Методическая разработка. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина-Россия" в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Белых Анна Владимировна

Воспитывать  интерес  к  истории  своей  страны, чувство  гордости  к  своей  стране; расширять  представления  о  национальной  культуре  русского  народа; расширять  знания о  праздниках  России; прививать  интерес  к  традициям  семьи. уважения  к  старшим; способствовать  активному  вовлечению  родителей  в  совместную  деятельность  с  ребенком  в  условиях  семьи  и детского  сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                          ПРОЕКТ                                                                                            

                   ПО  НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ  

                                                 «МОЯ  РОДИНА – РОССИЯ»

                                                          в  старшей  группе

                                                                          Подготовила:

                                                                          воспитатель  МБДОУ № 14 «Кораблик»

                                                                          Белых  Анна  Владимировна

                                                              2016 г.

                                                            г.Керчь

                    Паспорт  проекта  для  детей  старшей  группы  детского  сада

                                               « МОЯ  РОДИНА – РОССИЯ»

Вид  проекта:  творческий,  познавательный,  групповой.

Состав  участников  проектной  деятельности:  воспитатели,  дети,  родители.

Целевая  группа:  дети  5-6 лет.

Интеграция: образовательные  области: познание,  социализация,  коммуникация,  физическая  культура, чтение  художественной  литературы,  художественное  творчество.

Сроки  реализации  проекта : десять  месяцев  ( с 01.08.  по  31.05) по  срокам  проведения  проект  относится  к  долгосрочным.

Прогнозируемые  результаты  реализации  проекта:

Для  детей:

Дети  испытывают  гордость  за  свою  страну,  интересуются  историей  Родины.  Знают  традиции  родного  города,  символику  России,  историю  малой  Родины.  У  детей  более  глубокие  знания  о  России,   Крыме.

Для  родителей:

∙   сближение  с  детьми  и  педагогами,  интерес  к  событиям,  происходящими  в  детском  саду;

∙   изменение  приоритетов  родителей  в  вопросе  нравственно-патриотического  воспитания  детей.

Для  педагогов:

∙   Повышение  уровня  педагогического  мастерства.

∙   Совершенствование  системы  взаимодействия  между  детьми,  родителями  и  педагогами.

∙   Заинтересованность  других  воспитателей  проектным  методом.

Формы  работы:

Для  детей:

∙   Непосредственно-образовательная  деятельность                                                                             ∙   Викторины                                                                                                                                          ∙   Экскурсии                                                                                                                                             ∙   Праздники                                                                                                                                               ∙   Чтение  художественной  литературы                                                                                                 ∙   Беседы                                                                                                                                              ∙   Игры  (подвижные,  дидактические,  сюжетно- ролевые,  пальчиковые)                                    ∙   Художественное  творчество                                                                                                              ∙   Наблюдения,  прогулки                                                                                                                       ∙   Мультимедийные  презентации

Для  родителей:

∙   Консультации                                                                                                                                 ∙   Совместная  работа  с  детьми                                                                                                       ∙   Участие  в  выставках,  конкурсах                                                                                                          ∙   Помощь  в  подготовке  праздников  и  развлечений.

Актуальность  проекта:

                        «Ты  вспоминаешь  не  страну  большую,  которую  изъездил  и  узнал.

                         Ты  вспоминаешь  Родину  такую,  какой  ее  ты  в  детстве  увидал»

                                                                                                            К.М.Симонов.

