Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами. (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
материал
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами.
(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)
Задачи:
Образовательная:
-Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.
-Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома, Гжель), разделочные доски (Гродец), подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).
Развивающая:
- Развивать речь, память, мышление.
-Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
-Развивать творческие способности.
Воспитательная:
-Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами.
(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)
Задачи:
Образовательная:
-Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.
-Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома, Гжель), разделочные доски (Гродец), подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).
Развивающая:
- Развивать речь, память, мышление.
-Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
-Развивать творческие способности.
Воспитательная:
-Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.
О промыслах
Знакомство с понятием – «народные промыслы России».
Знакомство с понятием – «промысел».
Промысел – «Золотая хохлома».
Промысел – «Гжельская роспись».
Промысел – «Городецкая роспись».
Промысел – «Дымковская роспись».
Промысел – «Полховско-майданская роспись».
Промысел – «Русская матрёшка».
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я познакомлю детей с самыми яркими и известными из них.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
Гжель, гжельская роспись — народный промысел, зародившийся в России в одноименном регионе Гжель (примерно в XI-XIII веках), превратившийся в народное искусство, в основном характеризуется росписью фарфоровых изделий краской оттенками синего цвета на белом фоне.
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
Оживки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)
Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови-ка меня!
(Дымка)
Дымковская роспись- представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров.
Бочонки, копилки, матрешки, грибки
Они не малы, да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах
И солнце и речка и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют и травка растет.
Рисуются тушью на стеблях цветы
Их яркие краски сочны и просты.
(Полховский Майдан)
Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области.
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать!
Загляделася старушка-
а в руках - одна игрушка.
(Матрешки)
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета — портретная матрёшка.
Пословицы о ремесле, пословицы о мастерстве и ремесле.
Ремесло кормилец.
Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
Ремеслу везде почет.
Не учи безделью, а учи рукоделью!
Мужик не прядет, а без рубашки не ходит; а баба и прядет, да не по две носит.
Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.
Портной без кафтана, сапожник без сапогов, а плотник без дверей.
Мастерство везде в почете.
Физминутка матрешки:
Матрёшка
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
Дидактическое упражнение «Назови народные промыслы России»
Дидактическая игра «Угадай промысел»
В заключении предложить детям раскрасить по выбору детей какой промысел понравился больше всего. Оформить выставку детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».
Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда красивая, я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...
«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...
Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).
Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей....
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Цикл занятий по народно - прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. « Сине-голубое чудо гжели».
Программное содержание:Задачи:Образовательные:*Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой*Рассказать о других керамических промыслах, в частности,...
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....