Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
проект (средняя группа)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай»
(средняя группа)
Продолжительность проекта: с октября по май.
Тип проекта:долгосрочный, группой, исследовательский, творческий,
познавательный.
Участники проекта (взрослые, дети): Дети средней группы . Воспитатели.Родители воспитанников.
Возраст детей: 4-5 лет .
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Узнать что такое Родина. Узнать что такое русская народная игрушка. Познакомиться с символикой города в котором мы живем ,бытом и традициями русского народа.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из главных..
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. Прививать детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, стране, людям, проживающим в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nravstvenno_pat._v.docx | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай»
(средняя группа)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2
г.Кировск
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай»
(средняя группа)
Продолжительность проекта: с октября по май.
Тип проекта:долгосрочный, группой, исследовательский, творческий,
познавательный.
Участники проекта (взрослые, дети): Дети средней группы . Воспитатели.Родители воспитанников.
Возраст детей: 4-5 лет .
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Узнать что такое Родина. Узнать что такое русская народная игрушка. Познакомиться с символикой города в котором мы живем ,бытом и традициями русского народа.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из главных..
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. Прививать детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, стране, людям, проживающим в ней.
Задачи проекта:
- для детей :Обучающие:
Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
Развивающие:
Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
Развитие умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе).
Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности, развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о себе, о своей семье (монологическая речь, связная речь).
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявлять заботу к родным людям, к родному городу.
Укрепление социального статуса ребёнка в ближайшем окружении.
Приобщение к культуре поведения.
- для педагогов; 1.Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
2. Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей.
3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта.
4. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.
- для родителей :
Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка.
Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей .
. Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
Формы проведения итоговых мероприятий проекта .
Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо», выставка рукотворных работ «Семейное увлечение», творческие рассказы о своей семье «История нашей семьи» , открытое занятие.
Название итогового мероприятия проекта .«Путешествие по Родине»
Продукты проекта: рисунки детей на тему- город в котором я живу. Изготовление детьми и родителями работ «Мое генеалогическое древо», выставка рукотворных работ родителей и детей - русская изба, жизнь русского народа, воспитатели и лети- фотоколлаж (любимый детский сад, сембя, г.Кировск).
Ожидаемые результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
- самовыражение творческих способностей детей;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Дети будут знать:
- работу родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- достопримечательности родного города ;
• государственную символику (знать флаг, герб г. Кировска и РФ);
• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• название планеты, на которое мы живем;
• разные виды народно-прикладного искусства;
• приобщены к истокам народной культуры; традициям.
Актуальность разработки и реализации проекта
Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Воспитать любовь к родному краю – это значит показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
1 этап - подготовительный, включает в себя:
Подготовительный этап
- Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу. Расширение знаний по теме проекта.
- Анкетирование родителей на данную тему.
- Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.
- Формулировка проблемы. Определение продукта деятельности. Разработка плана реализации проекта.
- Анализ предметной среды группы.
- Пополнение предметно - пространственной развивающей среды: Подбор дидактических пособий.Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта.
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
• Опрос детей «Что я знаю о семье»
• Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».
• Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Генеалогическое дерево», «Обязанности в семье».
• Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам «Семья», «Профессии» .
• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме, загадок по темам.
• Организация выставки семейных родословных «Семья вместе- так и душа на месте»
2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок
Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей
- Индивидуальные консультации, беседы.
- Совместное творчество родителей и детей выступает, как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок для конкурсов творческих работ “Золотая осень”, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы).
- Выставка армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».
• Папка — передвижка: «День Матери: истории и традиции»
• Консультация «Семья и семейные ценности».
• Памятки для родителей о трудовом воспитании дошкольников «Обязанности каждого в семье», «Защитим детей вместе» (о правах ребенка)
• Совместное творчество родителей с детьми «Мое генеалогическое древо» и выставка «Семья вместе- так и душа на месте».
• Выставка семейных работ «История нашей семьи».
- Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,
3 этап - итоговый, включает в себя:
Выставка продуктов детской деятельности.Открытое занятие.
Тематический план работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей средней группы.
