Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирих Гульнара Февзиевна

Конспект НОД «Сказочный  гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

 
Цель: Развитие коммуникативной активности дошкольников. 
Способствовать развитию наглядно-образного, логического мышления; памяти, воображения детей. Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь.

Задачи:
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. 
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. 
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. 
Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Оборудование. Кукла « Василиса - Премудрая»; 
схемы для придумывания загадок; 
картинки: подснежник; 
солнышко с лучиками ;
карточки с заданиями; 
сундучок;
презентация;

Ход НОД.

 Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло в гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

Станем рядышком, по кругу

 

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!!!

Прежде чем мы начнем наше занятие нужно вспомнить правило.

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ты ответить, не шуми,

Только руку подними.


Дети стоят по кругу. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.
Дети. Это птица?
Воспитатель. Нет, это не птица.
Дети. Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети. Может это какая-то игрушка?

Воспитатель. Да, это игрушка.

Дети: Может это кукла.

Воспитатель: Да это кукла, но необычная, а сказочная героиня. Послушайте загадку.

   
Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто – то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? ( Василиса Премудрая)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появился?
Дети. Пришла.
Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель. Василиса - Премудрая: говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Король и Василиса - Премудрая со своими жителями просят им, помочь, вернуть лучики солнышку. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь? 
Дети. Да!

Воспитатель: Достает из сундучка первое задание. Составьте загадку о растение.
 Ребята составить загадку помогут вам картинки с изображением предмета, о котором нужно придумать загадку  и схемы.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели-схемы составления рассказов и предлагает детям составить загадку. Например, о подснежнике. 
Все значения признаков воспитатель записывает в левой части таблицы с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовывает объект. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Что это? Подснежник.
Модель
Что это?
Какой он по цвету?
Что бывает таким же?
Какой он по размеру?
Что бывает таким же?

Какой у него запах?

Что бывает таким же?
Какой он, если цветет весной?
Что бывает таким же?
Назовите части подснежника.
Что имеет такие же части?
Какой он, если растет в лесу?
Что бывает таким же?
Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите Василисе Премудрой запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как…» или «Но не как».

Пример рассказа.
Это цветок. Он белый как снег. Он маленький и низкий, но не как мох. У него нежный запах, как у духов. Он весенний, но не как тюльпан. У него есть корень, стебель, листья и цветок. Он лесной как  земляника.
Воспитатель. Ребята мы свами выполнили первое задание, и первый лучик возвращается на свое место. Воспитатель достает из сундучка второе задание. Сказочные герои бывают разные. Обладают разными характерами, настроение у них бывает тоже разное. Колдунья предлагает нам задание игру которая называется «Наоборот», я буду вам читать слова а вы будете называть противоположности например: добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – веселый

Радостный – печальный

Трусливый – храбрый

Щедрый - скупой

Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием мы тоже справились, и ещё один лучик вернулся на место. Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Воспитатель достает из сундучка третье задание, но прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.

 Физкультурная минутка: «Во дворе растет подснежник»

Во дворе растет подснежник

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом, с ним, другой  похожий,

К солнцу тянется, он тоже. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.  (Вращение прямых рук вперед и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место (Дети садятся)

 Воспитатель: Мы немного отдохнули и можем продолжать выполнять задания. Следующее задание такое: «Какой, какая, какое»

 Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.

Принцесса – красивая, добрая, нежная.

Палочка – волшебная, деревянная, сказочная.

Лес – сказочный, волшебный, еловый.

Колдунья – злая, не красивая.

Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая.

 Воспитатель: Ребята и с этим заданием мы справились, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще для нас Злая колдунья. Колдунья прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.

 Воспитатель: - Жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:

Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.

Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.

 Дети: Не папа, а мама.

Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.

 Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.

Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.

 Дети: Нет не по саду, а по лесу.

Воспитатель: И встретила лису.

Дети: Нет не лису, а волка.

Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.

Дети: Нет не дети, а дровосеки.

Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места, и еще один лучик вернулся на свое место.

Давайте прочитаем следующее задание: колдунья хочет, чтобы мы  составили загадку о Царевне Лягушке.

Что прыгает так же, как лягушка – мяч.

Кто ныряет так же, как лягушка – утка.

Что плавает так же, как лягушка – лодочка.

Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание. Василиса Премудрая помоги мне, пожалуйста. Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо солнышко, будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая, очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучи солнышку.  Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего.

Ответы детей

 Воспитатель заглядывает в сундучок, ребята Василиса Премудрая, оставила для вас сюрприз давайте посмотрим - это медали и сладкие сувениры. Воспитатель вручает детям медали, сувениры. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_skazochnyy_gost_s_triz_1.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Сказочный  гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

 
Цель: Развитие коммуникативной активности дошкольников. 
Способствовать развитию наглядно-образного, логического мышления; памяти, воображения детей. Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь.

