Программа по применению ТРИЗ технологий
проект (младшая группа)

Васильева Дарья Сергеевна

Программа для младшего возраста, содержит практические материалы по пррименению ТРИЗ технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Нормативно-правовая основа Программы

4

Возрастные особенности детей 3-4 лет

5

Основные принципы программы

6

Особенности реализации программы в условиях образовательного учреждения:

7

Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы

7

Содержательный раздел

8

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

15

Литература

16

Приложение 1 Методическое обеспечение Программы

17

Приложение 2 Модель «Помощники умной головы

19

Приложение 3 Модель «Имя признака – значение имени признака»

20

Приложение 4 Картотека дидактических игр по ТРИЗ Дидактическая игра «Чудесная ромашка»

24

Приложение 5 Картотека игр на ознакомление и закрепление анализаторов «Помощники умной головы»

33

Пояснительная записка

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Программа «ТРИЗ по освоению способов познания для детей младшего дошкольного возраста», способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна Программы заключается в систематизации материала по ТРИЗ-ОТСМ-РТВ для детей дошкольного возраста. Анализ литературы по данному направлению показал, что, хотя имеется практический материал для педагогов, он не распределен по возрастным группам.

Педагоги, занимающиеся ТРИЗ, или самостоятельно составляют перспективные планы, или не делают этого вовсе. Наглядный материал также создается педагогами самостоятельно. В данной Программе представлены перспективные планы, а также наглядный материал для проведения совместной деятельности педагога с детьми.

Рабочая программа «ТРИЗ по освоению способов познания для детей младшего дошкольного возраста» — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Внедрение рабочей программы не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.

Педагогическая целесообразность Методы, приёмы и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка 3-4 лет.

Основой образовательной деятельности являются игровые методы и приёмы, так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, а также практическая детская деятельность: изобразительная, конструктивно-модельная, познавательно-исследовательская, включая детское экспериментирование.

Нормативно-правовая основа Программы

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в 5 Российской Федерации»  Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями). Устав МБДОУ «ДСОВ №101»      

Цель рабочей программы- формировать у детей навыки мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

 В соответствии с психологическими особенностями детей младшего дошкольного возраста были поставлены задачи:

В воспитании личности:

- Формировать качества творческой личности на понятийной основе;

- Формировать навыки творческой исследовательской работы;

- Развивать управляемое творческое воображение;

- Формировать умение реально оценивать свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми.

В познавательной деятельности:

Закреплять системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).

Раскрывать ребенку не случайные связи, а существенные и системные их стороны и особенности особенно в области общечеловеческих взаимоотношений и культуры.

Знакомить с функциональными обязанностями взрослых и детей.

Учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент:

- учить элементарной безопасности жизни на понятийной основе;

- знакомить с процессом труда людей как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых усилий;

- знакомить детей с разными сторонами действительности: явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний;

- формировать овладение лексической грамотностью;

- формировать умение свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Ребёнок начинает четко осознавать, кто он и какой он.

Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата.

Дошкольники способны установить некоторые скрытие связи и отношения между предметами.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, то есть ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор.

Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Ребенок трех-четырех лет умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Он владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте).  

Ребенок активно стремится к самостоятельности, с удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен.

Таблица 1

Основные принципы программы

Принцип

Содержание

Принцип научного подхода

Подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками

Принцип гуманизации

Бережное отношение к каждому воспитаннику

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого

Принцип системности и последовательности

Обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).

Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений

Принцип демократизации

Предусматривающий сотрудничество ребенка с взрослым

Принцип наглядности

Наглядное изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников

Принцип доступности и посильности

реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям

Особенности реализации программы в условиях образовательного учреждения

  1. Возраст обучающихся: программа рассчитана на детей 3-4 лет
  2. Сроки реализации: программа рассчитана на 7 месяцев обучения, 39 занятий
  3. Регулярность занятий: 1 раз в неделю
  4. Общая продолжительность – 20 мин.
  5. Продолжительность организованной деятельности — не более 15 минут (в соответствии с физиологическими особенностями возраста детей и нормами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

На каждом занятии выделяется 5 минут для свободной деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, познавательно-исследовательской, игровой и пр.). При необходимости взрослый оказывает индивидуальную помощь.