Тема | Работа с детьми, с родителями | месяц | ||||
«Моя дружная семья» | Задачи: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям. Закреплять знания детьми профессий родителей . Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей»,«Наша дружная семья». -Рассказы детей о членах своей семьи. -Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому». 3.Рисование на тему «Я и моя семья». 4.Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество. -Изготовление семейного древа. -Беседа «Что значит любить родителей?» - Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи. Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. - Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Вечер в семье». -Д/и « Ты да я – мы семья» Чтение произведений о семьях, членах семей и их взаимоотношениях: Л. Толстой « Старый дед и внучек»,Л. Квитко « Бабушкины руки», Д.Габе «Моя семья» и др. Чтение пословиц и поговорок о семье. Пальчиковая игры «Здравствуй», «Дом и ворота», «Дом на горе», «Семья». - Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй» • Совместное творчество родителей с детьми «Мое генеалогическое древо» и выставка «Семья вместе- так и душа на месте». | октябрь | ||||
«Мой любимый детский сад» |
-Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. Беседы о важности труда всех людей, работающих в детском саду. -Беседы «Моя группа», «Мои друзья». - Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково». -Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?» - Чтение и разучивание стихов о дружбе. - Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. -Изготовление альбома «Жизнь нашей группы». -Памятка для родителей: «Как научить детей дружить». Папка — передвижка: «День Матери: истории и традиции» • Консультация «Семья и семейные ценности». • Памятки для родителей о трудовом воспитании дошкольников «Обязанности каждого в семье» | ноябрь | ||||
«Новый год у ворот» «Рождество» | Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями). «Новый год у ворот»:сформировать у детей представление о празднике Нового года; назначение елочных игрушек, развивать умение выделять существенные признаки игрушек – цвет, форма, материал из которого сделаны, воспитывать бережное отношение к ёлочным игрушкам и украшениям. Загадки о зиме. Чтение худ.литературы. «Рождество» Задачи: Формировать у детей понятие «вера»; знакомить детей с традицией празднования православного праздника «Рождества Христова Художественное конструирование «Новогодний праздник». Беседа»Как мы встречаем праздник дома,в семье». Чтение стихотворений о новогоднем празднике. | Декабрь Январь | ||||
“Наши защитники” «Народное творчество» | -Беседы с детьми о папе, с рассматриванием фотографий. -Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». -Изготовление подарков для пап -Аппликация «Самолеты». -Заучивание песен и стихов об армии -Игровая ситуация «Мы солдаты». - Празднование праздника «Масленица», Праздник «Масленица». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость. Пути достижения цели: 1.Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица. Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Народное творчество. Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества. -Знакомство с дымковской росписью. Рисование «Платочек». -Изготовление газеты « Мой папа самый лучший» - Беседа “Народные промыслы” Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», | февраль | ||||
«Страна моя родная!» «Очень я люблю маму милую мою!» | -НОД «Государственные символы России». Цель: познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении. Тема: «Москва- столица нашей Родины». Задачи: Дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, c гербом России; учить детей высказывать свою точку зрения воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор. 1.Беседа на тему «Малая родина» Задачи: Дать представление о малой родине; познакомить детей с достопримечательностями Кировска, c гербом и флагом; учить детей высказывать свою точку зрения воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор. - Мультимедийная презентация «Кировск- город наш родной» «Очень я люблю маму милую мою!» Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. -Составление рассказов: « Как я маме помогаю». Чтение стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки»; Разучивание стихотворений и пение песен о маме Изготовление подарков для мамы и бабушки; Оформление выставки «Портрет мамы»; Фотоколлаж «Я и моя мама» - Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу». Чтение художественной литературы:«Моя улица» (С. Михалков) -Рассматривание фотографий с улицами города, -Д/и «Узнай свой город», - Изготовление альбома совместного творчества детей и родителей «Я рисую родной город» -Родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми» Тема: «Народные обычаи на Руси. Цель: : Расширять знания детей о народных обычаях и традициях на Руси, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства Продолжать знакомить детей с русскими народными игами-хороводами.. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. Пути достижения цели: 1.Беседа с использованием иллюстраций. 2. Народные игры, развлечение на Руси. «Русская матрёшка» Воспитывать интерес к народноприкладному искусству России. Познакомить с искусством создания русской матрёшки Беседа «Такие разные матрешки». Сравнение матрешек и определение их настроения. Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». Аппликация «Разноцветные матрешки». Частушки о матрешке. Чтение художественной литературы: «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов) | март | ||||
