Методическая разработка. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина-Россия" в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство гордости к своей стране; расширять представления о национальной культуре русского народа; расширять знания о праздниках России; прививать интерес к традициям семьи. уважения к старшим; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина-Россия" в старшей группе. | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
в старшей группе
Подготовила:
воспитатель МБДОУ № 14 «Кораблик»
Белых Анна Владимировна
2016 г.
г.Керчь
Паспорт проекта для детей старшей группы детского сада
« МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Вид проекта: творческий, познавательный, групповой.
Состав участников проектной деятельности: воспитатели, дети, родители.
Целевая группа: дети 5-6 лет.
Интеграция: образовательные области: познание, социализация, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Сроки реализации проекта : десять месяцев ( с 01.08. по 31.05) по срокам проведения проект относится к долгосрочным.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного города, символику России, историю малой Родины. У детей более глубокие знания о России, Крыме.
Для родителей:
∙ сближение с детьми и педагогами, интерес к событиям, происходящими в детском саду;
∙ изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей.
Для педагогов:
∙ Повышение уровня педагогического мастерства.
∙ Совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
∙ Заинтересованность других воспитателей проектным методом.
Формы работы:
Для детей:
∙ Непосредственно-образовательная деятельность ∙ Викторины ∙ Экскурсии ∙ Праздники ∙ Чтение художественной литературы ∙ Беседы ∙ Игры (подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые, пальчиковые) ∙ Художественное творчество ∙ Наблюдения, прогулки ∙ Мультимедийные презентации
Для родителей:
∙ Консультации ∙ Совместная работа с детьми ∙ Участие в выставках, конкурсах ∙ Помощь в подготовке праздников и развлечений.
Актуальность проекта:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал»
К.М.Симонов.
В связи с введением ФГОС проблема нравственно-патриотического воспита-ния детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берег-ли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны. Все начинается с восхищения тем, что видит перед со-бой маленький человек. Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длите-льного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока воспри-имчивость к слову и действиям. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не вызвать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в усло-виях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы го-раздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране. Больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых силь-ных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувству-ет ли человек привязанность к родной земле или отдалится от не, это уже за-висит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Результаты анкетирования родителей показали, что родители признают необходимость целенаправленности процесса формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но испытывают затруднения в его орга-низации ( чаще всего из-за незнания возрастных особенностей своего ребенка – считают, что заниматься формированием патриотических чувств в дошкольном возрасте рано). Большинство родителей понимают роль семья в формировании у своего ребенка нравственно-патриотических чувств. Большинство родителей с интересом отнеслись к затронутой проблеме. Многие из них считают, что уси-лия педагогов дошкольного учреждения по данной теме будут эффективны только при сотрудничестве семьи с детским садом.
Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного воз-раста чувства патриотизма позволило создать проект «Моя Родина-Россия» .
Значимость данного проекта заключается в применении интегрированного подхода в образовательных отношениях по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста, которые предусматривают поэтапную орга-низацию приобщения детей к семейным и народным традициям, истории и культуре России, уважение и любовь к своему народу, а также активное учас-тие родителей в разработке и презентации семейных проектов.
Отличительная особенность этого проекта заключена в том, что в него включен широкий спектр мини-проектов, ориентированных на реализацию еди-ной цели по формированию патриотических чувств детей через синтез различ-ных видов деятельности.
Цель проекта:
∙ Воспитывать интерес к истории своей страны; чувство гордости к своей стране; ∙ Расширять представления о национальной культуре русского народа; ∙ Расширять знания о праздниках России; ∙ Расширять знания о малой родине; ∙ Прививать интерес к традициям семьи, уважения к старшим; ∙ способствовать активному вовлечении. Родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этапы проекта
Этапы | Сроки проведения | Задачи |