        В  связи  с  введением  ФГОС  проблема  нравственно-патриотического  воспита-ния  детей  дошкольного  возраста  становится  одной  из  актуальных. Нельзя  быть  патриотом,  не  чувствуя  личной  связи  с  Родиной,  не  зная,  как  любили  и  берег-ли  ее  наши  предки,  наши  отцы  и  деды.  Чувство  Родины  у  ребенка  начинается  с  любви  к  самым  близким  людям – отцу,  матери,  бабушке,  дедушке.  И  родной  дом,  двор,  где  он  не  раз  гулял,  и  вид  из  окна  квартир  и  детский  сад,  где  он  получает  радость  общения  со  сверстниками,  и  родная  природа -  все  это  Родина.  Сколько  открытий  делает  ежедневно  ребенок.  И  хотя  многие  его  впечатления  еще  им  не  осознанны.  Все  начинается  с  восхищения  тем,  что  видит  перед  со-бой  маленький  человек.  Очень  важными  для  воспитания  патриотических  чувств  являются  исторические  знания.  Знание  истории  необходимо  для  формирования  гражданской  позиции  растущего  человека,  воспитания  любви  к  «малой»  Родине  и  отечеству,  гордости  за  людей,  трудами  и  талантами  которых  славна  Россия,  чувства  сопричастности  к  прошлому,  настоящему  и  будущему  своего  народа.                                                                                                  

          Патриотическое  чувство  не  возникает  само  по  себе.  Это  результат  длите-льного  целенаправленного  воздействия  на  человека,  начиная  с  самого  детства.  Именно  в  дошкольном  возрасте  начинают  закладываться  основы  гражданских  качеств,  формируются  представления  о  человеке  в  обществе  и  высока  воспри-имчивость  к  слову  и  действиям.  Подобно  любому  другому  чувству,  патриотизм  обретается  самостоятельно  и  переживается  индивидуально.  Он  прямо  связан  с  духовностью  человека,  ее  глубиной.  Поэтому,  не  будучи  патриотом  сам,  педагог  не  сможет  и  в  ребенке  пробудить  чувство  любви  к  Родине.  Именно  пробудить,  а  не  вызвать,  так  как  в  основе  патриотизма  лежит  духовное  самоопределение.                                                                            

            Патриотическое  воспитание  дошкольников – проблема  архисложная  в  усло-виях  современной  России.  Изменилась  не  только  жизнь,  но  и  мы  сами.  Мы  го-раздо  больше,  нежели  раньше,  знаем  о  себе  и  своей  стране.  Больше  видим,  над  большим  задумываемся.  Возможно,  именно  в  этом  заключается  главная  причина  столь  радикального  переосмысления  содержания,  целей  и  задач  патриотического  воспитания  дошкольников.  Чувство  любви  к  Родине – это  одно  из  самых  силь-ных  чувств,  без  него  человек  ущербен,  не  ощущает  своих  корней. А  почувству-ет  ли  человек  привязанность  к  родной  земле  или  отдалится  от  не,  это  уже  за-висит  от  обстоятельств  жизни  и  воспитания.  Поэтому  важно,  чтобы  ребенок  уже  в  дошкольном  возрасте  почувствовал  личную  ответственность  за  родную  землю  и  ее  будущее.                                                                                                                                            

             Результаты  анкетирования  родителей  показали,  что  родители  признают  необходимость  целенаправленности  процесса  формирования  патриотических  чувств  у  детей  дошкольного  возраста,  но испытывают  затруднения  в  его  орга-низации ( чаще  всего  из-за  незнания  возрастных  особенностей  своего  ребенка – считают,  что  заниматься  формированием  патриотических  чувств  в  дошкольном  возрасте  рано).  Большинство  родителей  понимают   роль  семья  в  формировании  у   своего  ребенка  нравственно-патриотических  чувств.  Большинство  родителей  с  интересом  отнеслись  к  затронутой  проблеме.  Многие  из  них  считают,  что  уси-лия  педагогов  дошкольного  учреждения  по  данной  теме  будут  эффективны  только  при  сотрудничестве  семьи  с  детским  садом.                            

           Осознание  значимости  проблемы  воспитания  у  детей  дошкольного  воз-раста  чувства  патриотизма  позволило  создать  проект  «Моя  Родина-Россия»  .                                                            

         Значимость  данного  проекта  заключается  в  применении  интегрированного  подхода  в  образовательных  отношениях  по  формированию  патриотических  чувств  детей  дошкольного  возраста,  которые  предусматривают  поэтапную  орга-низацию  приобщения  детей  к  семейным  и  народным  традициям,  истории  и  культуре  России,  уважение  и  любовь   к  своему  народу,  а  также  активное  учас-тие  родителей  в  разработке  и  презентации  семейных  проектов.                                            

           Отличительная  особенность  этого  проекта  заключена  в  том,  что  в  него  включен  широкий  спектр  мини-проектов,  ориентированных  на  реализацию  еди-ной  цели  по  формированию  патриотических  чувств  детей  через  синтез  различ-ных  видов  деятельности.    

