Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством песочной терапии
план-конспект занятия

Молчанова Анна Александровна

Компоненты, пути развития и факторы эмоционального выгорания педагогов. Пути профилактики. Развитие коммуникативных навыков как условие профилактики эмоционально выгорания. Практические приемы развития коммуникативных навыков посредством песочной терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Семинар-практикум:

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством песочной терапии»

        Педагог-психолог

Кузнецова А.А.

                                                     

Тюмень, 2021

Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов посредством песочной терапии.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с методом песочной терапии, снизить эмоциональное напряжение;
  2. Дать определение эмоциональному выгоранию и определить компоненты профилактики;
  3. Дать рекомендации по выстраиванию личных границ;
  4. Помочь педагогам получить опыт бережного выстраивания личных границ и построения диалога, в том числе при возникновении столкновения мнений и спорных ситуациях.
  5. Помочь педагогам обрести ресурсное состояние для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Содержание семинара:

  1. Мотивационные игры (10 минут).
  2. «Диалоги на песке» - умение общаться, выстраивать границы, договариваться, выходить из конфликтов (10-15 минут).
  3. «Пальчиковые походы» – когда надо найти выход, прийти к чему-то важному, найти ресурс (10 минут).  
  4. «Материализация мечты» - найти, обрести, актуализировать ресурсное состояние (5 мин).

Ход семинара

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Собрав вас здесь сегодня, я хотела бы затронуть важную тему профессионального выгорания. Для этого нам сегодня будет помогать песок. То, что мы будем делать, относится к направлению песочной терапии.   Поэтому, давайте сразу познакомимся с песком и в процессе вы поймете, как мы будем работать, и как это связано с темой.

Знакомимся с песком, исследуем его свойства.

  1. Прошу, насыпьте каждый на поверхность стола максимально высокую горку песка для себя.
  2. Есть одно упражнение с песком, которое очень любят дети: песочный дождь. У нас бывает три вида песочного дождя: низкий, средний и высокий. Покажите эти виды дождей. Отследите, прислушайтесь к себе, какой из них сейчас вам больше нравится, то есть больше подходит под ваше настроение. Послушайте себя.

Это было такое краткое знакомство. Теперь я предлагаю следующую важную задачу:

  1. Каждый из вас должен придумать по 3 оригинальных способа перемещения кучки песка и продемонстрировать своему партнеру. (привести пример).

Когда появляется партнер – это уже другие ощущения, выбора нет, приходится «включаться» и придумывать, неправда ли? Поэтому мы переходим к следующей задаче:

  1. «Действие по образцу». Один человек в паре выполняет определенные действия с песком, а второй в точности их повторяет без каких-либо искажений (в том же ритме, в том же состоянии).

2 мин. На одного партнера, 2 на другого.

Отследить, насколько легко получается подстроиться. Какие чувства возникают? Насколько легко так делать в жизни?

10.  Обратные действия. 2 мин. На одного партнера, 2 на другого.

Первый человек в паре совершает любые действия с песком, а задача второго делать что угодно с песком, но не повторять за первым. Первый, естественно, пытается запутать своего партнера.

Упражнение несет в себе такой интересный эффект: когда у нас есть внутри много невысказанного друг другу. Упражнение заставляет больше прислушаться друг к другу (если один партнер ускоряется, то второй замедляется, если один прибивает песок, то другой поднимает, если один сыпет, то другой двигает его, если один рисует круги, то другой линии и т.д.).  

Почувствовали ли вы некую здоровую конкуренцию, где мотивация возникает у вас обоих, но по факту никто никому ничего не должен. Насколько это про вас в обычно жизни?

К какой теме подвели нас эти упражнения?

К теме взаимодействия (ассоциации: коммуникация, общение, коммуникативные навыки). Как это связано с эмоциональным выгоранием? Вы, наверное, уже догадались.

Что высасывает энергию чаще всего? У каждого будет свой ответ, но в целом, трудности чаще всего связаны именно с общением. Если у нас не ладится общение с коллегами или родителями, это выматывает.

Зачитывается определение: Эмоциональное (проф) выгорание — это специфическая форма личностных изменений, которая проявляется в нарастающем эмоциональном истощении: перенасыщении чувств, понижении положительных реакций или полном равнодушии.

А теперь главный вопрос: как не выгореть? Как так построить свою работу, чтобы не было этого упадка сил, мотивации, энергии.

Каковы условия профессионального НЕвыгорания? Что такое надо делать, чтобы не выгореть, чтобы было спокойно на рабочем месте, комфортно?

И сейчас мы рассмотрим два аспекта:

  1. Умение взаимодействовать. Умение справляться со спорными ситуациями, ситуациями, где существует столкновение мнений, назревает конфликт (умение сглаживать углы, не доводить до конфликта и т.д.), умение выстраивать диалог, умение донести свою точку зрения, то есть умение общаться в целом. (Все, что относится к коммуникативным навыкам).
  2. Личные границы и умение их выстраивать как условия профилактики профессионального выгорания.

