Использование современных логопедических технологий в практике логопеда в условиях дошкольного логопункта
статья по логопедии

Абрамова Елена Анатольевна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Использование современных логопедических технологий в практике логопеда в условиях дошкольного логопункта

обобщение педагогического опыта

учителя-логопеда Абрамовой Е.А.

г. Туймазы, 2018г.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, развития психических процессов, формирования умения пользоваться речью, как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.


Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. С целью обеспечения индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду создан дошкольный логопедический пункт. Наш дошкольный логопедический пункт сформирован для оказания коррекционной помощи детям, имеющим различные речевые нарушения.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития.  Обследование детей нашего детского сада за последние 3 года показало, что от 40 до 60% дошкольников 5-6 летнего возраста имеют различные речевые нарушения. В то же время в логопедической практике всё большую актуальность приобретают дизартрические расстройства речи. Они характеризуется множественными нарушениями речевой деятельности. Ведущим дефектом при стертой форме дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем минимальные проявления дизартрии, нуждаются в длительной систематической логопедической помощи. В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях с трудом поддаются коррекционно-логопедической работе. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. Особая значимость изложенной проблемы подтолкнула меня к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, знакомство с опытом коллег показали, что преодолению трудностей, возникающих в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, способствуют современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития, они позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии с

применением современных логопедических методик, которые позволят повысить эффективность коррекционно- логопедической работы с детьми

в условиях логопункта.

Теоретическая база опыта.

В основе педагогического опыта лежат идеи Г.Г. Гуцман, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой, которые занимались вопросами изучения структуры дефекта при стертой дизартрии, ее диагностикой и коррекцией. В работах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Е.Ф. Соботович, Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской рассмотрены вопросы диагностики и дифференциации обучения и логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией. Для разработки приемов логопедического обследования дошкольников, страдающих стертыми формами дизартрии, были использованы в адаптированном варианте материалы, опубликованные в работах Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Л. С. Волковой.

Актуальность.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. В результате многолетней практики работы с детьми-логопатами я пришла к выводу, что только творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно- развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Новизна опыта Новизна опыта состоит в создании системы работы по коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, с использованием нетрадиционных методик. Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями на логопункте дошкольного учреждения направлен на:

- укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;

- коррекцию речевых нарушений дошкольников;

- формирование предпосылок к учебной деятельности;

- формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Современные логопедические технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.

1. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у дошкольников использую методику А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

 2. Технологии логопедического массажа.

Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. При разных формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод логопедического воздействия. С целью совершенствования использования технологии логопедического массажа на индивидуальных занятиях участвую в  вебинарах ведущих логопедов по данной теме. Элементы массажа и самомассажа применяю в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

3.«Су-Джок»—терапия. Массажер Су-Джок представляет собой колючий пластмассовый шарик (ежик), внутри которого находятся два массажных кольца, изготовленных из нержавеющей стали. «Ёжик» способен массировать участки недоступные обычному массажёру, к тому же, он регулирует интенсивность прилагаемых усилий. Эластичные массажные кольца используются для массажа пальцев руки. Кольцо одевается на палец и интенсивно прокатывается до стойкого покраснения массируемого пальца. Занятия с пружинным массажером очень полезны в работе с детьми-дизартриками. Массаж пальцев развивает мануальные способности рук, способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание у дошкольников. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе с логопедом, дети-дизартрики развивают мелкую моторику рук, а так же активизирует мыслительную деятельность, что способствует эффективной работе на занятии.

4.Игровые технологии. К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

- игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;

- игра практически сводит на нет пассивность ребенка; занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;

- игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

В разделе «Коррекционная работа» по ФГОС отмечается, что необходимо обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий  (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). А это возможно осуществить путем применения игровых технологий. Так как игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий помогает детям заниматься с интересом, быть активными и внимательными.

 

5. Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. Используется при выполнении артикуляционной гимнастики. На каждое традиционное артикуляционное упражнение подбирается движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, можно использовать стихи, адаптированные сказки В. Сутеева, С.Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии в них сохранены, но герои подобраны в соответствии с названиями упражнений).

6.Куклотерапия. Куклотерапию использую на протяжении двух этапов коррекционно-логопедической работы с детьм. Кукла представляет собой мягкую игрушку. Рот у Лягушки открыт. Язык представлен в виде рукавички без пальца. Логопед управляет языком куклы через отверстие на голове. К рукам куклы пришиты перчатки. Дети на протяжении всего занятия выступают в роли лягушат и повторяют за логопедической куклой все движения языка. На протяжении всего первого этапа работы с помощью лягушки отрабатываю с детьми артикуляционные позы , а также развиваю мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры. Логопедическая кукла

Помогает и на индивидуальных занятиях с каждым ребенком, где действия с ней сопровождается работой перед зеркалом: « Посмотри и сделай так же».


Вместе с логопедической куклой ребенок автоматически закрепляет навыки, полученные на занятиях, отрабатывает механизм самоконтроля. Использование логопедической куклы - Лягушки, на данном этапе работы заметно активизирует внимание детей, а также положительно влияет на их эмоциональный фон. Для многих детей кукла становится настоящим помощником: помогает снимать психическое напряжение, позволяет выполнять вместе артикуляционные и пальчиковые упражнения, преодолевать неуверенность. На втором этапе коррекционно-логопедической работы с помощью куклы Лягушки провожу работу по выработке более сложных, дифференцированных движений языка. В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для вызывания нарушенных звуков.                                                                                                                    7. Логоритмика стимулирует речевую активность. Использую приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию. Занятия логоритмикой укрепляют у детей с ОВЗ костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей. Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения. Кроме того, развивается фонематическое восприятие.

8. Кинезеологические упражнения называют «Гимнастикой для ума». Кинезеологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и тем самым влияют на развитие умственных способностей детей и физического здоровья. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезеологический комплекс упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лягушка».

Практика показывает, что применение всех перечисленных технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка.

Современные логопедические технологии наряду с комплексной корреционно- логопедической помощью дают возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка , а также его успешную социализацию.

9. Информационно- коммуникативные технологии. В коррекционной работе применяю  также информационные технологии: компьютерные комплексы « Логомер», « Игры для Тигры». Поскольку при разработке компьютерных программ использована игровая стратегия, дети воспринимают выполнение упражнений как интересную игру, поэтому высокая мотивация обеспечивает наиболее полную реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка.

10. При тяжелых нарушениях речи использую специальные методики ведущих современных логопедов. Так, для запуска речи и формирования  начальных речевых навыков использую элементы методики Новиковой- Иванцовой Т.Н., которая разработана для формирования языковой системы у неговорящих детей,  а при работе с детьми со стертой дизартрией использую методику Архиповой Е.Ф. по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.

Результативность опыта

Согласно ежегодному обследованию речевого развития детей специалистами психолого-медико-педагогической комиссии получены следующие результаты:

Учебный год

Количество выпущенных детей

С речью в пределах возрастной нормы

Со значительным улучшением

С улучшением

Без значитель-ного улучшения

2015-2016

34

5 ( 14, 7%)

1  ( 2, 9 %)

28 ( 82, 4%)

-

2016-2017

45

6  ( 13, 3%)

1  ( 2, 1 %)

37 (82, 5 %)

1  ( 2, 1 %)

2017-2018

27

9   ( 32,1 %)

3   ( 10,7 %)

16 ( 57,2 %)

-

В ходе диагностики выявлялась динамика  речевого развития. Данный опыт работы показывает, что системность применения предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на коррекцию речевых нарушений в условиях логопункта.

                                                                                     

                           

                                                                                                                     

                                                                                         

                           

                                                                                     

                     

                      

 

             

 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.

Новые изменения в системе ДО повлекло и принятие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которая определяет,  какой должна быть программа ДОУ, какие условия нуж...

Алгоритм составления программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта

Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ должно быть адаптировано к условиям ко...

Использования современных образовательных технологий в практике воспитательно - образовательной деятельности. Воспитатель: Вяльчинова Светлана Вячеславовна.

В своей педагогической деятельности я применяю в системе  воспитательно- образовательной работы, как традиционные так и новые современные образовательные технологии. Использование   сов...

«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС» Информационно-коммуникативные технологии.

laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....

Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС ДО. Воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны

Отчетоб использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС ДО. Воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны...

Использование современных педагогических технологий в работе логопеда в детском саду.

В данной презентации представлен мой опыт работы учителем-логопедом в детском саду. Большая часть материала посвящена современным педагогическим технологиям, применяемых на занятиях....