Цель  проекта:

∙   Воспитывать  интерес  к  истории  своей  страны;  чувство  гордости  к  своей  стране;                                                                                                                                              ∙   Расширять  представления  о  национальной  культуре  русского  народа;                                        ∙   Расширять  знания  о  праздниках  России;                                                                                  ∙   Расширять  знания  о  малой  родине;                                                                                                  ∙   Прививать  интерес  к  традициям  семьи,  уважения  к  старшим;                                                             ∙   способствовать  активному  вовлечении.  Родителей  в  совместную  деятельность  с  ребенком  в  условиях  семьи  и  детского  сада.

                                                       

                                                            Этапы  проекта

Этапы

Сроки  проведения

                                                  Задачи

1 этап-диагнос-тический

01.08- 01.09

-  подготовить   методическую  базу;                                                                                    -  выяснить  уровень  знаний  детей  и  родителей  по  патриотическому  воспитанию;                                                                            -  постановка  цели,  поиск  формы  реализации  проекта, разработка  содержания.

2 этап – реализа-ционный

01.09- 20.05

-  организация  совместной ( с детьми  и  родителями)  творческой  и  практической  деятельности;                                                             -  работа  над  частями  проекта;                                                           -  выставки  детских  работ;                                                                                -  подведение  итогов  проекта.

3 этап - итоговый

20.05-31.05

Продукты  проектной  деятельности:                                                       -  открытое  занятие  в  рамках  городского  методического  объединения «Единство  времен  и  поколений»;                             -  фотовыставка  для  родителей  «Мы  готовимся  ко  Дню  единства»,  «Наши  защитники», «Самые  красивые  и  обаятельные»;                                                                                      -  выставка  детских  работ «Наша  Родина-Россия»;                                            -  выставка  поделок «Пасхальное  дерево»;                                   -  выставка  вытынанок «Зимние  узоры»;                                                          -  создание  «Книги  Памяти»;                                                                      -  создание  портфолио  детей,  портфолио  группы;                                 -  организация  уголка  по  патриотическому  воспитанию;                                    -  выставка  «Военное  снаряжение»;                                                     -  праздники  «8 Марти»,  «23  февраля»,  « 9 Мая»,  «Новый  год»;                                                                                               -  развлечения «Праздник  осени»,  «Масленница»,  «День  защиты  детей», «День  Знаний»;                                                     -  создание  фильма  «Мое  первое  интервью»

   

          Перспективный  план  реализации  проекта  «Моя  Родина – Россия»

Месяц

Организованная  деятельность  с детьми

Совместная  деятельность  педагогов  и  детей

Совместная  работа  с  родителями

                                                Сентябрь

ОО «Познаватель-ное  развитие»:

«Природа  родного  края»                                           «Керчь – мой  род-ной  город»                                                         «Руки  хлеборобов»   «Родословная  моей  семьи»                                                      

ОО «Художествен-но-эстетическое  ра-звитие»:                                       «Веселые портреты  «Моя  семья»                                        «Узорный  пряник»                    «Наша  улица»                  «Листочки  танцуют

Целевая прогулка  к школе.  Беседы: «Моя  семья.Моя  родословная» ,  «Красивые  места  нашего  города».               Д/и: «Путешествие  по  городу  Керчи».                            Рассматривание  альбомов:  «Природа  Крымского  по-луострова»,  «Керчь-город-герой», «Как  в  старину  хлеб  выращивали».                              СРИ «Семья», «Поездка  по  городу», «Магазин».                        Заучивание  пословиц  и  поговорок  о  семье, разга-дывание  загадок  про хлеб. Драматизация  сказок  «Колосок», «Репка».                         Чтение  Н.Самковой «Сти-хи  о  хлебе».                                        

Составление  генеалоги-ческого  дерева.                                  Организация  выставки  стенгазет: «Мой  го-род», «Профессии  моих  родителей».                              Анкетирование  родите-лей.                                           Консультации: «семей-ное  воспитание», «Патриотическое  вос-питание  дошкольников.  Памятка: «Создание  благоприятной  семей-ной  атмосферы».              Родительское  собрание: «Познавательное  раз-витие  дошкольников».

