Конспект «Помощники сказочного гостя» (включает алгоритмические игры)
план-конспект занятия (старшая группа)

Гадеева Людмила Владимировна

Конспект занятия, включающий в себя алгортмические игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshchniki_skazochnogo_geroya.docx386.55 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства

«Педагог года – 2021»

номинация «Педагогический дебют»

Авторская разработка

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Помощники сказочного гостя»

Возраст: старшая группа

Педагогическая идея: Алгоритмические игры в  развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

     

                                                               Гадеева Людмила Владимировна,

                                                                воспитатель МАДОУ д/с №101 города Тюмени

Тюмень, 2021

Цель: формирование умений исполнять алгоритмы с разветвлением.

Задачи:

  • развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;
  • познакомить детей с разветвленным алгоритмом;
  • закреплять умение детей составлять линейный алгоритм маршрута движения;
  • совершенствовать диалогическую форму речи, активизировать словарь;
  • воспитывать у детей потребность в сотрудничестве.

Материалы и оборудование: 

грузовик, игрушка снеговик, маршрутные карты на каждого участника, цветные карандаши, карта с изображением разветвленного алгоритма, блоки Дьенеша, подарочные коробки.

Предварительная работа: 

- работа с линейными алгоритмами;

- чтение сказки В.Г. Сутеева «Снеговик-почтовик»;

- алгоритмические игры.

Индивидуальная работа:

- С Максимом П., Аней Г. закреплять умение составлять линейный алгоритм.

Примерный ход образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности.

Деятельность

детей

Ожидаемые результаты деятельности детей

Вводная часть

Приветствие.

Дети и воспитатель стоят в кругу:

Посмотрите вы на нас

Мы ребята просто класс!

Дружные и смелые!

А еще умелые!

Улыбнемся! Подмигнем!

День интересно проведем!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Руки в центр круга, ладошками вверх.

Руки к себе, большой палец – вверх.

Взяться за руки, поднять вверх руки.

Руки опустить, хлопнуть в ладоши.

Улыбаются и подмигивают.

Поднять руки вверх.

Положительный настрой на предстоящую деятельность.

Создание атмосферы единства и сплоченности.

Введение в игровую ситуацию

Дети и воспитатель садятся на ковер в круг.

Беседа о зимних сказках.

Вопросы детям:

Много мы с вами читали зимних сказок. Какие сказки вы помните? Какие герои вам запомнились и полюбились?

Один из героев сегодня едет к нам в гости. А кто же это, вы узнаете, составив алгоритм маршрута движения.

Я приглашаю вас пройти за столы.

Дети вспоминают героев зимних сказок, ведут диалог с воспитателем и друг с другом.

Возникновение у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.

Основная часть

Постановка проблемы. Актуализация знаний.

Нам понадобятся цветные карандаши.

Воспитатель просит ребенка принести цветные карандаши на столы. 

Дети, возьмите себе по одной маршрутной карте.

Воспитатель размещает свою карту на доске так, чтобы было видно всем детям.

Под картой прописан путь, в виде линейного алгоритма, по которому герой зимней сказки к нам добрался из волшебного леса. Как нам узнать, кто спешит в гости?

Воспитатель задаёт детям уточняющие вопросы и даёт указания для понимания задачи деятельности:

Путь начнется снизу или сверху?

Мимо чего прошел герой в начале своего пути?

Будем рисовать от елки в нижнем ряду. Все нашли елку?

Куда наш герой пошел дальше?

В каком направлении нарисуем стрелку, указывающую путь нашему гостю?

Что встретилось на пути нашего гостя после лесного домика?

В каком направлении нарисуем стрелку, указывающую путь нашему гостю?

Рисуем стрелку от лесного домика к пню вправо.

Сможете сами нарисовать оставшийся путь или нужна моя помощь?

Дети продолжают разгадывать и рисовать путь сказочного героя, воспитатель рисует путь на своей карте, дает подсказки, если дети ошибаются в направлении.

К какому сказочному герою, нас привела дорога?

В каком направлении шел снеговик от этого пня (воспитатель показывает на первый пень, встретившийся на пути)?

Дети, у всех дорога на карте ведет к снеговику?

Верно! К нам в гости спешит снеговик! И, кажется, я уже слышу звуки за дверью!

Дети участвуют в формулировке проблемы. Осознают цель поиска.

Участвуют в обсуждении алгоритма действий, для достижения цели (размышляют, рассуждают, выдвигают идеи).

Проводят самостоятельную деятельность для достижения цели.

Проверяют полученный результат и его соответствие поставленной цели.

Закрепление умения у детей составлять линейный алгоритм маршрута движения.

Активизация словарного запаса детей.

Создание проблемной ситуации.

Открытие нового знания и включение его в систему знаний.

Воспитатель закатывает в группу грузовик, в котором сидит игрушка снеговик. Дети и воспитатель здороваются со снеговиком

Доехал к нам сказочный снеговик! Дети, предлагаю снеговика весело встретить музыкальной игрой «Лепим снеговика». Становитесь в круг!

Проводится музыкальная игра на ускорение «Лепим снеговика»

После завершения игры, садятся на ковер.

