Программа кружка по краеведению "Доноведение" для детей 5-6 лет старшей логопедической группы
рабочая программа (старшая группа)
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов; имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kazachestvu.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»
г. Константиновска
«УТВЕРЖДАЮ»
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол №__ от ________________ 2020 года ______________Е.Н. Токарева
Программа кружка по краеведению
"Доноведение"
для детей 5-6 лет старшей логопедической группы №1 «Зайчата»
на 2020 – 2021 учебный год
Разработчики программы
Воспитатели:
Шуклина Е.А.
Спицина О.Б.
г. Константиновск.
2020год.
.
Структура программы
I. Пояснительная записка……………………………………..................................3
1.Цели и задачи ………………………………………………..................................4
2. Возрастные особенности детей 5- 6 лет и усвоение ими программного материала…................................................................................................................4
3. Механизмы реализации программы…………………………….........................5
4. Планируемые результаты освоения программы ………………........................7
II. Содержательный раздел……………………………………………………......8
1. Перспективное планирование…………………………………..........................9
2. Работа с родителями……………………………….............................................14
III. Литература……………………………………………………………….........15
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов; имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.
Смысл краеведческого образования: позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка к культурным традициям, развивает эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории города, развивает способности чувствовать красоту города, способность понимать архитектурно - скульптурный облик города, его символику, содействует развитию художественно - творческих способностей детей в продуктивной деятельности.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «Краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю донского края, города. Изучение истории помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.
Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре г Константиновск. Знакомство с Донским краем, родным городом с их историей, культурой, архитектурной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется принцип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее качество, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.
Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия исторической характеристики родного края.
Направленность
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью. Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии),посещении библиотеки (отдел «Краеведение»), Выставочного зала, музея. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае. В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.
Педагогическая целесообразность
С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятие по ознакомлению детей с достопримечательностями Донского края, родного города развивает наше подрастающее поколение. Программа разработана для того, чтобы через различные приёмы учить детей эстетически осмысливать образы знакомых силуэтов, воспринимать архитектурную среду города. Передавать их в продуктивной деятельности, подчеркивая красоту нашего города. Общая логика её строится от восприятия архитектурного сооружения в целом - к выделению в нём самого красивого и необычного, того, что удивляет и вызывает дальнейшую работу мыслей.
1. Цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города Константиновска и Донского края;
Задачи: -воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду взрослых;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-развитие интереса к народным традициям и промыслам;
-расширение представлений о обычаях донских казаков;
-знакомство с символикой (герб, флаг, гимн) Ростовской области, города Константиновска и Донского казачества;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
2.Возрастные особенности детей 5- 6 лет и усвоение ими программного материала
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, улицы, города, работниками детского сада, библиотеки,при знакомстве с местными, районными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых жителях родной стороны, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор, называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве.
3. Механизмы реализации программы..
При реализации программы «Доноведение» организация предметно-развивающей среды осуществляется в соответствии с ФГОС, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Предметно - развивающая среда: коллекция кукол в народных и казачьих костюмах ; буклеты о городе, набор картинок лекарственных трав и растений Ростовской области, Красная книга Донского края, картотека народных подвижных игр, развивающие игры: «Достопримечательности города», «Кем и чем славен мой город?», «От зернышка до булочки», кроссворды: «Кто живет в реке Дон?», «В каком городе живут птицы?», «Назови имя сказочницы», аудиозаписи казачьих народных песен.
Социокультурные условия. Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социокультурными институтами.
Для более эффективного решения программных задач осуществляется взаимодействие с социокультурными институтами: детская библиотека, Дом культуры , музей.
Принципы работы.
принцип историзма - сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего. Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;
принцип единства эмоций, действий, интеллекта. Все что ребенок получает на занятии должно быть пропущено через сердце, руки и голову. Ребенок это должен запомнить на всю жизнь;
принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;
принцип самореализации - учет индивидуального накопления опыта, учет возраста и пола, особенностей познавательной и эмоциональной сферы;
принцип интегрирования - организация различных видов деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем.
Формы и методы проведения занятий.
-беседы;
-экскурсии;
-интерактивные программы;
-фотосессии;
-домашние семейные творческие работы;
-проектная деятельность;
-заочные путешествия;
-развлечения;
-исследовательская деятельность;
-субботник.
-Репродуктивная деятельность.
-Чтение и рассказывание сказок, легенд, направленное на накопление у детей опыта. Рисование узоров и орнаментов по образцу.
-Поисковая деятельность.
-Рассказывание детям дидактических сказок и историй, их проблемное обсуждение.
Рассматривание репродукций (слайдов) художественных картин, которое -готовит ребёнка к освоению образовательного содержания.
