Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В статье рассказывается о применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление детской речи. Даются методические рекомендации по постановке и проведению пьес пальчикового театра, которые используются в коррекционной работе. В приложении - сценарий пьесы по мотивам народной сказки "Теремок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_palchikovyh_igr.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Носкова Наталья Александровна
Педагог-психолог МДОУ №3, г. Раменское, Московская обл.
В нашем современном мире технического прогресса темп жизни постоянно увеличивается, а вот уровень речевого развития детей заметно снизился. С чем это связано? Ответ прост - с детьми всё меньше и меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Всё это, несомненно, прогресс. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким- то образом действуем. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Более того, когда мама для такой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает ладошку, берёт его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционально интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребёнка, вызывает у него улыбку и смех.
Использование пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте
Выдающиеся ученые Л.С. Высотский, Л.С. Волкова, М.И Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь. В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п.), причем воображаемый игровой образ соответствует реальному. Так как, по словам Л.С. Выготского, именно действие, стоящее между образом (в данном случае его создают руки и пальцы) и его значением, которое определяется словом, обуславливает связь реального предмета и воображаемого.
По определению Е. Борисовой, пальчиковая игра – это инсценировка в воображаемой ситуации, каких – либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук отражающих реальности окружающего мира.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий. Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время, как и в старшем дошкольном возрасте игры пальчиками не теряют своего развивающего потенциала. В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры, сочетающие элементы театрализации и пальчиковые игры (пальчиковый театр), игры с пальцами, где дети изображают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных. Театр теней, где особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Путем складывания определенным образом пальцев можно получить изображение птиц, животных, и др. персонажей. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр (на примере пальчикового театра)
Пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.
Для театральных постановок лучше отбирать доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» должна составлять в пьесах 5-7 минут. В качестве текстов для пьес можно использовать адаптированные народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов. Лучше, если пьесы будут иметь стихотворную форму как наиболее благоприятную для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо-ритмической организации высказывания, языкового чувства.
Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использоваться изолированные движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки». Прежде чем приступить непосредственно к постановке пьесы, прочитывайте её вместе с детьми несколько раз, обсудите сюжетные линии, поступки героев пьесы, определите актёров, вместе изготовьте декорации. Важное место в подготовительной работе отводится тренировке основного механизма театра – пальцев. Непосредственно перед спектаклем такая тренировка (2-3 минуты) становится разогревом пальцев. В качестве тренировок могут быть использованы некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны.
Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу. Центральный момент театральной деятельности - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в театральную деятельностью. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. С учетом индивидуальных особенностей детей, следует начинать деятельность с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослых; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта детей непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.
Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Можно сделать вывод, что пальчиковая игра – это театр, актеры которого всегда рядом с нами. Она является эффективным средством психического развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря пальчиковой игре у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться. С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.
Благодаря таким играм, у детей развивается воображение и фантазия, умение действовать в воображаемой ситуации. Овладев играми, дети в старшем возрасте начинают «рассказывать руками» целые истории.
Литература:
1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» - ООО «Издательство Астрель», 2006.
2. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников – М.: Школа-Пресс, 1999.
3. Выготский Л. С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000
4. Гаврина С. Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать –М.: Академия развития, 1998.
5.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003.
Приложение
Сценарий сказки для инсценировки.
Сказка «Теремок».
Действующие лица:
Ведущий - ребенок.
Мышка, лягушка, заяц, петух, мишка (куклы для пальчикового театра).
Зверушек можно нарисовать на картоне, раскрасить, вырезать. Сзади приклеить колечко для пальца. Из картона сделайте теремок с вырезанным окошком. Из окошка будут выглядывать пальчики со зверушками. В сказке участвуют 2 руки. Одна рука прячется за избушкой. На каждом пальчике надето колечко со зверушкой. Вторая рука «подводит» по очереди игрушку-зверушку к избушке. Сказка разыгрывается на столе.
Ведущий стоит справа от стола.
Ведущий: Жила-была мышка-норушка,
Серенькое ушко.
Мышка по полю пошла, мышка теремок нашла!
Мышка подошла к теремку.
Мышка:
Ай, да терем, как хорош!
И никто в нем не живет.
Буду я в нем жить.
Заходит за теремок. В это время появляется лягушка. Она подходит, подпрыгивая, к теремку. Лягушка: Ква-ква-ква! Ну, как красиво,
Теремок прямо диво!
Кто живет тут – отзовись, и со мною подружись.
Мышка выглядывает в окошко.
Мышка: Мышка серая живет,
Тебя в гости к себе ждет.
Лягушка заходит за избушку, ее снимают с правой руки и надевают на левую, на следующий пальчик. А на правую руку надевают колечко с зайкой.
Ведущий: По дорожке – угадай-ка, кто бежит к нам в гости?
Дети: Зайка!
Ведущий: Увидал он теремок и на месте скок-поскок!
Заяц: Терем прямо красота, а какая чистота.
Кто в тереме тут – отзовись.
И со мною подружись.
В окошке показываются два пальчика, один с лягушкой, второй с мышкой.
Мышка и лягушка: Это мы – подружки:
Мышка да лягушка.
Заходи скорее в дом,
Будешь другом нам во всем.
Зайка заходит за избушку, его надевают на третий пальчик.
На правую руку надевают петушка.
Петух: Я иду – кукареку! – с острой саблей на боку.
Ведущий: Петя терем увидал, крыльями он замахал.
Звери в теремке: Слышим стук в наш теремок.
Кто стучит к нам?
Петух: Петушок! Буду с вами я дружить,
Утром рано вас будить!
Звери: Приглашаем, заходи, утром песней нас буди!
Петушок надевается на четвертый палец левой руки, а на правую руку надевается мишка.
Ведущий: Мишка из лесу ушел, мишка теремок нашел.
Мишка: Я – маленький мишка, я читаю книжки.
Сказок много знаю, вам их прочитаю.
Лягушка (выглядывает в окошко):
Мы тебя, мишутка знаем,
Тебя к чаю приглашаем.
Только к нам не заходи,
На полянке посиди.
Мышка (выглядывая из окна): Теремок ты нам сломаешь,
Разве сам не понимаешь?
Мишка: Я согласен, выходите и со мною посидите.
Все зверушки – пальчики выходят, кланяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....
«Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
laquo;Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
КИНЕЗИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
КИНЕЗИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...