                                           Октябрь

ОО «Познаватель-ное  развитие»:                     «Праздник  Покро-вы»                                 «Откуда  текут  мо-лочные  реки»               «Жизнь  в  деревне» «Кто  живет  и что  растет  в  крымском  лесу»                          «Что  такое  запо-ведник и Красная  книга»

ОО «Художествен-но-эстетическое  ра-звитие»:                           «Русские  блины  и  пельмени»                         «Ночь  в  деревне»         «Золотые  березки»                «Деревья  в  нашем  парке»

Изготовление  мини-музея «Ракушки  Черного  моря».  Беседы: «Что  продается  в  продовольственном  мага-зине», «Как  утилизировать  мусор?».                                    Рассматривание  альбомов : «Животный  и раститель-ный  мир  Крыма», «Русская  кухня», «Заповедники  Забайкалья».  Д/и: «Летает, плавает, пол-зает», «Как  помочь  приро-де  в  родном  городе?».                СРИ: «Молочный  отдел  магазина»,  «Больница  для  животных».                                    Чтение  К.Ушинского «Бод-ливая  крова».                                          Создание  фотоотчета «Мы  готовимся ко  Дню  Единст-ва».

Изготовление  макета «На   берегу Керченско-го  пролива».                             Консультации: «Роль  семьи  в  воспитании  патриотических  чувств  у  дошкольников».

                                                                                 Ноябрь

ОО «Познаватель-ное  развитие»:     «Мы  живем  в  России»                            «Кто  построил  но-вый  дом»                                   «Путешествие  в  прошлое. Русская  изба»                                                  «Резьба  по  дереву»

ОО «Художествен-но-эстетическое  ра-звитие»:                                        «Широка  страна  моя  родная»                           «Флаг  России  и  Керчи»                                  «Русская  изба»        «Сказочный  сунду-чок»                                                «Городецкие  узо-ры»

Беседа: «Моя  страна», «Город  чудный - город  древний».                                  Просмотр  сюжетов «Мульт – Россия».                                           Пересказ  К.Ушинского «Наше  Отечество».                               Чтение Ю.Яковлева «Малая  Родина», русских  народных  сказок.                           Обсуждение: «почему  мы  любим  Родину».                                               Д/и: «Собери  флаг», «На-родные  промыслы», «На-родные  узоры» , «Кому  что  нужно  для  работы?».  Рассматривание  карты  России  и  Крыма, иллюст-раций  «Городецкая  рос-пись», «Резьба  по  дереву».  СРИ: «Стройплощадка».         Конструирование  домов  из  конструктора.

Создание  макета: «Рус-ская  горница».                           Консультация: «День  Единства».

                                                                         Декабрь

ОО «Познаватель-ное  развитие»:                      «История  русского  костюма»                               «Мое  имя»                                          «Новогодние  тра-диции»

ОО «Художествен-но-эстетическое  ра-звитие»:                     «Новогодние  зво-ночки»                          «Сказочная  Гжель»

Рассматривание  портфолио  детей.                                           Рассматривание  иллюстра-ций «Как в  старину  одеж-ду  шили», журналов  мод,  альбома «Русский  народ-ный  костюм», «Гжельская  роспись».                               Беседа: «Как  празднуют  Новый  год  в  разных  стра-нах».                             Чтение  русской  народной  сказки «Крошечка-Хавро-шечка»,  М.Бородицкой «Про  старого  портного»,  А.Усачева «Откуда  прихо-дит  Новый  год?»                          Изготовление  конвертов  с  письмами   Деду  Морозу,    Д/и: «Полное  и  неполное  имя».                                       СРИ: «Почта», «Празднич-ные  прически».                       Украшение  группы  к  празднику.

