проект "Зимующие птицы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Познавательно-исследовательский проект

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Вид проекта:   познавательно - исследовательский

Продолжительность:  долгосрочный  (1октября 2020г.- 20 декабря 2020г.)

Участники проекта: дети подготовительной  группы.

Основные разработчики воспитатели:

                         Чайкина Татьяна Николаевна.                      Актуальность:  В настоящее время, в век электроники и компьютеров всё меньше времени родители уделяют своим детям для бесед и рассказывания. Всё меньше времени проводят на прогулках в парках и скверах. И зачастую дети не знают пернатых обитателей наших лесов и парков, не могут отличить их голоса, не знают, как бывает холодно и голодно птицам в зимнее время года. Поэтому я решила дополнить и актуализировать знания детей в области познания.

Дать представления, что птицы в большей мере нуждаются в заботе именно зимой. Очень много птиц погибает не от холода, а от голода. Воспитывать у детей заботливое, бережное отношение к птицам. Вызвать у них чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

Цель: Приобщить детей к наблюдению за зимующими птицами, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
  3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.          
  4. Развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством разучивания чистоговорок, стихотворений, загадок о птицах;
  5. Продолжать развивать интерес к литературному чтению посредством восприятия художественных произведений о птицах;

Тип проекта:  информационно-исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы

Ожидаемый результат.

Дети будут знать:

  1. Сформировать знания детей о зимующих птицах, их образе жизни,

повадках, сходстве и различиях.

2. Повысить познавательный интерес к окружающему миру природы.

3. Воспитывать желание бережного отношения к природе, заботе о зимующих птицах.

Родители:

  • способствовать развитию интереса к образовательному процессу;
  • развитию творчества; знаний и умений у детей;
  • желание участвовать в жизни группы.

 

Способы оценки результатов:

- наблюдение за детьми;

- коллективный анализ проекта;

- результаты продуктивной деятельности;

- полнота и прочность знаний детей  по теме;

- участие родителей в реализации проекта;

 

Этапы

Формы работы

Задачи

I

 

Подготовительный (разработка проекта)

 

- Выяснение уровня знаний детей о том, какие птицы остаются на зиму в городе и как они переносят зиму.

- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала о зимующих птицах в городе.

- Подобрать материал для продуктивной деятельности.

- Подбор  мультимедийных презентаций  для просмотра.

- Объявление детям и родителям о начале проекта;

- Совместное планирование деятельности.

  • Определить цель и задачи.
  • Распределить обязанности между участниками проекта.

 

II

 

Основной

Взаимодействие с семьей

- создание кормушек для зимующих птиц.                         

-лепка с родителями снегирей и синичек.

Включить родителей в работу по реализации проекта.

«Социально – коммуникативное развитие»

Беседы: 

-«Птичья столовая».

Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность;  поощрять  стремление  приносить  пользу,  помогать  птицам зимой.

- «Что ты знаешь о птицах?»

Обсудить с детьми, какие птицы проживают вместе с нами в одном городе. Какие птицы и почему улетают зимовать на юг, а какие остаются зимовать с нами.

-Беседа по прочитанным рассказам, стихам.

Обсудить с детьми, как мы можем помочь птицам.

Рисование:

-«Голубь»:

Цели и задачи:

 Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней и передавать их с помощью рисунка.

Развивать умение, сравнивать различных птиц зимой, выделяя общее и различия, используя при этом схему – модель. Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулках, беседы в процессе наблюдения и кормление птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций.

-«Сорока»:

   Задачи.

 Продолжать совершенствовать навыки работы гуашевыми красками.  

Научить отмечать особенности сороки, уметь создавать объемное изображение в технике гуашь. 

Развивающая:

Развивать интерес к изобразительному искусству, формировать пространственное мышление;  развивать творческое воображение.

Воспитательная:

Развивать мелкую моторику кистей рук; эстетическое восприятие, аккуратность. Воспитывать желание результатами своего труда сделать приятное другим людям.

 Аппликация:

-«Птицы на дереве»

    Цель:

-Учить детей узнавать птиц по повадкам, внешнему виду;

-Закреплять умение работать с шаблоном: придерживать заготовку левой рукой, аккуратно вырезать по контуру;

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-«Воробей»:

    Цель:Изготовление аппликации из цветной бумаги.

    Задачи:

-закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;

- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;

- развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, видеть результат.

Конструирование:

- Ёлочная игрушка «Снигирь-синица» (объёмная):

Задачи:

- Учить детей выполнять поделку, состоящую из нескольких частей.

- Закрепить умение вырезать силуэт птиц по контуру, склеивать детали по указанной схеме.

- Развивать воображение, творчество, мелкую моторику, умение радоваться созданными поделками.

- Воспитывать доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь.

 Лепка:

-«Синичка»

Создание фигурки синички из пластилина вместе с родителями.

-Закрепить знания  детей о геометрических фигурах ( овал, шарик-круг, треугольник)

-Развивать умение детей лепить синицу по схеме.

-Желание участвовать в воспитательном процессе своих детей.

 

 

 

«Речевое развитие»

Дидактические игры:

-«Угадай, что за птица, по словам - описаниям»

Цель:

закрепление признаков зимующих птиц, формировать умение образовывать сложные слова (красногрудый, длиннохвостая и т.д.).

Ход игры:

Педагог помогает ребятам рассмотреть картинки с птицами и говорит, что назовет четыре слова, которые подходят этой зимующей птице.

- «Выложи зимующих птиц по образцу»

Цель: соотнесение зимующих птиц и геометрических фигур, выкладывая цепочку из четырех птиц с использованием технологии моделирования.

Ход игры:

Педагог показывает большие карточки, на которых изображены зимующие птицы и под ними символы - геометрические фигуры разных цветов.

-«Будь внимателен!»

Цель:

обобщение информации о зимующих птицах (внешний облик, место обитания, питание, забота о потомстве, характерные особенности и т.д.)

Ход игры:

Каждому ребенку раздается карточка с изображением девяти зимующих птиц края и фишки. Педагог поясняет, что к каждой зимующей птице можно подобрать слова, которые помогут рассказать о ней. Дети внимательно слушают слово-описание зимующей птицы и фишками закрывают ту или иную птицу. Потом поясняют свой выбор. При правильном и аргументированном ответе можно поощрить ребенка фишкой.

«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель:

учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры:

Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Цель:

учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры:

Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Воробей ходит по земле.

Ворона долбит дерево.

Клест клюет  сало, и т.д.

-Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц

-Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

- Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. -Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать.

-Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.

Словарная работа:

-существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно;

-прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий;

-глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.

 

 

«Художественно – эстетическое развитие»

Чтение:

Б.Брехт «Зимний  разговор  через  форточку», 

В.  Бианки  «Лесные домишки», «Синичкин календарь»

С.Есенин «Поёт зима –аукает»

А. Яшина «Покормите птиц зимой», А. Александрова «Столовая для птиц».

Просмотр мультфильмов и их обсуждение, беседы:

«Какие птицы остаются зимовать?»

«Птицы. Развивающее видео для детей»

«Серая шейка»

«Заколдованный мальчик»

Просмотр слайдов

 «Птицы зимой».

Уточнять и закреплять

знания детей об особенностях и

повадках птиц.

-продолжать развивать творческие способности детей,

-совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с помощью разнообразных приемов лепки, рисования, оригами,

развивать умение выразительно читать стихотворение, продолжать развивать умение слушать художественные произведения, развивать умения детей составлять предложения.

«Физическое развитие»

«Птицы на прогулке»

Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

«Не зевай!» (птицы зимующие, перелётные).

Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.

"Птичка и птенчики"

Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.

- приобщить детей к здоровому образу жизни

-учить детей подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.

III

Заключительный

(презентация проекта)

Создание кормушек для птиц и, развешивание их на территории детского сада, для дальнейшего наблюдения за прилетающими поесть птицами.

- привлечь родителей к созданию кормушек вместе с детьми.

 

 

      Вывод:

В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие вместе с родителями в изготовлении кормушек, для птиц. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах.

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....