Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 3 Даниелян Е.К. 24.10.2019г.
презентация к уроку (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад с презентацией | 23.26 КБ |
презентация | 335.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста
«Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста».
Подготовила:
воспитатель МБДОУ д/с № 3
Даниелян Е.К.
24.10.2019г.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании»
«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;
далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;
далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того насколько продумано, грамотно осуществляется планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
План – основной документ в работе воспитателя, который предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступить к работе.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Кратко остановимся на каждом из принципов.
На сегодняшний день доминирует учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования.
В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась.
Организация специальных занятий по «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. В логопедических группах в течение года изучается несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей.
Пользуясь знакомой терминологией, отметим, что план работы воспитателя может быть
перспективным (составляется на длительный период — год, квартал, месяц),
календарными (на короткий срок — неделю, день),
перспективно-календарным (содержит элементы и того, и другого видов плана).
1 шаг. КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .
В этом плане определяется перечень тем, организующих жизнь детей в детском саду на весь учебный год, в соответствии с комплексно-тематическим принципом организации образовательного процесса.
Отправным моментом для творчества педколлектива в этом направлении и примерным образцом могут служить программы: «От рождения до школы» ; возможен подход к разработке тематики на весь год по основным сферам жизнедеятельности человека (мир природы, мир вещей, мир людей); в программе «Успех» комплексно-тематический принцип реализуется на основе календаря праздников (День знаний, День улыбок, День красоты, День народного единства и т.д).
Здесь важно учесть следующее:
1) в основе его разработки лежит программа, заявленная в образовательной программе ДО детского;
2) ДОУ формирует программу, исходя из специфики учреждения и условий, в которых оно функционирует, что определяет уникальность перспективного тематического плана на год в каждом учреждении;
3) темы можно выбрать из соответствующей литературы или предложить самим, исходя из ресурсов детского сада;
4) темы и могут быть сквозными, проходящими через все возрастные группы и специфическими для каждого возраста детей;
5) важно определить точные календарные сроки работы над каждой темой (это может быть неделя, 10 дней, 2-3 недели);
2 шаг. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН составляется на основе комплексно-тематического, конкретизирует его и включает содержание работы с детьми на более короткий срок, в рамках темы.
После этого продолжается составление перспективно-календарного плана по другой теме и появляется новая таблица и т.п. Сколько тем, столько таблиц.
Преимущество такого перспективно-календарного плана в том, что воспитатель создает проект работы над темой, тщательно изучив то культурное содержание, которое будет проработано с детьми в интегрированном образовательном процессе. Причем, иногда неизбежны повторы одного и того же содержания и в одной, и в другой, и в следующей теме. Это нужно рассматривать, как позитивный момент, детям предоставляется возможность «прожить» с воспитателем и родителями одно и то же содержание многократно, в рамках нескольких разных тем – «событий». А количество повторений в разных вариантах является определяющим для становления требуемых интегративных качеств личности ребенка.
Наличие перспективного плана позволяет воспитателю своевременно подготовить материалы и оборудование – все необходимые средства для работы над темой и создать условия для погружения детей в содержание, объединенное одной темой. Так через интегрированное содержание у ребенка формируется объемный, многогранный образ какой-либо сферы жизни или деятельности человека.
3 шаг КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН – оперативный план на каждый день( неделю)
Он отличается предельной конкретизацией целей, детализацией средств и способов их достижения..
Планируем: утро, ООД, вечер, самостоятельную детскую деятельность .
Модель плана и форма его написания должна быть рассмотрена на педсовете и принято Положение о календарном и перспективном планировании.
Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим» /Георг К. Лихтенберг /
План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа педагог не имеет права приступать к работе.