Мой любимый город! День космонавтики. | -Фотовыставка «Мой любимый Город» Прививать любовь к природе, расширять знания о родном крае. Беседа «Животный мир Кировска». Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным. Тема: «Красна изба углами славится» Задачи: продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя назначение его составных частей; дать представление о предметах быта; развивать интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту. Пути достижения цели: 1. Экспозиция «Русская изба» 2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Наш космонавт» Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полёт человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, врачей. Воспитывать гордость за свою страну Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром иллюстраций). Беседа о том, как в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается. Игра «Космонавты». Пальчиковая игра «Космонавт». Рисование на данную тему. «Национальный костюм» Познакомить детей с национальным костюмом, его особенностями; знакомить с народным фольклором: песнями, хороводами,играми. Формировать образную речь; воспитывать интерес к национальной одежде и фольклору. - Чтение стихотворений о России | Апрель | ||||
Этот День Победы | Задачи:Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. Пути достижения цели: 1. Рисование «Праздничный салют»; 2. Чтение рассказов из сборника «Дети - герои Великой Отечественной войны»; 4.Принять участие в акции «Георгиевская ленточка» совместно с родителями. Тема: «Мы не забудем той войны»; Задачи: сформировать представление о Великой Отечественной войне, жизни людей на войне; воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам. Пути достижения цели: 1.Утренник в детском саду «Победой кончилась война». 2.Целевая прогулка: Экскурсия к мемориальному комплексу «Павшим живые» с возложением цветов Задачи: Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. 3. Рисование «Войне мы скажем нет!» 4. Оформление выставки рисунков о Дне Победе «Цветущий май»: | Май |
Обобщающий этап:
В результате проекта дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; историю своей семьи; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; смогут составить рассказ о членах своей семьи; хорошо ориентируются в генеалогическом древе своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи. Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».
Литература
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность. Средняя группа. – М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 128 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.
4. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 80 с.
5. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке: Времена года / Худ. И. Ф. Дукк. – 2-е издание, перерабатывание. – СПб. : ДЕТСВО – ПРЕСС, 2002. – 24 с.
7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Сперняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
8. Как наши предки шили одежду. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/ авт. - сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 307 с.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
15. Русские волшебные сказки. «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. – 240 с.
19. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 224 с.
20. Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учеб. -метод. пособие для воспитателей ДОУ/ В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002. – 112 с.
21. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с.
22. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 96 с.
Приложение 1
Конспект НОД
Возраст : 4-5 лет
Тема : «Моя семья»
Задачи :
Образовательные : Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; учить рисовать характерные черты внешности.
Развивающие: Развивать связную речь детей, память, внимание.
Воспитательные : Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;.
Планируемые результаты : имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривание фотографий своей семьи; интересуется изобразительной деятельностью (рисование членов своей семьи) .
Материалы и оборудование : картинки с изображением членов семьи, семейные фотографии, листы бумаги, карандаши.
Методические приемы : вопросы, ответы детей, сюрпризный момент, указания, беседа, показ, поощрение.
Ход НОД :
1 . Организационный момент .
Звучит «Песенка Мамонтенка».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же придет сейчас к нам в гости? (Правильно Мамонтенок). В группу входит Мамонтенок.
2 . Вступительная беседа .
Мамонтенок : Здравствуйте дорогие ребята, я пришел к вам в гости и хочу, чтобы вы отгадали мою загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья) .
Мамонтенок : Правильно. Вы угадали это семья. А я потерял свою маму и очень хочу ее найти:
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Вместе с мамой жить и папой
Хочется всегда ребята.
3 . Беседа «Моя семья ».
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети : Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель : Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
4. Беседа по картине.
Уточнение воспитателя, проведённое после беседы с детьми по картине. На картине мы видим женщину и мужчину – это мама и папа; бабушку - это мамина мама, дедушку - это мамин папа, а вот эти бабушка и дедушка родители папы - его мама и папа, а еще мы видим на этой картине мальчика - это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки; девочку-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки; мальчик и девочка-родные брат и сестра. Все эти люди родственники - это семья.