-Словесные игры, направленные на уточнения представлений детей, активизацию словаря.
-Плоскостное и объёмное конструирование.
-Сотворчество воспитателя и детей.
-Игры фантазирование - коллективное сочинительство.
-Сочинение, продолжение и завершение к сказкам.
-Зарисовки придуманных историй (техника цветной карандаш, цветные ручки, смешанная: карандаши и фломастеры.)
-Аппликация с использованием различных техник.
4. Планируемые результаты освоения программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Личностные результаты.
Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прослушать книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей;
Формирование ценностного отношения к наследию родного города у детей проявляется:
-в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?);−
-в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки );−
-в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.−
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проходят один раза в неделю.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Форма проведения занятия: групповое.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Краеведческая составляющая пронизывает все направления воспитательно - образовательной работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.
Краеведческая работа с детьми включает следующие cодержательные линии:
образовательной области «Познавательное развитие»:
- географическое положение нашего края;
- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
- природа края, особенности рельефа и климата;
- народонаселение, особенности национальной культуры.
образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование навыков культуры поведения и общения;
- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;
- развитие собственной трудовой деятельности детей;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
образовательная область «Речевое развитие»:
- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»:
- знакомство с казачьим национальным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;
- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;
- знакомство с национальными народными инструментами;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
образовательная область «Физическое развитие» :
- формирование интереса и любви к спорту, развитие двигательной активности детей посредствам подвижных народных игр.
1. Перспективно-тематический план
№ | Тема | Цели | |
сентябрь | 1. | «Моя Родина. Мой город». | Закреплять знания детей о Родине, родном крае, о малой Родине. Расширять и укреплять знания о родном городе; воспитывать чувство гордости за место своего проживания. |
2. | «В степях Донского края» | Создать особую атмосферу для расширения представлений о родной природе; формировать патриархальный образ казачей степи, учить видеть красоту степи и восхищаться ей; ознакомить с исчезающими лекарственными растениями края. | |
3. | Кто мы и откуда. Где наши корни. | Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам. | |
4. | «Мы – казаки Донского края» | Развивать интерес к истории и культуре Донского края; закрепить и обобщить знания о жизни и быте, традициях, фольклоре казаков; прививать желание следовать традициям наших предков. | |
октябрь | 5. | «Наши предки – славяне» | Расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. |
6. | «Православные праздники» | Дать представление о православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы, о традициях и обычаях этого праздника; ознакомить с народными приметами этого дня, пословицами и поговорками. | |
7. | «Кто такие казаки? Ветру – поле, казаку – воля» | Рассказать детям, что история казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, даёт силу человеку. | |
8. | «Первые казачьи городки. Виды казачьих поселений. Станица» | Развить познавательный интерес к изучению истории родного края через знакомство с историей первых поселений, развить и обогатить словарный запас. | |
ноябрь | 9. | Жилище казака. | Сформировать у детей представление о жилище казака, его особенностях, познакомить с внутренним убранством хаты, познакомить с укладом жизни казаков, расширить представления о казачестве, самобытности, традициях,формирование положительного отношения к результатам труда человека. |
10. | «Стряпка» | Приобщать детей к культуре, быту казачества; ознакомить с назначением, убранством стряпки; формировать представление о труде казачки; стимулировать желание девочек стать опрятными, трудолюбивыми, умелыми хозяйками. | |
11. | «Казачьи ремёсла» | Учить детей выделять характерные признаки ремёсел; закрепить и обобщить знания о древних ремёслах; повторить пословицы и поговорки о труде; активизировать и обогатить словарный запас за счёт устаревших слов, историзмов; воспитывать уважение к труду, желание приобщаться к народным промыслам. | |
12. | «Казачьи промыслы» | Закрепить знание древних ремёсел; развивать интерес к истории родной культуры и языка через ознакомление с этимологией русских фамилий; ознакомить с продуктами донских промыслов, семикаракорским фаянсом. | |
декабрь | 13. | «Казачий костюм» | Формировать представление о традиционном казачьем костюме; ознакомить с народными донскими традициями, связанными с одеждой; воспитывать познавательный интерес к культуре казаков. |
14. | «Традиционная казачья кухня» | Ознакомить с блюдами казачьей кухни. Воспитывать желание быть трудолюбивым, умелым, помогать взрослым; приобщать к культуре, быту казачества. | |
15. | «Рождение ребёнка в казачьей семье» | Познакомить с казачьими семейными обрядами и традициями, связанными с рождение ребёнка; развивать музыкальную и речевую культуру. | |