1 этап-диагнос-тический | 01.08- 01.09 | - подготовить методическую базу; - выяснить уровень знаний детей и родителей по патриотическому воспитанию; - постановка цели, поиск формы реализации проекта, разработка содержания. |
2 этап – реализа-ционный | 01.09- 20.05 | - организация совместной ( с детьми и родителями) творческой и практической деятельности; - работа над частями проекта; - выставки детских работ; - подведение итогов проекта. |
3 этап - итоговый | 20.05-31.05 | Продукты проектной деятельности: - открытое занятие в рамках городского методического объединения «Единство времен и поколений»; - фотовыставка для родителей «Мы готовимся ко Дню единства», «Наши защитники», «Самые красивые и обаятельные»; - выставка детских работ «Наша Родина-Россия»; - выставка поделок «Пасхальное дерево»; - выставка вытынанок «Зимние узоры»; - создание «Книги Памяти»; - создание портфолио детей, портфолио группы; - организация уголка по патриотическому воспитанию; - выставка «Военное снаряжение»; - праздники «8 Марти», «23 февраля», « 9 Мая», «Новый год»; - развлечения «Праздник осени», «Масленница», «День защиты детей», «День Знаний»; - создание фильма «Мое первое интервью» |
Перспективный план реализации проекта «Моя Родина – Россия»
Месяц | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная работа с родителями |
Сентябрь | ОО «Познаватель-ное развитие»: «Природа родного края» «Керчь – мой род-ной город» «Руки хлеборобов» «Родословная моей семьи» ОО «Художествен-но-эстетическое ра-звитие»: «Веселые портреты «Моя семья» «Узорный пряник» «Наша улица» «Листочки танцуют | Целевая прогулка к школе. Беседы: «Моя семья.Моя родословная» , «Красивые места нашего города». Д/и: «Путешествие по городу Керчи». Рассматривание альбомов: «Природа Крымского по-луострова», «Керчь-город-герой», «Как в старину хлеб выращивали». СРИ «Семья», «Поездка по городу», «Магазин». Заучивание пословиц и поговорок о семье, разга-дывание загадок про хлеб. Драматизация сказок «Колосок», «Репка». Чтение Н.Самковой «Сти-хи о хлебе». | Составление генеалоги-ческого дерева. Организация выставки стенгазет: «Мой го-род», «Профессии моих родителей». Анкетирование родите-лей. Консультации: «семей-ное воспитание», «Патриотическое вос-питание дошкольников. Памятка: «Создание благоприятной семей-ной атмосферы». Родительское собрание: «Познавательное раз-витие дошкольников». |
Октябрь | ОО «Познаватель-ное развитие»: «Праздник Покро-вы» «Откуда текут мо-лочные реки» «Жизнь в деревне» «Кто живет и что растет в крымском лесу» «Что такое запо-ведник и Красная книга» ОО «Художествен-но-эстетическое ра-звитие»: «Русские блины и пельмени» «Ночь в деревне» «Золотые березки» «Деревья в нашем парке» | Изготовление мини-музея «Ракушки Черного моря». Беседы: «Что продается в продовольственном мага-зине», «Как утилизировать мусор?». Рассматривание альбомов : «Животный и раститель-ный мир Крыма», «Русская кухня», «Заповедники Забайкалья». Д/и: «Летает, плавает, пол-зает», «Как помочь приро-де в родном городе?». СРИ: «Молочный отдел магазина», «Больница для животных». Чтение К.Ушинского «Бод-ливая крова». Создание фотоотчета «Мы готовимся ко Дню Единст-ва». | Изготовление макета «На берегу Керченско-го пролива». Консультации: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». |
Ноябрь | ОО «Познаватель-ное развитие»: «Мы живем в России» «Кто построил но-вый дом» «Путешествие в прошлое. Русская изба» «Резьба по дереву» ОО «Художествен-но-эстетическое ра-звитие»: «Широка страна моя родная» «Флаг России и Керчи» «Русская изба» «Сказочный сунду-чок» «Городецкие узо-ры» | Беседа: «Моя страна», «Город чудный - город древний». Просмотр сюжетов «Мульт – Россия». Пересказ К.Ушинского «Наше Отечество». Чтение Ю.Яковлева «Малая Родина», русских народных сказок. Обсуждение: «почему мы любим Родину». Д/и: «Собери флаг», «На-родные промыслы», «На-родные узоры» , «Кому что нужно для работы?». Рассматривание карты России и Крыма, иллюст-раций «Городецкая рос-пись», «Резьба по дереву». СРИ: «Стройплощадка». Конструирование домов из конструктора. | Создание макета: «Рус-ская горница». Консультация: «День Единства». |
Декабрь | ОО «Познаватель-ное развитие»: «История русского костюма» «Мое имя» «Новогодние тра-диции» ОО «Художествен-но-эстетическое ра-звитие»: «Новогодние зво-ночки» «Сказочная Гжель» | Рассматривание портфолио детей. Рассматривание иллюстра-ций «Как в старину одеж-ду шили», журналов мод, альбома «Русский народ-ный костюм», «Гжельская роспись». Беседа: «Как празднуют Новый год в разных стра-нах». Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хавро-шечка», М.Бородицкой «Про старого портного», А.Усачева «Откуда прихо-дит Новый год?» Изготовление конвертов с письмами Деду Морозу, Д/и: «Полное и неполное имя». СРИ: «Почта», «Празднич-ные прически». Украшение группы к празднику. | Изготовление конусно-го театра «Народные костюмы народов Рос-сии». Изготовление кукол в национальной одежде народов Крыма. Организация выставки «Зимние узоры». Консультация : «Как зародить традиции в вашей семье?». Изготовление елочных игрушек из материала своими руками. |