Основная форма организации работы с детьми: организованная деятельность в занимательной, игровой форме с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей.

Планируемые результаты освоения программы

  1. Обогащение круга представлений, рост словарного запаса, развитие творческих способностей.
  2. Формирование диалектики и логики, преодоление застенчивости, замкнутости, робости; отстаивание своей точки зрения.
  3. Развитие наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения.
  4. Повышение активности, самостоятельности детей;
  5. Повышение компетентности родителей по данному разделу.

Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы

Оценка эффективности занятий проводится индивидуально по параметрам освоения модели «Объект – имя признака – значение имени признака» (авт. Сидорчук Т.А., Ефимова Т.А.):

Понимание имени признака и его значения (ребенок понимает, что у объекта есть конкретный признак, он понимает его значение).

Принятие обозначения (схематизации) имени признака (ребенок понимает, что у объекта есть конкретный признак, он понимает его значение). Самостоятельное применение имени признака и значения (автоматизация) –самостоятельно конкретизирует признак через его значение. Материал: любой объект рукотворного мира.

Ребенку дается инструкция:

1. Опиши объект по признакам, которые ты знаешь.

2. Я назову признак, а ты опиши по нему объект.

Оценивание:

1. Оценивание происходит от сложного к более простому, поэтому вначале

отслеживается автоматизация признаков и их значений, то есть самостоятельное

описание ребенком объекта по тем признакам, которые он помнит и может сам

применить. Ребенок сам называет имя признака и его значение, описывая

предложенный объект.

2. Далее ребенку предлагаются изображения признаков (схемы, составленные в

группе совместно с детьми), по которым ребенок продолжает описание объекта.

Ребенок смотрит на предложенное обозначение признака (схему) и называет имя

признака и его значение, описывая предложенный объект.

3. После этого описание происходит по признакам, предложенным взрослым

(необходимо называть те признаки, которые ребенок сам не назвал самостоятельно

и не смог «считать» со схем), то есть педагог сам называет имена признаков

объекта, которые ребенок не назвал в первом и во втором случаях.

4. Все ответы ребенка фиксируются в «Диагностической карте». Считается

количество ответов ребенка по каждому критерию.

Содержательный раздел

Структура и основные направления реализации. Программа направлено на:

- Ознакомление с именами признаков;

- С возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека;

- Освоение детьми способов формулировки вопросов;

- Освоение детьми способов преобразования признаков объектов.

Вся работа ведётся поэтапно, одновременно в нескольких направлениях.

Основные методы, используемые при реализации программы:

Методы организации и осуществления детской деятельности (игровые; словесные; наглядные; практические; репродуктивные; проблемные).

Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры; проблемные ситуации; наводящие вопросы; создание ситуаций успеха, признания и поддержки; насыщение деятельности впечатлениями и открытиями).

Современные педагогические технологии (в том числе средства ОТСМ-ТРИЗРТВ).

Формы организации педагогического процесса:

- Специально организованная совместная деятельность педагога с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей.

Таблица 2

Учебно-тематический план 1-й год обучения (возраст – 3-4 года)

Содержание Программы

Объем учебной нагрузки по Программе (количество занятий)

Имена признаков

32

Типы вопросов

3

Поиск противоречий в объектах и ситуациях

-

Системный анализ объектов 

-

Морфологический анализ

-

МФО

-

Формирование классификационных навыков

-

Моделирование «маленькими человечками»

-

Составление загадок

-

Прогнозирование и фантазирование

-

Способы преобразования признаков объектов

-

Педагогическая диагностика

2

Открытые занятия

1

Всего занятий в год

38

Таблица 3

Перспективный план проведения познавательно-игровой деятельности с использованием элементов ТРИЗ-ОТСМ-РТВ

(1-й год обучения, возраст детей – 3-4 года)

Неделя

Тематика

Предметно-пространственная среда

Источник

1-я неделя

Имя признака «влажность» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями тактильного анализатора «Руки – помощники умной головы»

Модель-схема признака «влажность»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.20), (с.13)

2-я неделя

Имя признака «влажность» (закрепление)

Ознакомление с возможностями тактильного анализатора «Руки – помощники умной головы»

3-я неделя

Имя признака «температура» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями тактильного анализатора «Руки – помощники умной головы»

Модель-схема признака «температура»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.21), (с.13)

4-я неделя

Имя признака «температура» (закрепление)

Ознакомление с возможностями тактильного анализатора «Руки – помощники умной головы»

5-я неделя

Имя признака «рельеф» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки – помощники умной головы»

Модель-схема признака «рельеф»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.21), (с.13,14)

6-я неделя

Имя признака «рельеф» (закрепление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки – помощники умной головы»

7-я неделя

Имя признака «звук» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями слухового анализатора «Уши – помощники умной головы»

Модель-схема признака «звук»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.23), (с15)

8-я неделя

Имя признака «звук» (закрепление)

Ознакомление с возможностями слухового анализатора «Уши – помощники умной головы»

9-я неделя

Имя признака «запах» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями обонятельного анализатора «Нос – помощник умной головы»

Модель-схема признака «запах»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.24), (с17)

10-я неделя

Имя признака «запах» (закрепление)

Ознакомление с возможностями обонятельного анализатора «Нос – помощник умной головы»

11 неделя

Имя признака «цвет» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы»

Модель-схема признака «цвет»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.25), (с14)

12-я неделя

Имя признака «цвет» (закрепление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы»

13-я неделя

Имя признака «вкус» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями вкусового анализатора «Язык – помощник умной головы»

Модель-схема признака «вкус»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015(с.21),(с.16)

14-я неделя

Имя признака «вкус» (закрепление)

Ознакомление с возможностями вкусового анализатора «Язык – помощник умной головы»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.21), (с.16)

15-я неделя

Имя признака «вес» (ознакомление)

Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

Модель-схема признака «вес»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.27), (с17)

16-я неделя

Имя признака «вес» (закрепление)

Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

17-я неделя

Игры с пособием «Круги Луллия» (тема «Животные»)

Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

Дидактическое пособие «Круги Луллия», карточки:

1-й круг – животные, 2-й круг – хвост, 3-й круг – цвет.

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с17)

19-я неделя

Имя признака «действие» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки –помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

Модель-схема признака «действие»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – 

АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.28), (с 13-17)

20-я неделя

Имя признака «действие» (закрепление), Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки – помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

21-я неделя

Имя признака «место» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки – помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы»

Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

Модель-схема признака «место»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.21), (с.13-17)

22-я неделя

Имя признака «место» (закрепление)Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки –помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.21), (с.13-17)

23-я неделя

Исследование снега и льда, их описание с помощью имен признаков

Емкости со снегом и льдом, схемы-модели имен признаков

24-я неделя

Имя признака «часть» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки –помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

Модель-схема признака «часть»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.35), (с13-17)

25-я неделя

Имя признака «часть» (закрепление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки –помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

26-я неделя

Имя признака «размер» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки –помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

Модель-схема признака «размер»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. –

АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.36), (с13-17)

27-я неделя

Имя признака «размер» (закрепление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки –помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

Модель-схема признака «размер»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.36), (с13-17)

28-я неделя

Имя признака «количество» (ознакомление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки –помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

Модель-схема признака «количество»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.37), (с13-17)

29-я неделя

Имя признака «количество» (закрепление)

Ознакомление с возможностями анализаторов «Глаза – помощники умной головы», «Руки –помощники умной головы», «Уши – помощники умной головы», «Нос – помощник умной головы», Ознакомление с миром эмоций «Сердце дарит нам настроение»

30-я неделя

Имя признака «форма» (ознакомление)

Модель-схема признака «форма»

Универсальное пособие «Образ человека»

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.39), (с13-17)

31-я неделя

Имя признака «форма» (закрепление)

32-я неделя

Игры с пособием «Круги Луллия» (тема «Наш дом»)

Дидактическое пособие «Круги Луллия», карточки:

1-й круг – предметы (часы, шкаф и т.п.), 2-й круг – эталоны геометрических фигур; 3-й круг – цвет.