16. | «Воспитание мальчика в казачьей семье» | Ознакомить с убранством кунацкой комнаты; формировать представление о воспитании мальчика-казака; приобщать к культуре и быту казаков; стимулировать желание выполнять физические упражнения и закаляться. | |
январь | 17. | Каникулы | |
18. | «Зимние святки – веселись, ребятки!» | Познакомить с традициями и обычаями святочного периода; Дать представление о празднике Рождество Христово, о рождественских калядках; развивать художественно-творческие способности; прививать любовь и уважение к предкам, быту, традиционной культуре родного края. | |
19. | «Воспитание девочки в казачьей семье» | Ознакомить с убранством девичьей комнаты и предметами женского рукоделия; формировать представление о воспитании девочки-казачки; стимулировать желание девочек стать трудолюбивыми, умелыми хозяйками; развивать художественно-творческие способности. | |
20. | «Детский игровой фольклор» | Ознакомить с народным казачьим игровым творчеством; воспитывать культуру коллективной игры. | |
февраль | 21. | «Сказки и предания» | Познакомить детей со сказкой как произведением устного народного творчества, с манерой и особенностями сказочного повествования, жанровым разнообразием; учить понимать и рассказывать сказку; стимулировать желание слушать казачьи сказки; воспитывать положительное отношение к народному творчеству. |
22. | «Казаки – защитники родной земли» | Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. | |
23. | «Роль боевого коня в службе казака» | Формировать уважительное отношение к воину-казаку; воспитывать любовь и бережное отношение к лошадям, чувство заботы и ответственности за прирученное животное; развивать интерес к традициям быта своих предков. | |
24. | «Жавороночки, прилетайте!» | Ознакомить с традициями и обрядами встречи весны; дать представление о великом посте; прививать уважение к предкам, их быту, традициям, культуре. | |
март | 25. | «Масленица» | Ознакомить с традиционными масленичными обычаями и обрядами; воспитывать любовь к традиционной культуре родного края, привлекать родителей к подготовке и празднованию Масленицы. |
26. | «Великий Пост» | Ознакомить с особенностями соблюдения Великого поста, его духовным смыслом; создать особую атмосферу для приобщения детей к православным традициям; стимулировать интерес к знакомству с библейской историей, церковными обрядами, храмами родного края. | |
27. | «На казачьем кругу» | Продолжать пополнять знания детей об истории казачества. Дать понятие «казачий круг» (что это такое, какие вопросы решались). Познакомить с символами казачьей доблести (бунчук, булава, насека). | |
28. | «Троица (Семик)» | Ознакомить детей с православным праздником Троица, традициями, обычаями семицкой недели. | |
апрель | 29. | «Посещение комнаты казачьего быта» | Продолжать знакомить детей с предметами быта, кухонной утварью. Развивать познавательный интерес. |
30. | Презентация «Храмы Донского края». | Познакомить с архитектурой храмов Донского края. | |
31. | Развлечение «В гостях у казака» | Воспитывать у детей интерес к родному краю. Развивать чувство юмора и умение веселиться. Совершенствовать исполнительные навыки детей в фольклорно-музыкальных произведениях. | |
32. | «Светлое Христово Воскресенье» | Дать представление о традиционных обычаях и обрядах праздника Пасха; ознакомить с играми в яйца; прививать любовь и уважение к традиционной культуре своего края. | |
май | 33. | Человек без Родины, что соловей без песни. | Беседа о прошлом и настоящем Ростовской области. |
34. | Константиновск - Родина моя. | Обобщать знания детей о развитии нашего края, прививать любовь к родному городу | |
35. | Фото - выставка: «Край родной и любимый». | Познакомить с красотами Донского края. | |
36. | Край родной и любимый. | Учить придумывать сюжет рисунка, уметь изображать предметы. Развивать воображение. |
2. Работа с родителями.
Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.
Формы и методы включения семьи в совместную работу:
-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.
-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины, субботник)
-привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиции группы,
-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
III. ЛИТЕРАТУРА.
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.
2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
3. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003
5. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
6. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
7. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез. 2010
9Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003
10. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Оригами" для детей старшей и подготовительной групп
Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно-эстетической и интеллектуальной направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю...
Рабочая программа кружка "Инфознайка" для детей старшего возраста
Занятия с ЛЕГО конструированием, программированием,а также общение в процессе работы способствует разностроннему развитию детей.Интегрирование различных образовательных областей в кружке"Инфознайка" о...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»
Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения....
Рабочая программа кружка «Самоделкин» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. ...
Программа кружка "Оригами" для детей старшего возраста
I. Пояснительная записка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миро...
Рабочая программа кружка "Оригами" для детей старшего дошкольного возраста
Разработана для старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа кружка "Оригами" для детей старшей группы
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического разв...