Задачи:
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. 
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. 
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. 
Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Оборудование. Кукла « Василиса - Премудрая»; 
схемы для придумывания загадок; 
картинки: подснежник; 
солнышко с лучиками ;
карточки с заданиями; 
сундучок;
презентация;

Ход НОД.

 Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло в гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!!!

Прежде чем мы начнем наше занятие нужно вспомнить правило.

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ты ответить, не шуми,

Только руку подними.


Дети стоят по кругу. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.
Дети. Это птица?
Воспитатель. Нет, это не птица.
Дети. Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети. Может это какая-то игрушка?

Воспитатель. Да, это игрушка.

Дети: Может это кукла.

Воспитатель: Да это кукла, но необычная, а сказочная героиня. Послушайте загадку.

   
Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто – то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? ( Василиса Премудрая)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появился?
Дети. Пришла.
Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если Василиса Премудрая прилетела, то на чем она могла это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель. Василиса - Премудрая: говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. Король и Василиса - Премудрая со своими жителями просят им, помочь, вернуть лучики солнышку. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь? 
Дети. Да!

Воспитатель: Достает из сундучка первое задание. Составьте загадку о растение.
 Ребята составить загадку помогут вам картинки с изображением предмета, о котором нужно придумать загадку  и схемы.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели-схемы составления рассказов и предлагает детям составить загадку. Например, о подснежнике. 
Все значения признаков воспитатель записывает в левой части таблицы с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовывает объект. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Что это? Подснежник.
Модель
Что это?
Какой он по цвету?
Что бывает таким же?
Какой он по размеру?
Что бывает таким же?

Какой у него запах?

Что бывает таким же?
Какой он, если цветет весной?
Что бывает таким же?
Назовите части подснежника.
Что имеет такие же части?
Какой он, если растет в лесу?
Что бывает таким же?
Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите Василисе Премудрой запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как…» или «Но не как».

Пример рассказа.
Это цветок. Он белый как снег. Он маленький и низкий, но не как мох. У него нежный запах, как у духов. Он весенний, но не как тюльпан. У него есть корень, стебель, листья и цветок. Он лесной как  земляника.
Воспитатель. Ребята мы свами выполнили первое задание, и первый лучик возвращается на свое место. Воспитатель достает из сундучка второе задание. Сказочные герои бывают разные. Обладают разными характерами, настроение у них бывает тоже разное. Колдунья предлагает нам задание игру которая называется «Наоборот», я буду вам читать слова а вы будете называть противоположности например: добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – веселый

Радостный – печальный

Трусливый – храбрый

Щедрый - скупой

Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием мы тоже справились, и ещё один лучик вернулся на место. Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Воспитатель достает из сундучка третье задание, но прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.

 Физкультурная минутка: «Во дворе растет подснежник»

Во дворе растет подснежник

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом, с ним, другой  похожий,

К солнцу тянется, он тоже. (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.  (Вращение прямых рук вперед и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место (Дети садятся)

 Воспитатель: Мы немного отдохнули и можем продолжать выполнять задания. Следующее задание такое: «Какой, какая, какое»

 Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.

Принцесса – красивая, добрая, нежная.

Палочка – волшебная, деревянная, сказочная.

Лес – сказочный, волшебный, еловый.

Колдунья – злая, не красивая.

Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая.

 Воспитатель: Ребята и с этим заданием мы справились, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, какое задание приготовила еще для нас Злая колдунья. Колдунья прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.

 Воспитатель: - Жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:

Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.

Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.

 Дети: Не папа, а мама.

Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.

 Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.

Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.

 Дети: Нет не по саду, а по лесу.

Воспитатель: И встретила лису.

Дети: Нет не лису, а волка.

Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.

Дети: Нет не дети, а дровосеки.

Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места, и еще один лучик вернулся на свое место.

Давайте прочитаем следующее задание: колдунья хочет, чтобы мы  составили загадку о Царевне Лягушке.

Что прыгает так же, как лягушка – мяч.

Кто ныряет так же, как лягушка – утка.

Что плавает так же, как лягушка – лодочка.

Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание. Василиса Премудрая помоги мне, пожалуйста. Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо солнышко, будет согревать жителей и все живое на земле. Василиса Премудрая, очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучи солнышку.  Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего.

Ответы детей

 Воспитатель заглядывает в сундучок, ребята Василиса Премудрая, оставила для вас сюрприз давайте посмотрим - это медали и сладкие сувениры. Воспитатель вручает детям медали, сувениры.  

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель  Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.

Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...

Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей....

Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Конспект НОД «Сказочный  гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей средней группы "Заюшкина избушка"

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки т...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку»

laquo;Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной ...