Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.
презентация

Халадаева Зулайхат Кадиевна

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, развития психических

процессов, формирования умения пользоваться речью, как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_uchitelya-logopeda.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Первомайское» МР «Каякентский район»

Педагогический опыт работы

учителя - логопеда

Халадаевой Зулайхат Кадиевны

на муниципальный  конкурс «Мое призвание учитель-логопед».

                           Тема опыта: «Использование современных

логопедических технологий в практике учителя-логопеда

 в условиях детского сада.

с. Первомайское, 2021г.

Опыт работы учителя-логопеда

1. Сведения об авторе

Я, Халадаева Зулайхат Кадиевна, родилась 25 августа 1965 года.

Образование высшее педагогическое. В 1988 году окончила Дагестанский государственный педагогический институт.                                                             Присуждена квалификация «Русский язык и литература». В 2016 году прошла профессиональную переподготовку «Учитель-логопед общего и специального

(коррекционного) педагогического образования»

Работаю в Первомайском детском саду в должности учителя-логопеда. Педагогический стаж – 35 лет. Стаж работы в занимаемой должности – 13 лет.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, развития психических

процессов, формирования умения пользоваться речью, как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

   Актуальность.  Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века. Одной из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи.

        Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, я использую в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать свою работу.

       В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все больше дошкольников страдает нарушениями речевого развития. В то же время, в логопедической практике всё большую актуальность приобретают дизартрические расстройства речи (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата). Они характеризуется множественными нарушениями речевой деятельности. Ведущим дефектом при стертой форме дизартрии является нарушение звукопроизносительной (умение правильного звукопроизношения) и просодической стороны речи (Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций). К поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу подтолкнула меня особая значимость изложенной проблемы. В основу своего педагогического опыта я положила, наработанную годами, систему по коррекции звукопроизношении, (у детей с различного рода проявлениями  дизартрии)  с применением современных логопедических методик, которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми в условиях детского сада без специальных логопедических групп.

Концептуальность. Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы. Новизна состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми имеет преимущества, которые позволяют:

-  индивидуализировать объем, степень трудности, динамичность и повторяемость;

- осуществлять поэтапность предъявления материала с возможностью контроля и самоконтроля;

- предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;

- усиливать занимательность,  мотивированность познавательного процесса и процесса обучения;  

- предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в упражнениях.

Результативность опыта. В настоящее время, в процессе диагностики и коррекции речевых дефектов дошкольников,  я использую целый ряд современных электронных продуктов, которые для работы с каждым ребёнком подбираю индивидуально, в частности, электронные альбомы Плюта Н.К. создатель развивающего сайта для дошкольников «Самоучка», электронные альбомы  «Адалин», «Логопедическая диагностика «Мерсибо», пособие «Учимся говорить правильно» (2008); программа «Игры для Тигры» (2004); «Звуковой калейдоскоп» («Мерсибо»), «Уроки тётушки Совы», интерактивные игры  Н.Никитиной  и С.Гурьянова,  логопедические  игры Е.В. Михайловой и мн. другие. При демонстрации презентационных материалов,  дети   лучше воспринимают  обучающий материал, у них повышается интерес к изучению нового, активизируется  познавательная деятельность, развивается мышление.

     Применяя в работе здоровьесберегающие технологии (дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, физкультминутки), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников. Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Для развития артикуляционного аппарата и мимики использую сказки о веселом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимические клоуны, разработанную мною музыкальную артикуляционную гимнастику). Упражнения подбираю с учётом конкретного нарушения у ребёнка. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики.  Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение. В своей работе я активно использую дидактический материал Ф.Фребеля, куда входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.Слайд. Игры провожу со скороговорками, стихами, автоматизирую поставленные звуки в занимательной для воспитанников форме. Также использую физминутки, во время проведения которых, движения сочетаются со словом, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи. Активно использую «Су-Джок». Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук. Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в своей работе я ставлю воздействие на биологически активные точки для стимуляции речевой зоны коры головного мозга. Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок.

Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

      Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.   Необходимо изначально информировать родителей о состоянии речи их ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Моя задача, как учителя-логопеда, помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Для работы с родителями я использую разнообразные формы: анкетирование «Я и мой ребенок», семинары-практикумы, консультации, дни открытых дверей, мастер-классы, индивидуальные консультации, аудио общение, которое на индивидуальных консультациях демонстрируется родителю, совместные занятия – родители+ребёнок+учитель-логопед. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

В результате выработанной системы коррекции и умелого применения инновационных технологий, в работе систематически прослеживается положительная динамика, высокий уровень усвоения воспитанниками реализуемых программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Доклад по теме: «Использование нестандартного оборудования для развития физических возможностей детей в условиях детского сада».

Доклад по теме:  «Использование нестандартного оборудования для развития физических возможностей детей в условиях детского сада»....

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж], у детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда вусловиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж],у детей старшего дошкольного возраста...