33-я неделя

Игра «В гости к нам пришел вопрос» (освоение способов постановки вопросов восполняющего типа)

Схема вопроса восполняющего типа, схемы имен признаков, предметные картинки, знак вопроса

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.42)

34-я неделя

Игра «В гости к нам пришел вопрос» (закрепление способов постановки вопросов восполняющего типа)

35-я неделя

Дидактическая игра «Чудесная ромашка» 

Ромашка из бумаги, предметные картинки, модели-схемы имен признаков.

См. раздел 4.

36-я неделя

Игра «В гости к нам пришел вопрос» (закрепление способов постановки вопросов восполняющего типа)

Схема вопроса восполняющего типа, схемы имен признаков, предметные картинки, знак вопроса

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015 (с.42)

37-я неделя

38-я неделя

Педагогическая диагностика

39-я неделя

Открытое занятие для родителей

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Осуществление полноценного образовательного процесса по Программе невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Без поддержки и систематических игр, упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное освоение модели «Объект – имя признака – значение имени признака».

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости постоянного закрепления и упрочения материала, изученного с педагогом.

Рекомендации для родителей составляются с использованием пособия «Учимся думать вместе с детьми. Пособие для работы родителей с детьми 2,5-7 лет» / под ред. Т.А. Сидорчук.

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями:

  1. Ознакомление родителей с программой и рекомендациями по повышению эффективности ее реализации (на родительском собрании);
  2. Проведение консультации с мастер-классом для родителей «Учимся думать вместе с детьми»;
  3. Индивидуальное консультирование; беседы с родителями об успехах их детей;
  4. Проведение открытого занятия для родителей;
  5. Разработка памяток для родителей по итогам занятий.

Литература

Гин С.И. ТРИЗ-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. – М.: КТК «Галактика», 2018. – 138 с.

Сидорчук Т.А. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2011. – 40 с.

Сидорчук Т.А. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников: Методическое пособие для работников дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. – Ульяновск, 2005.

Сидорчук Т.А. Я познаю мир: Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография, филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 136 с.

Приложение 1

Методическое обеспечение Программы

Педагогическая диагностика

1-й год обучения

Критерий 

Диагностические задания

Уровни освоения

Освоение детьми модели «объект – имя признака – значение имени признака»

Дидактическое упражнение «Опиши объект»

Оборудование: объект (например, игрушка), набор обозначений (схем) имен признаков

Процедура обследования: упражнение проводится индивидуально с ребенком. 

Ребенку предлагается объект и схемы имен признаков. Ребенок выбирает любую схему и называет значение имени признака. Например: схема «размер» - игрушка маленькая и т.п.

Ответы ребенка фиксируются в таблице знаками «+» (при правильном ответе) и «-» (при неправильном ответе или его отсутствии). 

Высокий уровень

33-23 знака «+» в диагностической таблице

Средний уровень

12-22 знаков «+» в диагностической таблице

Низкий уровень

0-11 знаков «+» в диагностической таблице

Освоение способа постановки вопросов восполняющего типа

Дидактическое упражнение «Прочитай вопрос»

Оборудование: карточки-схемы для составления вопросов.

Процедура обследования: упражнение проводится индивидуально с ребенком. 

Ребенку предлагается 5 вопросов восполняющего типа, представленные в виде схемы. 

Ответы ребенка фиксируются в таблице знаками «+» (при правильном ответе) и «-» (при неправильном ответе или его отсутствии).

