проект "Зимующие птицы"
методическая разработка (подготовительная группа)
Познавательно-исследовательский проект
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Продолжительность: долгосрочный (1октября 2020г.- 20 декабря 2020г.)
Участники проекта: дети подготовительной группы.
Основные разработчики воспитатели:
Чайкина Татьяна Николаевна. Актуальность: В настоящее время, в век электроники и компьютеров всё меньше времени родители уделяют своим детям для бесед и рассказывания. Всё меньше времени проводят на прогулках в парках и скверах. И зачастую дети не знают пернатых обитателей наших лесов и парков, не могут отличить их голоса, не знают, как бывает холодно и голодно птицам в зимнее время года. Поэтому я решила дополнить и актуализировать знания детей в области познания.
Дать представления, что птицы в большей мере нуждаются в заботе именно зимой. Очень много птиц погибает не от холода, а от голода. Воспитывать у детей заботливое, бережное отношение к птицам. Вызвать у них чувство сострадания к братьям нашим меньшим.
Цель: Приобщить детей к наблюдению за зимующими птицами, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.
Задачи:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
- Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
- Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
- Развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством разучивания чистоговорок, стихотворений, загадок о птицах;
- Продолжать развивать интерес к литературному чтению посредством восприятия художественных произведений о птицах;
Тип проекта: информационно-исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы
Ожидаемый результат.
Дети будут знать:
- Сформировать знания детей о зимующих птицах, их образе жизни,
повадках, сходстве и различиях.
2. Повысить познавательный интерес к окружающему миру природы.
3. Воспитывать желание бережного отношения к природе, заботе о зимующих птицах.
Родители:
- способствовать развитию интереса к образовательному процессу;
- развитию творчества; знаний и умений у детей;
- желание участвовать в жизни группы.
Способы оценки результатов:
- наблюдение за детьми;
- коллективный анализ проекта;
- результаты продуктивной деятельности;
- полнота и прочность знаний детей по теме;
- участие родителей в реализации проекта;
| Этапы | Формы работы | Задачи |
I
| Подготовительный (разработка проекта)
| - Выяснение уровня знаний детей о том, какие птицы остаются на зиму в городе и как они переносят зиму. - Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала о зимующих птицах в городе. - Подобрать материал для продуктивной деятельности. - Подбор мультимедийных презентаций для просмотра. - Объявление детям и родителям о начале проекта; - Совместное планирование деятельности. |
|
II
| Основной | Взаимодействие с семьей - создание кормушек для зимующих птиц. -лепка с родителями снегирей и синичек. | Включить родителей в работу по реализации проекта. |
«Социально – коммуникативное развитие» Беседы: -«Птичья столовая». Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. - «Что ты знаешь о птицах?» Обсудить с детьми, какие птицы проживают вместе с нами в одном городе. Какие птицы и почему улетают зимовать на юг, а какие остаются зимовать с нами. -Беседа по прочитанным рассказам, стихам. Обсудить с детьми, как мы можем помочь птицам. Рисование: -«Голубь»: Цели и задачи: Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней и передавать их с помощью рисунка. Развивать умение, сравнивать различных птиц зимой, выделяя общее и различия, используя при этом схему – модель. Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулках, беседы в процессе наблюдения и кормление птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций. -«Сорока»: Задачи. Продолжать совершенствовать навыки работы гуашевыми красками. Научить отмечать особенности сороки, уметь создавать объемное изображение в технике гуашь. Развивающая: Развивать интерес к изобразительному искусству, формировать пространственное мышление; развивать творческое воображение. Воспитательная: Развивать мелкую моторику кистей рук; эстетическое восприятие, аккуратность. Воспитывать желание результатами своего труда сделать приятное другим людям. Аппликация: -«Птицы на дереве» Цель: -Учить детей узнавать птиц по повадкам, внешнему виду; -Закреплять умение работать с шаблоном: придерживать заготовку левой рукой, аккуратно вырезать по контуру; -Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. -«Воробей»: Цель:Изготовление аппликации из цветной бумаги. Задачи: -закреплять навыки работы с бумагой, ножницами, клеем; - воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность; - развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, видеть результат. Конструирование: - Ёлочная игрушка «Снигирь-синица» (объёмная): Задачи: - Учить детей выполнять поделку, состоящую из нескольких частей. - Закрепить умение вырезать силуэт птиц по контуру, склеивать детали по указанной схеме. - Развивать воображение, творчество, мелкую моторику, умение радоваться созданными поделками. - Воспитывать доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь. Лепка: -«Синичка» Создание фигурки синички из пластилина вместе с родителями. -Закрепить знания детей о геометрических фигурах ( овал, шарик-круг, треугольник) -Развивать умение детей лепить синицу по схеме. -Желание участвовать в воспитательном процессе своих детей. |
| ||
|
| «Речевое развитие» Дидактические игры: -«Угадай, что за птица, по словам - описаниям» Цель: закрепление признаков зимующих птиц, формировать умение образовывать сложные слова (красногрудый, длиннохвостая и т.д.). Ход игры: Педагог помогает ребятам рассмотреть картинки с птицами и говорит, что назовет четыре слова, которые подходят этой зимующей птице. - «Выложи зимующих птиц по образцу» Цель: соотнесение зимующих птиц и геометрических фигур, выкладывая цепочку из четырех птиц с использованием технологии моделирования. Ход игры: Педагог показывает большие карточки, на которых изображены зимующие птицы и под ними символы - геометрические фигуры разных цветов. -«Будь внимателен!» Цель: обобщение информации о зимующих птицах (внешний облик, место обитания, питание, забота о потомстве, характерные особенности и т.д.) Ход игры: Каждому ребенку раздается карточка с изображением девяти зимующих птиц края и фишки. Педагог поясняет, что к каждой зимующей птице можно подобрать слова, которые помогут рассказать о ней. Дети внимательно слушают слово-описание зимующей птицы и фишками закрывают ту или иную птицу. Потом поясняют свой выбор. При правильном и аргументированном ответе можно поощрить ребенка фишкой. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?» Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам. Ход игры: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ». Цель: учить детей понимать смысл предложения. Ход игры: Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить. Воробей ходит по земле. Ворона долбит дерево. Клест клюет сало, и т.д. | -Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц -Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. - Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. -Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать. -Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии. Словарная работа: -существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; -прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; -глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает. |
|
| «Художественно – эстетическое развитие» Чтение: Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь» С.Есенин «Поёт зима –аукает» А. Яшина «Покормите птиц зимой», А. Александрова «Столовая для птиц». Просмотр мультфильмов и их обсуждение, беседы: «Какие птицы остаются зимовать?» «Птицы. Развивающее видео для детей» «Серая шейка» «Заколдованный мальчик» Просмотр слайдов «Птицы зимой». Уточнять и закреплять знания детей об особенностях и повадках птиц. | -продолжать развивать творческие способности детей, -совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с помощью разнообразных приемов лепки, рисования, оригами, развивать умение выразительно читать стихотворение, продолжать развивать умение слушать художественные произведения, развивать умения детей составлять предложения. |
«Физическое развитие» «Птицы на прогулке» Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку. «Не зевай!» (птицы зимующие, перелётные). Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции. Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры. "Птичка и птенчики" Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности. | - приобщить детей к здоровому образу жизни -учить детей подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу. | ||
III | Заключительный (презентация проекта) | Создание кормушек для птиц и, развешивание их на территории детского сада, для дальнейшего наблюдения за прилетающими поесть птицами. | - привлечь родителей к созданию кормушек вместе с детьми.
|
Вывод:
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие вместе с родителями в изготовлении кормушек, для птиц. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....