В целом, я бы назвала это умением взаимодействовать бережно к себе и к другим людям, умением налаживать контакты, бережно для себя и других выходить из ситуаций, где присутствует столкновение мнений или даже назревает конфликт.

Какие проблемы, связанные с личными границами, встречаются на работе?

Обычно это касается времени, обязанностей и различных этических вопросов.

Какие бывают примеры нарушения границ?

• Вы допоздна засиживаетесь на работе, несмотря на семейные дела и обязанности, работаете в выходные и в обеденный перерыв.

• Вы отвечаете на электронные письма с работы в нерабочее время или во время отпуска.

• Ваши начальники или коллеги относятся к вам неуважительно.

• У вас нет полной ясности, кто отвечает за выполнение определенных рабочих задач.

• Коллеги или начальники часто подходят к вам слишком близко, нарушая личное пространство.

• Ваши коллеги часто опаздывают, и вам приходится делать что-то за них.

• Кто-то посылает вам сообщения, написанные в пассивно-агрессивном тоне.

При отсутствии границ нам придется работать больше положенного, у нас появятся ощущение, что нас не ценят и не уважают. Границы помогают и нам, и тем, кто нас окружает, лучше себя чувствовать на работе и быть продуктивнее.

Если здоровые границы так полезны, почему мы не всегда готовы их установить? Работа служит не только источником дохода, она еще и поддерживает нашу самооценку.

Главные наши страхи в выстраивании границ:

- Это эгоизм.

- Боязнь потерять работу? Не хотим «раскачивать лодку».

- Боязнь показаться «проблемными», показать неумение работать в команде?

- Нет привычки устанавливать свои границы, нет понимания, что это, нет навыка отличить эгоизм от здоровых отношений.

Но стоит подумать о последствиях, к которым приводит отсутствие границ.

 Что страдает в результате? 

В результате страдает ваше здоровье, продуктивность и даже отношения в семье. Границы – это гибкие здоровые отношения, а не эгоизм.

Поэтому очень важно сразу обозначать свою позицию, а еще – высший пилотаж – делать это так, чтобы выражать уважение к другим и сохранять уважение к себе. 

Я предлагаю перейти к следующей задаче, где мы будем работать в парах.

  1. «Диалоги на песке» (2 мин.)

Работа в парах. Каждый участник насыпает кучку песка в своем углу песочницы. Задача участников: взаимодействие без слов, самопрезентация без слов, рассказать о себе с помощью песка. Задача проявить себя с помощью песка так, как бы вы это делали в жизни с помощью вербальных способов общения, с помощью своих коммуникативных навыков (перемещение пальцами и т.д.).

Комментарий: кто-то обозначает свои границы, кто-то выбирает четкую позицию на своей половине. Бывает так, что кто-то вторгается в половину другого или наоборот, аккуратно присоединяется к ней. Это отражает нас в плане того как мы ведем себя с людьми обычно. Нужно с помощью песка проявить себя так, как вы делаете это в обычной жизни. То есть это будет ваша такая своеобразная самопрезентация с помощью песка.

  1. Бережный контакт. Войти в контакт с партнером, обязательное условие – это взаимодействие ваших куч песка. Но в такой контакт, который не будет вызывать напряжения ни у вас, ни у партнера, то есть безопасное для обоих взаимодействие. (Бывает, что один из партнеров берет и засыпает кучку другого песком. Глаза ребенка, у которого кто-то сломал куличик). Возможно стоит не спешить, как-то следить за реакцией друг друга, прислушиваться друг к другу. То есть не зайти туда, где другому человеку нехорошо, неприятно, некомфортно. (2 мин).

2 мин. Участники говорят о том, как им работалось:

  1. Чего я боялась больше всего.
  2. Что мне понравилось.

  1. Чувства. Поднимите руку те, кто никогда не злится, не гневается? Конечно же, гнев и раздражение – это, что сопровождает нас в жизни, то, что возникает в ответ на разные события. Конечно, мы стремимся к жизни без гнева, но в жизни и взаимодействии с людьми, партнерами, так или иначе эти чувства возникают и с этими чувствами мы должны уметь работать, чтобы оставаться в равновесии, чтобы быть эффективными во взаимодействии. Поэтому наша следующая задача:
  2. Выяснение отношений. В максимально приемлемой форме через песок (без слов) выразить партнеру гнев, раздражение, недовольство. Условие: «не хлопать дверями»: то есть высказаться, но не выходить из взаимодействия. («не высыпать песок на пол», мол, все, разговор окончен). Высказаться бережно, быть услышанным и услышать другого человека. В конце у вас должно быть ощущение, что партнер вас понял, и чтобы в конце вы чувствовали самоуважение (то есть важно ПОГОВОРИТЬ. Чувствовать себя хорошим человеком). 2 мин., чтобы выразить: гнев, недовольство, раздражение, «меня так не устраивает», «мне так некомфортно», неудобно, не красиво.

Когда люди разговаривают, они в контакте. Выяснение отношений – это столкновение мнений: проявляйте настойчивость, усердие и уважение.

Бывают пары, где оба одновременно разговаривают.  А есть, где один сказал, потом другой сказал и так по очереди. Поразмышляйте, о чем это в жизни? Что означает, когда я выражаю какое-либо недовольство, претензию и при этом я в состоянии уважения к другому человеку?

  1. Последний этап: компромисс. Сейчас вам надо подружиться, слиться в творческом союзе, найти наилучшее применение песку, создать неимоверную красоту, важно, чтобы участвовали оба. Не спешите, задача: подружиться, найти высший уровень партнерства, создать что-то потрясающее (3 мин).

Обсуждение в парах 2 мин:

- Что было на этапе конфликта?  

- Что есть сейчас?

- Как это отражает вас, когда в реальной жизни вы проявляете себя, когда нужно выразить недовольство, когда возникает какой-либо конфликт и когда вы предпринимаете попытку подружиться/помириться?

 Подведение итогов:

Есть ли такое, что после проделанной работы вы подумали «нет, это не про меня в жизни»? Все ли себя узнали? Как одним словом описать, что сейчас в чувствах у вас? Что есть?

Я надеюсь, что вы возьмете себе на заметку этот опыт из песочницы, и вам удастся перенести его в жизнь. Наше умение презентовать себя, строить бережный для обоих участников диалог, выходить из спорных ситуаций с чувством уважения к себе и к партнеру по общению. Проанализируйте внутри себя, насколько вы готовы выстраивать личные границы. Если не готовы, то может быть стоит или удастся поразмыслить, что мешает этому.

Иногда ответ найти трудно. Иногда мы топчемся на одном месте и нам кажется, что ответ рядом. Так бывает. Для этого мы сейчас попробуем еще одну практику.

  1. Пальчиковые походы.

Рисуем круг один на пару. Берем три мелкие игрушки, показываем их партнеру, чтобы он их запомнил. Партнер закрывает глаза. Затем размещаем их в песке (внутри круга с песком). Партнер отправляется в «пальчиковый поход». (это очень важный поход). У партнера есть правила похода: двигаться микрошагами.

Бывает такое, что человек ходит вокруг игрушки микрошагами. Спросите у себя: есть ли что-то в жизни, что я ищу, это может быть очень рядом, но чего-то не хватает…?

Бывает, что человек ходит вперед-назад по одной и той же траектории и никак не находит нужной вещи (пальцы же не случайно ходят именно так?). Как это про вашу жизнь? Что в чувствах, когда не удается найти игрушку? Что в жизни вы такое ищете и не можете отыскать? Какие действия совершаете?

Все педагоги в парах выполняют упражнение.

Вы познакомились с песком, попробовали практики песочной арт-терапии.  

Кстати, при выполнении практики удалось ли получить удовольствие или вам хотелось делать все «как сказали», «по инструкции», «правильно?». Или же все-таки это было приятно? Как это про вашу жизнь, про работу?

  1. Мечта. А теперь мы завершаем нашу встречу. Мы интересно поработали, а теперь я предлагаю порелаксировать, помедитировать, повизаулизировать, наполниться энергией, ресурсом.  Думаю, не надо рассказывать про силу визуализации?  

         Закройте глаза, расслабьтесь. Попробуйте представить свою мечту в виде образа. У кого-то это может быть семейное счастье, встреча друга, путешествие, карьерный рост или просто отдых у костра. Откройте глаза и пусть каждый из вас, при помощи песка на стекле, материализует свою мечту.

                                    Участники изображают на песочном столе.

     Вы нарисовали свою мечту на стекле, посмотрите на неё внимательно, зафиксируйте этот образ в памяти. Теперь каждый раз, когда вы будете думать о своей мечте, вы будете представлять её в виде этого образа. И она обязательно исполнится.

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов

Занятие для педагогв по профилактике эмоционального выгорания с использованием методов арт-терапии...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Профилактика эмоционального выгорания с помощью песочной терапии

ull;Понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году. Синонимичные названия – эмоциональное сгорание...

Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ методом арт-терапии (упражнение «Лучи солнца»»)

Профессия педагога одна из самых эмоционально затратных, работая с детьми невозможно быть не включенным эмоционально в общение с ребенком и родителем. И часто это приводит к растрате эмоциональных рес...

Семинар-тренинг Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Семинар-тренинг «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»Цель: развитие навыков саморегуляции психических навыков у педагогов для самостоятельного и сознательн...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством алгоритма поиска внешних и внутренних ресурсов.

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может повлеч...