Диагностическая таблица

1-й год обучения

Ф.И. ребенка

Модель «объект – имя признака – значение имени признака»

Чтение вопросов восполняющего типа

Общее количество «+

Общий уровень

1. Влажность

2. литература

3. Рельеф

4. Звук

5. Запах

6. Цвет

7. Вкус

8. Вес

9.Действие

10. Место

11. Часть

12. Размер

13. Количество

14.Форма

1

2

3

4

5

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

И

З

Примечание: здесь и далее в таблицах «И» – имя признака, «З» – значение имени признака.

Приложение 2

Модель «Помощники умной головы»

https://image1.slideserve.com/2035625/slide11-l.jpg

Приложение 3

Модель «Имя признака – значение имени признака»

№п/п

Имя  признака

Схема

Значение имени признака

1.

Влажность

https://lh6.googleusercontent.com/z2NSD-x5ula6uXPyZG6tE6y7YPGzntf4hpHzRBuqzmyvWE6jx6NOHeac1i8VYFcCaXAbT395HmkMsDy9JLfyod9xh9qUyipBQ5nKbKTRWUA_Jfk_bNOaH5efl7Behni5_XYCoMI

Мокрый, сухой, водяной, высушенный, мокро, сухо, влажно и т.д.

2.

Температура

https://lh4.googleusercontent.com/4xu5b7_5Qrxxv971tcHMrHb8tqEHvUdfcl7udz2RJiEBmOWxL4phuHp-oIPawdvB9kFGsPgDKMn7N9pcDJLIbJyGz-oY3ONwL1-2b-d4P0SM_-IcRCPsTcizxsW09CGpOYDfWJ4

Прохладный, ледяной, холодный, теплый, горячий, огненный, холодно, тепло, горячо т.д.

3.

Рельеф

https://lh3.googleusercontent.com/fMI6Q-whRl_1jJkhvAQQwr61ghzMNBbAIFCil7TX09HgS8AqohwwdI1aBY7qxUD4wq5k2cDteR7HvX2AsWEf-PQUxsylyOWAbo14yhQLD_HiT4ZbA-IfMIvKz-pvWFg8x4j6kPs

Пупырчатый, шероховатый, твердый, гладкий, мохнатый, остро, тупо, твердо, пупырчато и т.д.

4.

Звук

https://lh3.googleusercontent.com/l0Y-2GJx_AjVa5mCKt008X2BSp-uM_Hd__QgC9yfThAudwdgJEcteQy5IZaMU_IuHQgDqCoBv1L2pMmQ_6sQX8zOIbpCmc9x6nO13G3i8oj_2q-efPpAB6hLhvwpqc1VQKGVrp4

Тихий, громкий, звонкий, глухой, шуршащий, шипящий, приятный, резкий, музыкальный, громко, тихо, резко и т.д.

5.

Запах

https://lh6.googleusercontent.com/udScUENlJ_lcohCb5B8Y_K5AkvOtzO0f0M1gMAG7-vx-IjgnYZTIx6iDqNgFOi6BpX4mk5wzR2g1l3ZwbxisBDaGpTqa4e9eOy0R37fMQaCJcZo_stmHjwg8BIMrItTPS5NLBM4

Непонятный, слабый, резкий, травяной, ароматно, резко, приятно пахнет, ароматизирует и т.д.

6.

Цвет

https://lh4.googleusercontent.com/Vx76AL9hwy7gkVeSf2Kz5tW0qr1ufWocK0VJfxYAxJPHvezgVq0q6lnC2FO9TBK32Vm6LQmJHUgA8UCzvlH-IfNlzxHsM-jk0Mm---fsdjHmsGU60C2lcJdiMVJDZNQzWNYKRsc

Одноцветный, разноцветный, бесцветный, цвета (красный, синий, желтый и др.); наречия - бесцветно, прозрачно, насыщенно; глаголы - синеет, зеленеет и т.д.

7.