5 . Фотовыставка «Моя семья »
Мамонтенок: Дети, а расскажите мне о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Что вы любите делать вместе с родителями?
Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.
Мамонтенок : Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. И я, обязательно, найду свою маму! А теперь ребята давайте поиграем.
6. Игра «Скажи наоборот ».
Дедушка старше, а папа. (моложе) .
Мама моложе, а бабушка (старше) .
Папа выше, а мама. (ниже) .
Папа большой, а сын. (маленький) .
7. Физкультминутка.
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Мамонтенок: Ребята мне очень понравилось с вами играть. А теперь мне нужно идти, ведь мне надо скорее найти свою маму. До свидания ребята!
Воспитатель и дети: До свидания мамонтенок! Мы желаем тебе скорее найти свою маму!
8. Рефлексия . Дети рисуют портрет членов семьи цветными карандашами; выделяют характерные черты внешности.
Приложение 2
Консультация для родителей:
« Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников ».
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Приложение 3
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 4
Конспект НОД по развитию речи
Возраст: 4-5 лет
Тема: « Наш детский сад »
Задачи:
Образовательные: расширять у детей представления о мире взрослых, учить детей знать имена и отчества всех сотрудников д/с; закреплять у детей названия профессий.
Развивающие : продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; развивать у детей речевую активность на занятии.
Воспитательные : воспитывать любовь и уважение к сотрудникам д/с; воспитывать бережное отношение к детскому саду.
Словарная работа : обогащение и активизация: учить, заниматься, варить, лечить, готовить, играть, составлять, считать, петь, заботиться.
Предварительная работа : беседы о профессиях с использованием фотографий; экскурсии по детскому саду (кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры) ;
Сюжетно-ролевые игры: « Детский сад » , «Семья» , «Больница» ;
Чтение художественной литературы: «Все работы хороши» , «Я иду в детский сад» .
Материалы и оборудование : картинки с профессиями людей.
Методические приемы : вопросы, ответы детей, беседа, сюрпризный момент.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель : Посмотрите-ка, ребята,
В гости к нам пришли зверята
Ребята вы узнали их, кто это?
Дети : Зайчик и мишка.
Воспитатель : Да, только что-то они невеселые, расспрошу я – что случилось.
Зайка : Мы на полке лишь сидим,
На игры детские глядим
Хотим мы в игры поиграть
И про детский сад знать!
Воспитатель: Ребята, а давайте зверюшкам расскажем, что представляет собой детский сад.
Воспитатель : Послушайте стихотворение про д/с
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Детский сад - второй наш дом.
Как тепло уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете! (Г. Шалаева.)
Расскажите, ребята, как называется наш детский сад?
Дети : «Светлячок»
Воспитатель : Из чего построен детский сад?
Дети : Из кирпичей
Воспитатель: Значит здание какое?
Дети : Кирпичное.
Воспитатель : Сколько этажей в нашем детском саду?
Дети : Два
Воспитатель : Как называется наша группа?
Дети : «Росточек» средняя группа
Воспитатель : На каком этаже наша группа?
Дети : На первом
Воспитатель : Какие помещения есть в группе? Покажите.
Что делают в раздевалке, в спальне, в группе, в умывальной комнате?
В саду надо жить дружно, не ссориться, называть друг друга по имени.
Воспитатель : Кто гуляет с детками, занимается, играет, читает сказки?
Дети : Как зовут воспитателей?
Воспитатель : Кто помогает воспитателю? ( помощник воспитателя)
Кто еще работает в нашем д/с?
(повар, медсестра, плотник, муз руководитель, физ., работник.) чем они занимаются?
Воспитатель : Дети, как зовут музыкального руководителя, физ., работника, плотника…
Воспитатель : Детский сад веселый, славный!
Ну, а кто здесь самый главный,
В кабинете кто сидит?
Всеми кто руководит (заведующая)
Воспитатель : Как зовут нашу заведующую?
Дети : Елена Алексеевна
Воспитатель : Что вы знаете о работе заведующей детским садом?
Дети: Заведующая заботится о том, чтобы в детском саду была красивая мебель, игрушки, чтобы нам здесь было хорошо.