Изготовление  конусно-го  театра «Народные  костюмы  народов  Рос-сии».                                      Изготовление  кукол  в  национальной  одежде  народов  Крыма.                        Организация  выставки  «Зимние  узоры».                      Консультация : «Как  зародить  традиции  в  вашей  семье?».                      Изготовление  елочных  игрушек  из  материала  своими  руками.

                                                             Январь

ОО «Познаватель-ное  развитие»:                      «Пришла  коляда – отворяй  ворота»        «Традиции  украше-ния  русской  избы» «Русские  народные  сказки»

ОО «Художествен-но –эстетическое  развитие»:                                  «Петушок  на  па-лочке»                                     Знакомство  с  ху-дожником – иллюс-тратором  Ю.Васне-цовым.                                    Иллюстрации  к  русской  народной  сказке  «Колобок».

Чтение  сказки «Морозко»,  С.Козлова «Зимняя  сказ-ка».                                                    Д/и: «Времена  года», «Знаешь  ли  ты  сказки?».                                    

Родительское  собрание: «Патриотическое  воспитание  старших  дошкольников».

                                                         Февраль

ОО «Познаватель-ное  развитие»:             «Водные  ресурсы  родного  города»                    «Кладовая  Земли»                   «Золотые  руки  ма-стеров»                              «День  Защитника  Отечества»                             «Богатыри  земли  русской»

ОО «Художествен-но-эстетическое  развитие»:                                                             «Дружат  дети  всей  земли»                                                      «Что  могут  сде-лать  умелые  руки»  «Город  мастеров»    

Изготовление  стенгазеты: «Наши  папы – бравые  сол-даты», «Защитники  группы «Радуга».                                                     Изготовление  подарков  папам  к  23 Февраля  «Медаль».                          Рассматривание  иллюстра-ций: «Войска  России  на  страже».                             Беседы: «Все  профессии  нужны, все  профессии  важны», «О  Российской  армии», «Где  работают  ро-дители?», «Как  мы  можем  сохранить  нашу  планету  Земля?».                                      Заучивание  пословиц,  по-говорок  об  армии,  сме-лости  и  отваге.                                         Чтение  П.П.Бажова «Мала-хитовая  шкатулка».

Изготовление  поделок  из  бумаги «Боевые  са-молеты».                                   Консультация: «Роль  отца  в  семье  и  в  вос-питании  детей».                   Совместно  проведение  утренника «23 Февраля»

                                            Март

ОО «Познаватель-ное  развитие»:     «Домом  жить – обо  всем  тужить»                              «Как  на  Масляной  неделе»                                  «Всякому  молодцу – ремесло  к  лицу»            «Традиции  чаепи-тия»  

ОО «Художествен-но –эстетическое  развитие»:                        «Венок  из  цветов»           «Портрет  мамы»                                   Рассматривание  картины  Саврасова «Грачи  прилетели»    «Дымковская иг-рушка»                                       «Березовая  роща»                              

Изготовление  стенгазет: «Моя  мама  самая – са-мая…»,  «Девочки – цве-точки  группы «Радуга».                 Изготовление  празднич-ных  открыток.

Организация  уголка  по  патриотическому  вос-питанию.                                Создание  портфолио  группы.                                             Изготовление  сквореч-ника,  кормушек  для  птиц.                                                    Консультации: «Колы-бельные  для  мамы», «Семейные  и  родовые традиции»

                                                                       Апрель

ОО «Познаватель-ное  развитие»:      «Крымские  первоц-веты»                                   «День  космонавти-ки»                               «История  освоения космоса»                            «Светлый  праздник  Пасхи»                                 «Как  рубашка  в  поле  выросла»                              «Весенняя  страда»

ОО «Художествен-но-эстетическое  ра-звитие»:                                                   «Цветы  на  лугах»                          «Что  увидел  кос-монавт   из  ракеты»              «Веселые  инопла-нетяне»                                 «Превращение  кам-ней»                                                       «Хохломские  чуде-са»                                                                     «Русская  традици-онная  игрушка  из  ниток»

Беседа: «Цветы  под  охра-ной  человека».                       Рассматривание  иллюстра-ций: «Космос», «Птицы  России», «Хохломская  рос-пись».                                                                   СРИ: «Космонавты».                                        Заучивание  закличек, пос-ловиц  и  поговорок  о  вес-не.                                                                       Чтение  сказки  «12 меся-цев», Т.Белозерова «Под-снежники», А.Барто «Ап-рель», Е.Новичихина «Кос-монавты».                                                                    Просмотр  мультфильма «Тайна  третьей  планеты».                