Вкус

https://lh3.googleusercontent.com/aNMVVhNuiqsMlkFvmKeN3hJECyYRSrOhbFsp9sQOfGDGd7aMOSMRGHwBU2U2bWsQIfZ-0Vf21C31Sac6kYB8-GCR6l_OMdVaPkJdl0mQQdM-qEwwrZpmXqwObajf-fgINWCoRHc

Вкусный, сладкий, безвкусный, соленый, кислый; наречия – сладко, вкусно, кисло и т.д.; глаголы – кислит, горчит и т.д.

8.

Вес

https://lh3.googleusercontent.com/0hPBAkeRF7KshTh6vUuqakh_oxajXVe93P1VHlIX2E3kJURFGJ6ir833aU5dGKCIz43MFOoNBwsluy-zWoRyUV_eQ79v2R3y6nURqwgZ88KpoGX-MQZETswaQFHGNum9sHNLsYQ

Тяжелый, легкий, одинаковый по весу, многотонный; наречия – тяжелее, легче, тяжело, легко и т.д.

9.

Действие

https://lh4.googleusercontent.com/-4rm55kpshlmLk9shvn5JlkAoZUobJ7NhTDAMHN97xN5q9loSlcORLr6pEDuj3Dia4R7mk4WEKOaIS05dtKAPvrV5PJCjboP_MyrIE4dlHEHoeqtNuOLjGjYrXP48CFJ4nhZIrg

В речь ребенка включаются глаголы, т.к. все они обозначают действие.

10.

Направление

https://lh5.googleusercontent.com/XUU5OCmknq2Kj2XwIxhlSsRH_yiUR3GcourP3Cw8DsWullLHXxOD8VY4AbasVE3iVeVpmn5MwZ1wD0MxZP4nQVyReeNTTDgx2j-Eq75_7DHvzdwODA3NgV3il9qXGgyVTHOmy_w

Наречия, обозначающие направление: право, лево, вперед, назад, вверху, внизу, обратно и т.д. Прилагательные: правая сторона, верхняя часть и т.д.

11.

Материал

https://lh6.googleusercontent.com/5HUr8pTWgzW8lqoUCQZCYkZnscwFpDB6EgdHd6wfqGIOsC9QidJY9PpsYUofZd0eJWHUboP5K58Z4s0rdxZpQoSg68hdRH6DPbfHeJOGeI_zLn7et2FRl-B63EgoFQib98LilLQ

Существительные: вещество, пластмасса, стекло и другие названия материалов. Прилагательные: жидкое, газообразное, твердое, рукотворное, природное, живое, неживое и др. вещества.


12.

Время

https://lh3.googleusercontent.com/9MkxL-kIRpLrlhHG_8wvZw4y9-bKuP0d1sv2cWUBXExv2niuEd7YNc9uhzghuj2zAqRakHQkQyiKUk4jSuj1NmOXba8EnnnwqVLK9pDH_-xXmLTQ_mUmEhsozLXuFuEDuKPr1Sg

Существительные, обозначающие части суток, времена года: утро, вечер, весна, осень и др.

Прилагательные: поздняя осень, раннее утро, старая, молодая, дряхлая, моложавая и др.

13.

Место

https://lh6.googleusercontent.com/C3eULnFqQbDLK98tgVlYwx4OwXZtpuBprmTMlAFlqWHS9BtEMASd_WMECEPZA95VJuEJPT166Zkd4ZJ5Bde_97otxIx4lD58KLkStKKc8YzuVT1gbk3ZGdHJNNgD0ULvXFn6RLc

Существительные, обозначающие местоположение объекта: лужайка, лес, город, стол и т.д. Предлоги: на, под, в, около, за и т.д.

14.

Часть

https://lh4.googleusercontent.com/8r3u13-ic9d5WtztfyUa5G9LV98F8EP5LmF8K2Pr_467eT8Y87MKGrrRV0XG39iwO4j1ogxWOQNSB2vzriiWF65sEPrVlVo86OFlN53NDRPHta2IlzKTdO5IJijfoljSOvXoQfU

Существительные, обозначающие части объекта

15.

