: «МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА» в рамках реализации общесадовского проекта «Книжкина неделя»

laquo;Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»,В. А.Сухомлинский...

Краткосрочный проект во второй младшей группе Тема «Разноцветная неделя»

Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя...

Сценарий досуга во II младшей группе «Как на Масленой неделе»

Данный материал может быть полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста....

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Неделя разноцветных дней»

Актуальностью данного проекта является направленность на сплочение детского коллектива, а также развитие коммуникативных навыков....

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Неделя разноцветных дней»

Краткосрочный проектво второй младшей группе«Неделя разноцветных дней»...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Неделя разноцветных дней»

В процессе деятельности дети естественным образом осваивают цветовую гамму. Наблюдение за природным богатством цветовой гаммы способствует развитию у детей внимания и наблюдательности. Детство &ndash...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Неделя разноцветных дней»

Цель проекта:Сплочение детского коллектива, через сенсорное воспитание, развитие творческих способностей детей....