Январь | ОО «Познаватель-ное развитие»: «Пришла коляда – отворяй ворота» «Традиции украше-ния русской избы» «Русские народные сказки» ОО «Художествен-но –эстетическое развитие»: «Петушок на па-лочке» Знакомство с ху-дожником – иллюс-тратором Ю.Васне-цовым. Иллюстрации к русской народной сказке «Колобок». | Чтение сказки «Морозко», С.Козлова «Зимняя сказ-ка». Д/и: «Времена года», «Знаешь ли ты сказки?». | Родительское собрание: «Патриотическое воспитание старших дошкольников». |
Февраль | ОО «Познаватель-ное развитие»: «Водные ресурсы родного города» «Кладовая Земли» «Золотые руки ма-стеров» «День Защитника Отечества» «Богатыри земли русской» ОО «Художествен-но-эстетическое развитие»: «Дружат дети всей земли» «Что могут сде-лать умелые руки» «Город мастеров» | Изготовление стенгазеты: «Наши папы – бравые сол-даты», «Защитники группы «Радуга». Изготовление подарков папам к 23 Февраля «Медаль». Рассматривание иллюстра-ций: «Войска России на страже». Беседы: «Все профессии нужны, все профессии важны», «О Российской армии», «Где работают ро-дители?», «Как мы можем сохранить нашу планету Земля?». Заучивание пословиц, по-говорок об армии, сме-лости и отваге. Чтение П.П.Бажова «Мала-хитовая шкатулка». | Изготовление поделок из бумаги «Боевые са-молеты». Консультация: «Роль отца в семье и в вос-питании детей». Совместно проведение утренника «23 Февраля» |
Март | ОО «Познаватель-ное развитие»: «Домом жить – обо всем тужить» «Как на Масляной неделе» «Всякому молодцу – ремесло к лицу» «Традиции чаепи-тия» ОО «Художествен-но –эстетическое развитие»: «Венок из цветов» «Портрет мамы» Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели» «Дымковская иг-рушка» «Березовая роща» | Изготовление стенгазет: «Моя мама самая – са-мая…», «Девочки – цве-точки группы «Радуга». Изготовление празднич-ных открыток. | Организация уголка по патриотическому вос-питанию. Создание портфолио группы. Изготовление сквореч-ника, кормушек для птиц. Консультации: «Колы-бельные для мамы», «Семейные и родовые традиции» |
Апрель | ОО «Познаватель-ное развитие»: «Крымские первоц-веты» «День космонавти-ки» «История освоения космоса» «Светлый праздник Пасхи» «Как рубашка в поле выросла» «Весенняя страда» ОО «Художествен-но-эстетическое ра-звитие»: «Цветы на лугах» «Что увидел кос-монавт из ракеты» «Веселые инопла-нетяне» «Превращение кам-ней» «Хохломские чуде-са» «Русская традици-онная игрушка из ниток» | Беседа: «Цветы под охра-ной человека». Рассматривание иллюстра-ций: «Космос», «Птицы России», «Хохломская рос-пись». СРИ: «Космонавты». Заучивание закличек, пос-ловиц и поговорок о вес-не. Чтение сказки «12 меся-цев», Т.Белозерова «Под-снежники», А.Барто «Ап-рель», Е.Новичихина «Кос-монавты». Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты». | Изготовление макета «Космические перво-проходцы». Организация выставки «Пасхальное дерево». Консультации: «Пасха-льные традиции», «И плачет душа о кото-рой забыли». |
Май | ОО «Познаватель-ное развитие»: «Знакомство с мат-решкой» «Города –герои. Па-мятники моего го-рода» «Что мы знаем о России» «Народные тради-ции» ОО «Художествен-но-эстетическое развитие»: «Матрешка – душа России» «Салют Победы» «Обелиск Славы на горе Митридат» | Беседа: «По памятным местам родного города», «Главный праздник стра-ны – День Победы», «Если я стану президентом на-шей страны», «Народные приметы». Рассматривание стягов, флагов, гербов различных стран, прослушивание гим-на России. Рассматривание альбомов: «Керчь», «Музей матре-шек», «ордена и медали Великой Победы». Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне». СРИ: «Моряки», «Погра-ничники». Экскурсия к памятнику защитникам Керчи. | Организация выставок «Военное снаряжение», «Моя страна – Россия». Создание картотеки: «Пословицы и пого-ворки о России» . Консультация: «Русская народная кукла». |
Литература:
∙ Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Волгоград: Учитель. 2016г. ∙ Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Старшая группа. Москва: Скрипторий 2003. 2015г. ∙ Осипова Л.Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г. ∙ Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Москва: ТЦ Сфера. 2015г. Шорыгина Г.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. Москва: ТЦ Сфера. 2014г. ∙ Шорыгина Г.А. Моя семья. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера. 2015г. ∙ Шорыгина Г.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера. 2014г. ∙ Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 2013г. ∙ Косарева В.Н. народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград: Учитель. 2014г. ∙ Куликова С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа. Санкт-Петербург: Паритет. 2015г. ∙ Лыкова И.А, Шипунова В.А. Игрушки изначальные. История происхождения, культурные традиции. Москва: Цветной мир. 2012г. ∙ Интернет – ресурсы.