Размер

https://lh4.googleusercontent.com/kTnGLLg6LQVN_JFjTd1DXfogQ9U0sNo_BT6hA-pDLKywi9p7XLf-Fyraybk_O3-i23O8LGUrCaUOeikVXOXjlsdCX2sO5Qi6Gm3JjQsWIBeAsK2Z5ZTRViVjraChju6A-JJbDTs

Наречия: далеко, близко, толще, тоньше, глубоко, мелко и др. Прилагательные: большой, маленький, гигантский, огромный, широкий и др.

16.

Количество

https://lh3.googleusercontent.com/sNXfFRzwi4eGOMz5V8snQ4-IbBDzebzOwRV-9iH1wEtVKyd2L-1MC8Rm_qCp5tqRfW_pSFEfVP0FmFmek2kqnoZ0dbx4kcaXNdPNOS-WB_WhZK4djYD7pF051W-w_2fs4OVDa_k

Прилагательные: пустое, полное и т.д. Наречия: много, мало и т.д. Все виды числительных.

17.

Форма

https://lh6.googleusercontent.com/emfjmnp7ksc2mkTS6yhHVWCxez7DYLh991ynxtccVUSKbSIWnBWcfW3YW0qr5oFAEXSQx4vieTsLDGDychKsIOrLx5SaRIoEI3rnmWquJgJ9hFZePjleaHbnN8zkykwJWbYz1CA

Существительные: названия эталонов форм. Прилагательные: вытянутая, округлая, фигурная, бесформенная и др.

Приложение 4

Картотека дидактических игр по ТРИЗ

Дидактическая игра «Чудесная ромашка»

Цель: создание условий для развития умения работать с именами признаков объектов и значением этих признаков.

Ход игры:

Воспитатель помещает в середину ромашки схему какого-либо признака, например, «форма». Дети по очереди берут по 1 предметной картинке и кладут на лепестки, называя при этом форму предмета. Игра повторяется с другим именем признака.

Игра «Карусель» с именами признаков

Цель: создание условий для систематизации знаний о свойствах предметов.

Оборудование: карточки-модели имен признаков, карточки с изображением предметов.

Ход игры:

На полу по кругу раскладываются карточки с именами признаков. В центр круга кладется какой-либо предмет (или карточка с его изображением). По команде педагога «Раз-два-три, беги!», дети бегут по кругу. По команде «Раз-два-три, замри!» останавливаются напротив карточек признаков. Затем по очереди называют значение имени признака для данного объекта.

Дидактическая игра «В гостях у Королевы Изобретений»

Цель: создание условий для развития умения классифицировать объекты рукотворного мира на группы на основе их функций.

Оборудование: доска, мел, картинки с изображением предметов (мебель, транспорт, здания, посуда и др.).

Ход игры:

Игра проводится на большом круге, разделенном на несколько секторов. Каждый сектор обозначает какую-либо классификационную группу (мебель, транспорт, здания, посуда и др.). Количество картинок с изображением представлений этих групп не ограничено.

Ведущий объясняет, что все объекты рукотворного мира созданы человеком-изобретателем с какой- либо целью:

транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздуху и др.);

посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления;

одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него;

печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации и т.д.

В процессе выполнения заданий воспитатель уточняет характеристики рукотворных объектов, вводит новые классификационные группы на основе функции объектов.  При этом задается вопрос: «Чем этот объект помогает человеку?». Дети обсуждают назначение рукотворного объекта и определяют принадлежность к классу или группе.

Дидактическая игра «Человек + Природа = Удивительные вещи»

Цель: создание условий для закрепления умения сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам).

Оборудование: картинки с изображением объектов природного и рукотворного мира.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми делит все картинки на группы: объекты природного мира и объекты рукотворного мира. Картинки с объектами природного мира оставляет себе, а картинки с объектами рукотворного мира делит между участниками игры. Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает с предметом природного мира (например, ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы). Игра заканчивается после нахождения всех предметов.

Игра «Карусель вопросов»

Цель: создание условий для развития у детей умения задавать вопросы, ориентируясь на карточку-символ вопроса.