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом
Принципы планирования воспитательно –образовательной работы с детьми План воспитательно-образовательной работы в группе должен строиться на основе плана ДОО на год с привлечением всех специалистов, работающих в группе. Должен быть определён оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка! Существуют чёткие рамки содержания плана Планируемый образовательный процесс должен соответствовать физиологическим законам роста и развития детей. Необходимо обеспечить защиту прав и интересов ребёнка. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических и возрастных норм при распределении нагрузки. Соблюдение принципа единства воспитания, обучения и развития; регулярности, последовательности, и повторности воспитательных воздействий. Учёт местных региональных особенностей (климат, природные условия). Учёт времени года и погодных условий. Учёт индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Уровня его развития, планирование индивидуальной работы с каждым ребёнком. Предусмотреть в плане чередования групповой и индивидуальной деятельности детей. Предусмотреть вариативность предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимальному раскрытию потенциала каждого воспитанника. Учёт особенностей развития детей с ОВЗ. Обязательное включение родителей в общий педагогический процесс.
« Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса… »
« Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов …;
« Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра ».
Требования к плану : основываться на принципе развивающего образования , целью которого является развитие каждого ребенка; комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; планируемое содержание должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам и формы организации детей дошкольной педагогики.
План работы воспитателя может быть: тематическим (составляется на основе лексических тем, праздников и т.д.) перспективным (составляется на длительный период — год, квартал, месяц), календарными (на короткий срок — неделю, день), перспективно-календарным (содержит элементы и того, и другого видов плана) .
1 шаг. КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Важно учесть 1) в основе его разработки лежит программа, заявленная в образовательной программе ДО; 2) ДОУ формирует программу, исходя из специфики учреждения и условий, в которых оно функционирует, что определяет уникальность перспективного тематического плана на год в каждом учреждении; 3) темы можно выбрать из соответствующей литературы или предложить самим, исходя из ресурсов детского сада; 4) темы и могут быть сквозными, проходящими через все возрастные группы и специфическими для каждого возраста детей; 5) важно определить точные календарные сроки работы над каждой темой (это может быть неделя, 10 дней, 2-3 недели);
2 шаг. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН составляется на основе комплексно-тематического, конкретизирует его и включает содержание работы с детьми на более короткий срок, в рамках темы.
Преимущество такого перспективно-календарного плана в том, что воспитатель создает проект работы над темой, тщательно изучив то культурное содержание, которое будет проработано с детьми в интегрированном образовательном процессе. Наличие перспективного плана позволяет воспитателю своевременно подготовить материалы и оборудование – все необходимые средства для работы над темой и создать условия для погружения детей в содержание, объединенное одной темой.
3 шаг КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН – оперативный план на каждый день.
Модель плана и форма его написания должна быть рассмотрена на педсовете и принято Положение о календарном и перспективном планировании.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.
Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста на февраль месяц
План разработан по тематическим неделям. 1-2 неделя посвещенна теме" Семья".Задачи: Формировать представления о себе, о своём телесном облике, учить узнавать себя в зеркале, говорить о себе в первом л...
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста на апрель месяц
План разработан по тематическим неделям. Дата: I неделя месяцаТема: Полезные открытия.Задачи: Знакомить детей со свойствами воды и песка.Ито...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с детьми от 1 до 2 лет на 2020-2021 год. Детский сад "Светлячок" Группа "Капитошка"
Программа предназначенна для воспитателей детского сада, и является основным руководящим документом воспитательно-образовательного процесса на 2020-2021 год, Вы, уважаемые родители, можете ознакомитьс...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с детьми от 1 до 2 лет на 2020-2021 год. Детский сад "Светлячок" Группа "Капитошка"
Программа предназначенна для воспитателей детского сада, и является основным руководящим документом воспитательно-образовательного процесса на 2020-2021 год, Вы, уважаемые родители, можете ознакомитьс...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с детьми от 1 до 2 лет на 2021-2022 год. Детский сад "Светлячок" Группа "Капитошка"
Программа предназначенна для воспитателей детского сада, и является основным руководящим документом воспитательно-образовательного процесса на 2021-2022 год, Вы, уважаемые родители, можете ознакомитьс...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Картотека пальчиковых игр Для 1 и 2 группы раннего возраста Подготовила воспитатель Адинаева Нина Михайловна
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.В. А. Сухомлинский Пальчиковые игры увлекательны, способствуют и развитию мелкой моторики, развитию речи, и творческой деятельности. Они как бы ...