Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ методом арт-терапии (упражнение «Лучи солнца»»)
материал

Шмелева Ирина Васильевна

Профессия педагога одна из самых эмоционально затратных, работая с детьми невозможно быть не включенным эмоционально в общение с ребенком и родителем. И часто это приводит к растрате эмоциональных ресурсов, поэтому очень важно помогать восстанавливать эмоциональный баланс педагогам в образовательной организации. Сложная ситуация с пандемией в мире также является актуальным неблагоприятным фактором эмоциональных переживаний людей в общем, и педагогов в частности, другие внешние и внутренние факторы тоже способствуют эмоциональному выгоранию. Одним из эффективных методов в работе по профилактике с педагогами, является арт – терапия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ методом арт-терапии (упражнение «Лучи солнца»»)

Профессия педагога одна из самых эмоционально затратных, работая с детьми невозможно быть не включенным эмоционально в общение с ребенком и родителем. И часто это приводит к растрате эмоциональных ресурсов, поэтому очень важно помогать восстанавливать эмоциональный баланс педагогам в образовательной организации. Сложная ситуация с пандемией в мире также является актуальным неблагоприятным фактором эмоциональных переживаний людей в общем, и педагогов в частности, другие внешние и внутренние факторы тоже способствуют эмоциональному выгоранию. Одним из эффективных методов в работе по профилактике с педагогами, является арт – терапия. Почему именно арт-терапия?:

  • В арт-терапии мы выражаем внутренние чувства через внешние формы
  • В процессе арт-терапии мы разархивируем скрытый в нашем бессознательном материал
  • Мы не беспокоимся о красоте своих творческих работ (актуально для тех, кто переживает из - за оценки окружающих), мы творим спонтанно, легко, высвобождая чувства, эмоции облегчая свое душевное состояние
  • Арт-терапия – это создание уникального диалога между формой, цветом, содержанием, звуком, ощущением, это установление творческой связи между сознанием и бессознательным. И как только мы осознаем  наши переживания, они в тоже мгновение становятся источником наших возможностей.

На примере разработанного мною арт-терапевтического упражнения «Лучи солнца», я расскажу, как работает метод арт-терапии в восстановлении эмоционального баланса, а также способствует осознанию уникальности каждого и значимости  вклада каждого педагога в общее дело, сплочение коллектива.

Упражнение «Лучи солнца» неоднократно проводилось мною на практике как с подростками с психосоиатикой, так и со взрослыми разных профессий. Оно хорошо зарекомендовало себя. Данное упражнение выполняется в технике «пуантилизм» («точечность»), где мы с помощью ушных палочек точками наносим рисунок.

Материалы, необходимые для упражнения: ватман, краски или гуашь, вода, ушные палочки.

Цель  и задачи упражнения: высвободить свои переживания через рисунок, через символизацию изображения, способствовать осознанию уникальности каждого участника и значимости вклада каждого педагога в общее дело,  сплочение коллектива.

Ход упражнения: сначала с педагогами проводится беседа по теме «Символ солнца». Вопрос: что для вас «Солнце», какие ассоциации и образы вызывает у вас «солнце», символом чего можно назвать «солнце»? Идет обсуждение.

Символизация помогает лучше осознавать, какие эмоции и переживания есть внутри у каждого педагога, а также символизация имеет терапевтический эффект.

По окончании беседы, педагоги рисуют сначала круг в центре, который символизирует коллектив в целом, затем каждый участник рисует свой луч в виде какого -то образа.

После практической части обсуждение или рефлексия: Что вы чувствуете? Какой образ вы выбрали для своего лучика и почему, что для вас этот образ?  Чувствуете ли вы себя уникальным и в тоже время частью коллектива, общей миссии? Более глубокий анализ образа можно продолжить на индивидуальной консультации, по желанию педагога (диагностический и терапевтический эффект)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов

Занятие для педагогв по профилактике эмоционального выгорания с использованием методов арт-терапии...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Семинар- практикум: «Практические упражнения по профилактике эмоционального выгорания педагогов»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.Тема «Профилактика эмоционального выгорания педагога» для всех нас близка и знакома.«Психологическая профессия педагога предъявляе...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством песочной терапии

Компоненты, пути развития и факторы эмоционального выгорания педагогов. Пути профилактики. Развитие коммуникативных навыков как условие профилактики эмоционально выгорания. Практические приемы развити...

Семинар-тренинг Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Семинар-тренинг «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»Цель: развитие навыков саморегуляции психических навыков у педагогов для самостоятельного и сознательн...