Оборудование: карточки-символы вопросов (у воспитателя).

Ход игры:

Дети с воспитателем идут по кругу, проговаривая слова: «Мы по кругу идем и вопросы задаем». Воспитатель показывает карточку-символ вопроса, дети составляют вопросы соответствующего типа.

«Что умеет делать»

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

«Мои друзья»

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

«Чем был – тем стал»

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

«Раньше – позже»

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая  медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

«Где живет?»

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

«Хорошо – плохо»

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

«На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками, замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

«Все в мире перепуталось»

Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой.         Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.

Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).

Ход игры:

Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7

Дети: К природному.

Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?

Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.

Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».

Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?

Дети: К природному.

Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?

Дети: Бобер живет и на земле, и в воде.

Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.

Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.

Игра Пространственная «да – нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию.

Ход:

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

- Это ближе 9дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине?)

В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

Игра «Где живет (работает)?»

Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

Ведущий:  Тигр.

Дети: в джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.

- Болтик. (в велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)

Игра «Назови часть предмета»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

-ДОМ.

Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

Игра «Паровозик»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

Например, Человек:

1 карточка - младенец

2 карточка - дошкольница

3 девочка-подросток

4 девушка

5  женщина

6 старушка. («Поезд времени»)

Игра «Что это такое?»

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Ход: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:

-Что это такое? Или На что похоже?

Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

 Воспитатель говорит: - Нет! Это не …

Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.

Игра «Кто (что) это такое может быть?»

(с 4-х лет)

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например, - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

 - и легким и тяжелым;

- и длинным и коротким;

- и гибким и твердым;

- и гладким и шероховатым;

- и мягким и твердым;

 - и острым и тупым.

Игра «Гирлянда»

Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, Лягушка. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

- Лягушка какая?

Ребенок отвечает: - Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос. Например,

- Зеленая кто (что)?

Ребенок отвечает: - Трава.

- Трава что делает? (растет)

- Растет что (кто)? (ребенок)

- Ребенок какой? (веселый)

- Веселый кто бывает? (клоун)

- Клоун что делает? (смеется)

Приложение 5

Картотека игр на ознакомление и закрепление анализаторов

«Помощники умной головы»

1. Дидактическая игра: «Признак рельеф и анализатор рука»

(Мячики по рельефу)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «рельеф» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Рельеф.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить рельеф объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке мячики.

Давайте, определим какой мячик по рельефу?

Д: (гладкий), (колючий).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить рельеф объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку рельеф мячик.

Спасибо ребята!

2. Дидактическая игра: «Признак влажность и анализатор рука»

(Платочек)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «влажность» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Влажность.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить влажность объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке платочки.

Давайте, определим какой платочек по влажности?

Д: (сухой), (мокрый, влажный).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить влажность объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку влажность платочек.

Спасибо ребята!

3. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Маша и её тарелочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в коробочке разноцветные тарелочки.

Давайте, поможем Маше определить какие тарелочки по цвету?

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет тарелочки.

Спасибо ребята!

4. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Цветочки и бабочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в конверте разноцветные (четырёхцветные) цветочки и такого же цвета бабочки. Давайте, поможем бабочкам найти цветочек по цвету.

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет бабочки и цветочки.

Спасибо ребята!

5. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Как петушок себе цвет подбирал)

 Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий. Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет».

Ход игры:  

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: В гости к нам пришёл Петушок (бесцветный силуэт).

Д: Дети здороваются с ним, знакомятся.

В: Отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает   все варианты без замечаний).

Предлагаю вам отправить Петушка погулять по «волшебной дорожке».

Д: Дети называют цвета, живущие на этой дорожке.

В: Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет.

Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета.

Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей.

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет объекты (петушок, дорожка, игрушки).

В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий

Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...

Применение ТРИЗ технологии в образовательных областях

Применение ТРИЗ технологии в образовательных областях....

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему: "Свойства воздуха"

Цель: формировать представление детей о воздухе  и его свойствах.Образовательные задачи:-       систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха-...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...