Изготовление  макета «Космические  перво-проходцы».                                   Организация  выставки «Пасхальное  дерево».         Консультации: «Пасха-льные  традиции», «И  плачет  душа  о  кото-рой  забыли».

                                                           Май

ОО «Познаватель-ное  развитие»:                                   «Знакомство  с  мат-решкой»                                        «Города –герои. Па-мятники  моего  го-рода»                                      «Что  мы  знаем  о  России»                                        «Народные  тради-ции»

ОО «Художествен-но-эстетическое  развитие»:                                                       «Матрешка – душа  России»                                  «Салют  Победы»                         «Обелиск  Славы  на  горе  Митридат»

Беседа: «По  памятным местам  родного  города», «Главный  праздник  стра-ны – День  Победы», «Если  я  стану  президентом  на-шей  страны», «Народные  приметы».                                                 Рассматривание  стягов, флагов,  гербов  различных  стран, прослушивание  гим-на  России.                                                   Рассматривание  альбомов: «Керчь», «Музей  матре-шек», «ордена  и  медали  Великой  Победы».                              Чтение  глав  из  книги  Алексеева «Сто  рассказов  о  войне».                                           СРИ: «Моряки», «Погра-ничники».                                           Экскурсия  к  памятнику  защитникам  Керчи.

Организация  выставок «Военное  снаряжение», «Моя  страна – Россия».  Создание  картотеки: «Пословицы  и  пого-ворки  о  России»  .   Консультация: «Русская  народная  кукла».  

Литература:

∙  Сертакова Н.М.,  Кулдашова  Н.В. Патриотическое  воспитание  детей  4-7  лет  на  основе  проектно-исследовательской  деятельности.  Волгоград: Учитель. 2016г.                      ∙  Зеленова Н.Г.  Мы  живем  в  России.  Старшая  группа.  Москва: Скрипторий  2003.  2015г.                                                                                                                                         ∙  Осипова Л.Е. Гражданско-патриотическое  воспитание  дошкольников.  Москва: Скрипторий  2003.  2015г.                                                                                                         ∙  Потапова  Т.В. Беседы  с  дошкольниками  о  профессиях.  Москва: ТЦ Сфера.  2015г.                                                                                                                                         Шорыгина Г.А.  Беседы  о  хлебе.  Методические  рекомендации.  Москва: ТЦ Сфера.                                                     2014г.                                                                                                                                          ∙  Шорыгина Г.А.  Моя  семья.  Методическое  пособие. Москва: ТЦ Сфера.  2015г.                                                                                                                                          ∙  Шорыгина Г.А.  Наша  Родина – Россия.  Методическое  пособие.  Москва:  ТЦ  Сфера.  2014г.                                                                                                                                         ∙  Бойчук  И.А.  Ознакомление  детей  дошкольного  возраста  с русским  народным  творчеством.  Старшая  группа.  Перспективное  планирование,  конспекты  бесед.  Санкт-Петербург:  Детство-Пресс.  2013г.                                                                             ∙  Косарева  В.Н.  народная  культура  и  традиции. Занятия  с  детьми  3-7  лет.  Волгоград:  Учитель.  2014г.                                                                                                    ∙  Куликова С.Ю.  Детям  о  традициях  и  праздниках  русского  народа.  Санкт-Петербург:  Паритет.  2015г.                                                                                                      ∙  Лыкова  И.А,  Шипунова  В.А.  Игрушки  изначальные.  История  происхождения,  культурные  традиции.  Москва:  Цветной  мир.  2012г.                                                                           ∙  Интернет – ресурсы.