Программа кружка «Хоровод сказок» старшая логопедическая группа
методическая разработка (старшая группа)
Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план работы кружка | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Хоровод сказок»
старшая логопедическая группа
«Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло»
Актуальность:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Проблема:
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня развития связной речи у детей, можно отметить следующие недостатки:
- высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;
-состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
-уровень информативности очень низкий.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. По итогам проведённого опроса среди родителей воспитанников 68% родителей считают, что к моменту поступления ребёнка в школу всё будет хорошо и обращаться к кому-нибудь за помощью они не намерены.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.
Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.
Цель кружка :
Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа.
Задачи:
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать наглядно - образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.
- Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
- Способствовать повышению поисковой активности.
- Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.
Предполагаемый результат:
- Повышение активности в речевом общении.
- Последовательность при пересказе сказок, самостоятельность в сочинении своих.
Целесообразность карт Проппа
- Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
- Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
Перспективный план работы кружка
Дата Цель | Формы организации деятельности детей | Материалы и оборудование |
Сентябрь диагностика Выявление уровня развития связной речи детей | Беседы, тесты | Сюжетные иллюстрации по сказкам, мнемотблицы |
Октябрь Определение жанра произведения; выделение основного содержания сказки; умение запоминать последовательность событий, интонационно передавать диалоги действующих лиц, использование образных выражений- определений, сравнений, синонимов. | 1 неделя «Из чего состоят сказки», «Сказка и рассказ: сходство и отличие» 2 неделя Сказка «Репка» Дид.игра «Что в дороге пригодится» -основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек)
| Иллюстрации к сказкам, фишки, карты-схемы, карты Проппа |
Ноябрь
Умение грамматически правильно строить предложения, совершенствовать умение удерживать в памяти текст сказки, учить строить схему, передавать основные моменты сказки с помощью карт, вычленять из сказки волшебные слова, сказочные привороты. | 1 неделя Сказка « Теремок» 2 неделя Сказка «Рукавичка » Дид.игра «Что общего» -сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними |
Карты Проппа, сказки, иллюстрации |
Декабрь Использование в речи название нравственных качеств человека; умение придумывать другую концовку к сказке, подбирать образные выражения к характеристике героев | 1 неделя «Волк и семеро козлят» Дид.игра «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. 2 неделя Сказка «Снегурушка и лиса» Пересказ отрывка из сказки с зарисовкой карт (сюжета) | Мнемотаблицы, карты Проппа, Бумага, фломастеры, |
Январь Формирование диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности, последовательности в изложении содержания | 1 неделя Сказка «Зимовье» 2 неделя Сказка Гуси-лебеди Дид. Игра «Решение сказочных задач» | карты Проппа, фигурки животных |
Февраль Научить детей соединять знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумывать свою -новую сказку; упражнять в подборе определений и сравнений, антонимов, громко и чётко произносить слова | 1 неделя Сказка «Лисичка сестричка и волк» Дид. игра «Узнай по контуру» 2 неделя Пересказ сказки Дид. игра «Бюро находок» -найден; утеряна и т.д. | Книги: «Самые волшебные сказки», «Русские народные сказки»; контуры героев сказок из теневого театра, иллюстрации к сказкам. |
Март Закрепление умения грамматически правильно строить предложения, правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. | 1 неделя Сказка «Заюшкина избушка» 2 неделя Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | Сюжетные иллюстрации, карты Проппа фигурки животных |
Апрель Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев; развивать внимание, восприятие, фантазию, воображение с помощью карт обогащать эмоциональную сферу; активизировать устную связную речь; развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету. | 1 неделя Сказка « Терёшечка» 2 неделя Сказка «Кот, петух и лиса» | Сюжетные иллюстрации, карточки из мнемотаблиц, карты Проппа |
Май Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе. | 1 неделя Сказка «Кот в сапогах» 2 неделя Диагностика освоения программы задания или игры: - выставить карты по ходу сюжета -найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке -найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки -определить отсутствие знакомой карты -отделить лишнюю карту | Диагностическая карта, сюжетные иллюстрации, карточки из мнемотаблиц, карты Проппа |
Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Работа с картами Проппа строится следующим образом.
На первом этапе дети знакомятся с жанром литературного произведения -сказкой; выявляют ее отличие от других жанров и вычленяют структуру сказки - ее композицию.
- Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать. (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были…)
- Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д)
- Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).
На втором этапе проводятся «подготовительные игры».
- «Чудеса в решете» -выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
- «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
- «Что в дороге пригодится» -основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек)
- «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
- «Что общего» -сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
- «Четвертый лишний» -определение лишнего предмета.
- «Решение сказочных задач»
- «Бюро находок» -найден; утеряна и т.д.
- «Сказочный словарь» -придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.
На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки, и пробуем рассказать по картам Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт и более, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и т. д. Можно также использовать такие игры, как: «Салат из сказок», «Опорные слова», «Добавление», «Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и т.д. И в итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.
Литература :
1.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.
2. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5
3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6
4.Полянская Т.Б Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2010г.
5.Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 1988 (www.opentextnn.ru)
6.Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, Прогресс, М., 1990 (www.lib.eliseeva.com.ua)
7.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Эколого-краеведческого кружка "Росинка" в старшей логопедической группе "Пчелка"
Расширять, углублять, систематизировать знания детей по экологии мне помогает экологический кружок «Росинка», который я организовала в группе, взяв за основу парциальные программы С.Н. Николаевой «Юны...
План работы кружка «Любознайка» в старшей логопедической группе «Радужка» МБДОУ №11
Пояснительная записка Применение дидактических игр в развитии речи дошкольников с нарушениями речи в настоящее время стало одним из ведущих методов логопедической работы. В данном случае дидактическая...
программа кружка "Волшебные краски" старшая- подготовительная группа
Программа кружковой работы с детьми старшей и подготовительной группы по нетрадиционным техникам рисования....
Рабочая программа кружка «Игралочки» в старшей дошкольной группе
Рабочая программа кружка «Игралочки» в старшей дошкольной группе...
Программа кружка «Хоровод сказок» подготовительная логопедическая группа
Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа....
Программа кружка по краеведению "Доноведение" для детей 5-6 лет старшей логопедической группы
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....