Дети, это снеговик из той самой сказки, которую мы читали вчера. Кто помнит, какую мы вчера читали сказку?

Кто из лесных жителей помог снеговику и стали его лучшими друзьями?

Снеговик сегодня своим друзьям везет вкусные гостинцы. Воспитатель достает из грузовика коробку с печеньем (блоки Дьенеша всех форм красного и синего цвета).

У снеговика есть подарочные коробки для белки и для зайца. Он просит вас помочь ему разложить печенье по коробкам.  А поможет в этом алгоритм действий.

Воспитатель показывает карточку с алгоритмом.    

Дети, такую схему называют разветвленный алгоритм. Как думаете, почему разветвленный?  

У такого алгоритма стрелки от команд направлены не друг за другом, как в линейном алгоритме, а влево и вправо от команд. С помощью данного алгоритма мы поможем правильно разложить угощения для зайца и белки и не перепутать подарочные коробки.

Воспитатель предлагает ребенку взять одно любое «печенье» (блок Дьенеша) из мешка. Ребенок берет «печенье», например, синее.

Как ты определишь, в какую подарочную коробку положить это «печенье»?

Воспитатель предлагает разложить все «печенье» по коробкам, согласно заданного алгоритма. Дети совместно с воспитателем раскладывают печенье в подарочные коробки для зайца и белки.

Уточняющие вопросы:

В синей коробке для зайца, все печенье синее?

В красной коробке для белки, все печенье красное?

А у зайца еще есть зайчата. А у белки…?

Воспитатель достает из грузовика две подарочные коробки. На одной коробке картинка с зайчатами, на второй коробке картинка с бельчатами. Обращает внимание детей на вторую часть алгоритма.

Какой формы «печенье» любят зайчата?

Какой формы «печенье» любят бельчата?

Дети, наполните подарочные коробки зайчат и бельчат печеньем, так, как подсказывает вам алгоритма.

После вместе с воспитателем проверяют, верно ли разложено печенье. Если неверно, исправляют ошибки, с опорой на алгоритм.

Дети, вы помогли снеговику, верно, разложить гостинцы в подарочные коробки!

Дети играют в музыкальную игру на ускорение «Лепим снеговика»

Дети ведут диалог с педагогом с целью открытия нового знания – разветвленный алгоритм.

Дети высказывают предположения.

Рассуждая, находят варианты для верного исполнения первой части разветвленного алгоритма.

Проводят самостоятельную деятельность для достижения цели.

Проверяют полученный результат и его соответствие поставленной цели.

Рассуждая, находят варианты для верного исполнения второй части разветвленного алгоритма.

Дети вступают в игровое взаимодействие для достижения цели.

Проверяют полученный результат и его соответствие поставленной цели.

Активизация кратковременной памяти.

Повышение двигательной активности детей.

Знакомство с новым видом алгоритма – «разветвленный алгоритм».

Освоение нового вида алгоритма.

Фиксация нового знания.

Заключительная часть

Дети, вы можете составить для снеговика маршрут обратного пути, что б он довез подарки и не заблудился?

Воспитатель просит обратить внимание на маршрутную карту с изображением пути снеговика.

Откуда начнет свой обратный путь снеговик?

Назовите, мимо чего (каких объектов) ему нужно ехать дальше, что б вернуться в лес к друзьям?

Воспитатель прикрепляет картинки на шаблон обратного пути снеговика в том порядке, в котором назвали дети. Если есть ошибки – исправляют, если ошибок нет – отдает схему обратного пути снеговику.

Снеговик благодарит детей за помощь. Дети прощаются со снеговиком, воспитатель отправляет грузовик за дверь группы.

Ведут совместную деятельность с педагогом для достижения цели.

Активизация необходимых для решения проблемы знаний детей.

Закрепление умения детей составлять линейный алгоритм.

Рефлексия

Дети, вы рады были помочь снеговику? Как вы думаете, почему вам было легко и радостно помогать снеговику? Что нового вы узнали сегодня?

Мне очень приятно, что вы такие дружные, смелые, умелые! Спасибо вам за общение и активное участие!

Дети проводят самоанализ, оценивают результаты собственной деятельности.

Получение положительных эмоций от успешной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи

Игры-путешествия:1. «В гостях у Лесовичка». Цель:Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.Ход игры:В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в ...

Усвоение детьми младшего дошкольного возраста представлений о предметном мире через алгоритмические игры

В этой работе рассматривается непосредственная деятельность детей, .которая проходит через алгоритмические игры, которые помогают детям быть самостоятельными...

Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Конспект НОД «Сказочный  гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы...

Алгоритмические игры при формировании навыков безопасного поведения дошкольников

Представлены алгоримические игры, которые можно использовать в работе с дошкольниками....

Конспект занятия "Помощники сказочной страны"

Конспект занятия по рисованию нетрадиционными техниками....

Конспект "Спасение Луны" (включает алгоритмические игры)

Конспект занятия Развитие интеллекта ребенка, формирование мыслительных умений и способностей, которые легко позволяют осваивать новое- это одна из важнейших задач в развитии ребенка....

Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Конспект НОД «Сказочный  гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы Цель: Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способство...