Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитиеи речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Белякина М. С., воспитатель
Захарова Н.А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №25 «Журавлик»
Важнейшее условии всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей с общим недоразвитием речи неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи.
Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.
Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребёнка, для формирования правильного произношения и автоматизации звуков речи, для усвоения для освоения ребёнком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.
Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ОНР является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому и звонкому произношению.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравненениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок – перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.
Рассмотрим формы малого фольклора, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях.
Колыбельные песни – песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их – размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.
Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.
Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи.
Однако главная роль прибауток – познавательная. Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие.
Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся я выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление.
Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.
Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии — "складное", интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.
Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет: расширять детские представления об окружающем их мире; сформировать первоначальные знания о культуре своего народа; обогащать лексический запас новыми словами, выражениями; речь детей становится более яркой; улучшаются разные виды связного высказывания. Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1..Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.- № 5. – С.32-37.
2.Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1984.-№4.- С.8-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...
Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассказывается о применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...
Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к де...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....
Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста...