Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством алгоритма поиска внешних и внутренних ресурсов.
консультация

Алексеева Александра Владимировна

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).

Сам термин был введен Кристиной Маслач - американским социальным психологом, профессором психологии и ведущим научным сотрудником Университета Беркли в Калифорнии.

Выгорание (англ. burnout) — понимается, как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными переживаниями, большой ответственностью, трудящиеся в профессии типа «человек — человек», так как именно они подвержены постоянному взаимодействию и общению с людьми. Выгорание также понимается как профессиональный кризис, связанный не только с межличностными отношениями, но и с работой в целом [2].

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания»[5].

Выделяют 3 стадии профессионального выгорания

Первая стадия: нервное (тревожное) напряжение.

Вторая стадия: резистенция (сопротивление).

Третья стадия: истощение[1].

Симптомы появления СЭВ:

- Постоянное чувство усталости, падение мотивации, моральное и физическое истощение.

- Отстраненность от работы, циничное отношение к своим обязанностям.

- Понижение работоспособности.

- Снижение продуктивности.

- Ухудшение отношений с родными на фоне раздражительности.

- Цинизм по отношению к коллегам.

- Сильная забывчивость, проблемы с памятью[6,7].

Основные средства восстановления:

Аутогенная тренировка, мышечная релаксация, музыка и светомузыка - методы психорегуляции, интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, комфортабельные условия жизни, позитивное общение, хобби, изучение чего-либо нового и интересного, использование разных видов искусства, правильный режим дня, планирование деятельности, смена привычной обстановки, массаж, водные процедуры, баня, спорт, рациональное питание, прогулки.  

На сегодняшний день не выявлено универсального рецепта исцеления от профессионального выгорания педагогов, но эта проблема решаема, если ею целенаправленно  заниматься. И на этом пути педагогу-психологу важно помочь педагогам найти ресурсы для того, чтобы быть:

- открытым всему новому и неожиданному;

- гибким (быстро перестраиваться с одной идеи на другую);

- смелым (комбинировать и соединять, казалось бы, несоединимое);

- рискованным (не бояться преодолевать стереотипы).

Используются такие нестандартные методы и приемы как:

  • различные техники рисования - «Эбру», «Левополушарное рисование» и др.;
  • игры с песком - «Погружение в песок», «Рисование песком», «Проигрывание ситуаций» и т.д.;
  • различные виды танцев;
  • мотивационные упражнения на достижение целей;
  • упражнения эвристического характера.

Именно при выполнении творческих заданий педагогам удается пережить состояние вдохновенного увлечения, положительные эмоции.

Упражнение «Алгоритм определения ресурсов»

Цель: определение внутренних ресурсов в зависимости от эмоционального состояния.

Оборудование: лист бумаги и ручка.

1. Составьте список собственных ресурсов. Напишите, то, что доставляет вам внутреннее удовольствие, от чего вы испытываете комфортное состояние. Например, прогулка, массаж, контрастный душ, релаксационные упражнения, занятия физической культуры, использование различных методов изодеятельности и т.д.

2. Разбейте все эти ресурсы на категории эмоциональных состояний.

Например:

- если вы испытываете состояние усталости - используются такие ресурсы: сон, общение с животными, чтение книг, просмотр фильма и т.д.;

- если вы испытываете тревогу - посещение бассейна или принятие расслабляющей ванны, прослушивание релаксационной музыки, общение с друзьями, используете дыхательные упражнения и т. д

- в состоянии гнева желательно сделать массаж, принять контрастный душ, заняться физической культурой, и т.д.

Возможно, в процессе поиска, вы откроете для себя новые ресурсы.

3. Подразделив эти ресурсы на различные категории, начинайте пользоваться ими, но помните, что ресурсы: алкоголь, курение, и другие негативные вещи – приносят временное удовольствие, потом они же их крадут.

Упражнение «Квадратное дыхание» [3].

Цель: понизить возбудимость нервных центров, добиться расслабления мышц.

Материал: схема.

Дыхание будет состоять из четырёх тактов (вдох-задержка дыхания-выдох-задержка дыхания), равных по продолжительности.

 Примите удобную позу стоя или сидя.

 Сделайте вдох, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре».

 После этого задержите дыхание, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре»

 Следом сделайте выдох, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре». После этого задержите дыхание, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре».

Уже после 3-5 минут этого упражнения ваше состояние улучшится и станет более комфортным.

Упражнение
«Баланс реальный и желанный»

Цель: обсуждение и объективный анализ реального и желаемого баланса личной и профессиональной жизни педагогов.                                                                         

Материал: бумага, ручка или карандаши.

Нарисуйте, пожалуйста, круг.

В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время находятся:

  • работа (профессиональная сфера)
  • работа по дому, домашние хлопоты
  • личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения)

Рядом нарисуйте второй круг.

В другом круге – идеальное соотношение сфер.

Ответьте на вопросы:

Есть ли различия? В чем они заключаются?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

 

Список использованных источников:

 

1. Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008.

2. Википедия «Эмоциональное выгорание»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоциональное_выгорание#:~:text=Синдром%20эмоционального%20выгорания%20(англ.%20burnout),до%20развития%20глубоких%20когнитивных%20искажений)

3. Гриндер Джон  «Квадратное дыхание»

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-minuta-chas-berezhyot-ili-kak-vsyo-uspet-3767837.html

http://www.innlp.ru/about-nlp/tekhniki-nlp/kvadratnoe-dykhanie1/

4. Водопьянова Н. Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. Питер; 2008.

5.  Ибрагимова Е.В. «Приемы профилактики эмоционального выгорания учителя в процессе реализации  ФГОС»

https://infourok.ru/statya-priemy-profilaktiki-emocionalnogo-vygoraniya-uchitelya-v-processe-realizacii-fgos-4391437.html

6. Ивашова М.А «Профилактика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/17/...

7. Яненко Е. Д. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)». https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-emocional...

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon alekseeva_a.v.ppt485.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Алексеева А. В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка» Тамбов 2024 г. Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством алгоритма поиска внешних и внутренних ресурсов

Слайд 2

«Эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, стресс...» В.Бойко « Синдром эмоционального выгорания» - «… состояние изнеможения, истощения, возникающее вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, учениками» Х. Дж. Фрейденбергерг в 1974 г. Синдром эмоционального выгорания (далее СЭВ)

Слайд 3

Причины возникновения СЭВ у педагога - п овышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций; - загруженность в течение рабочего дня; - высокая эмоциональная перегрузка; - несоответствие результатов затраченным силам; - жесткие временные рамки деятельности для реализации целей; - неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; - ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса; - проведение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения и т.д .

Слайд 4

Три стадии профессионального выгорания [1]

Слайд 5

Симптомы появления СЭВ [6,7] Психофизические симптомы: чувство постоянной усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности; слабость, снижение активности и энергии; частые беспричинные головные боли. Социально-психологические симптомы: пассивность и депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, частые нервные срывы; стремление к одиночеству, зависть, злоба, уход от ответственности. Поведенческие симптомы: сотрудник заметно меняет свой рабочий режим; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; хроническое нежелание идти на работу, хроническое недовольство, потеря профессионализма.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЭВ [6] Психологические средства: методы саморегуляции. Психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, комфортабельные условия жизни, позитивное общение, хобби, изучение чего-либо нового и интересного. Организационные средства: сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности, смена привычной обстановки. Медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, баня, спорт, рациональное питание, прогулки, полноценный отдых и сон и др... Фармакологические средства: витамины и минеральные вещества, биоактивные добавки..

Слайд 7

Упражнение «Алгоритм определения ресурсов» Цель: определение внутренних ресурсов в зависимости от эмоционального состояния. 1. Составьте список собственных ресурсов. Напишите, то, что доставляет вам внутреннее удовольствие, от чего вы испытываете комфортное состояние. 2 .Разбейте все эти ресурсы на категории эмоциональных состояний. 3 .Подразделив эти ресурсы на различные категории, начинайте пользоваться ими, но помните, что такие ресурсы, как алкоголь, курение и другие негативные вещи, приносят временное удовольствие, потом они же их крадут.

Слайд 8

Эмоциональные состояния Ресурсы Усталость Сон, общение с животными, чтение книг, просмотр фильма. Тревога Посещение бассейна; принятие расслабляющей ванны, прослушивание релаксационной музыки, общение с друзьями, дыхательные упражнения. Гнев Массаж, контрастный душ, занятие физической культурой, использование различных техник рисования.

Слайд 9

Упражнение «Квадратное дыхание» [3] Цель: понизить возбудимость нервных центров, добиться расслабления мышц. Дыхание будет состоять из четырёх тактов (вдох- задержка дыхания – выдох - задержка дыхания) равных по продолжительности, то есть в пропорции. 1.Примите удобную позу стоя или сидя. 2.Сделай вдох, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре». 3.После этого задержите дыхание, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре» 4.Следом сделайте выдох, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре» 5.После этого задержите дыхание, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре» . Дышите таким образом 5-15 минут в день.

Слайд 10

Упражнение «Квадратное дыхание»

Слайд 11

Диагностические методики СЭВ [4 ] Диагностика эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (в модиф. Е. Ильина) Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)

Слайд 12

Список использованных источников : 1. Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 2. Википедия «Эмоциональное выгорание» https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоциональное_выгорание#:~:text=Синдром%20эмоционального%20выгорания%20(англ.%20burnout),до%20развития%20глубоких%20когнитивных%20искажений) 3. Гриндер Джон «Квадратное дыхание» https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-minuta-chas-berezhyot-ili-kak-vsyo-uspet-3767837.html 4. Водопьянова Н. Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. Питер; 2008. 5. Ибрагимова Е.В. «Приемы профилактики эмоционального выгорания учителя в процессе реализации ФГОС» https://infourok.ru/statya-priemy-profilaktiki-emocionalnogo-vygoraniya-uchitelya-v-processe-realizacii-fgos-4391437.html 6. Ивашова М.А «Профилактика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/17/prezentatsiya-dlya-vospitateley-profilaktika-sindroma-emotsionalnogo 7. Яненко Е. Д. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)». https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-emocionalnoe-vigoranie-pedagogov-1132016.html

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов: медитация – визуализация: «Образ внутреннего мира»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»Старооскольского городского округа...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством песочной терапии

Компоненты, пути развития и факторы эмоционального выгорания педагогов. Пути профилактики. Развитие коммуникативных навыков как условие профилактики эмоционально выгорания. Практические приемы развити...