Воспитатель : Зайка и Мишка очень много узнали о нашем детском садике и о тех, кто в нем работает.
Воспитатель : Ребята нам пора прощаться с Зайкой и Мишкой.
Дети : До свидания
Рефлексия: Вот сколько людей разных профессий работают в нашем д/с. Все вместе они заботятся о вас. А мамы и папы были за вас спокойны. Вас здесь очень любят. Ребята, понравилась ли вам наши гости? А что вы им рассказали о нашем детском садике? Пригласим еще к нам Мишку и Зайку? ( ответы детей )
Приложение 5
Возраст : 4-5 лет:
Тема : Ознакомление дошкольников с флорой и фауной родного края .
Цель : Расширить знания учащихся о флоре и фауне родного края .
Задачи:
Образовательные : Продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина , родной край ; продолжать знакомить с природными богатствами Сахалина;
Развивающие : развивать связную речь, активизировать словарь; Воспитательные : воспитывать любовь к родному краю , к ее природе, бережное отношение к ней.
Материалы и оборудование : шишки, осенние листья, муляжи грибов, картина, фотографии; корзинка с яблоками, корзина для грибов, ширма, мягкая игрушка Ёжик, ковровое покрытие для пола «Травка» , макеты осенних деревьев, ноутбук, динамики.
Предварительная работа: оформление уголка «Сахалин край родной » , беседы о растениях, животных, озерах, реках, лесах, чтение стихов про родной край .
Методические приемы : беседа, вопросы и ответы детей, показ, указания, поощрения
Ход занятия .
Группа оформлена в виде осеннего леса: на полу «трава» , желтые листочки, грибы, шишки.
В углу стоит ширма, оформленная в виде фрагмента леса.
Организационный момент .
Звучит музыка.
-Ребята, хотите послушать стих, который я прочту?
- Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я, думаю, мне больше не найти!
-О чем стих?
- Ребята, как называется наша родина?
- Вы любите свою родину?
- За что вы ее любите?
- Ребята, я тоже люблю нашу родину –Сахалин - за величие, красоту, богатство природы.
- Чем богата природа нашего района?
Основная часть .
- Хотите мы сегодня отправимся в лес и увидим своими глазами всю красоту и богатство природы .
- Тогда нам нужно представить, что мы птицы, чтоб быстрее добраться до леса.
Летят и говорят:
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса,
Человек и время года…
- называется?
Дети : Природа.
Воспитатель : Вот мы и в лесу.
- Ребята, какое сейчас время года?
-Что случилось с листьями?
-Почему осенью деревья сбрасывают свои листочки?
- Природа готовится ко сну.
Из-за ширмы появляется ежик с корзинкой.
Идет фыркает, детей не замечает.
- Ой, ребята, это кто?
- Он нас не видит. Давайте с ним поздороваемся! Ёжик, здравствуй!
Ёжик : Ой, Ой…Здравствуйте, ребята! Я к зиме грибы здесь собираю. Вот корзину с собой взял. На спине все не унесу. Только вот я устал, листва под ногами, а ноги у меня коротенькие, тяжело идти.
Воспитатель : А ты отдохни. У нас дети трудолюбивые, быстро соберут тебе грибочков.
Ёжик отдает корзину детям. Сам отдыхает .
Воспитатель: Ребята, только грибы собрать будет непросто. Нужно отгадать загадки этих грибов.
Древесный ствол имею я,
Есть корни, ветви у меня.
Расту высоким, тень пускаю,
Если раскидисто бываю (дерево)
- А какие деревья и кустарники растут в наших лесах и районе? ( береза, сосна, ель, рябина, калина, черемуха, клен, яблоня, лиственница, тополь, пихта, ива, вязь, ольха, шиповник, орешник )
- Давайте поиграем в игру «Назови правильно» . Как называются листья этих деревьев? Я называю дерево, а вы правильно должны назвать: лист у него какой?
Словесная игра «Назови правильно»
Береза- березовый
Ольха- ольховый
Клен- кленовый
Калина- калиновый
Тополь- тополиный
Рябина- рябиновый
-У нас уже есть один гриб.
Загадка:
Посреди поля лежит зеркало ,
Стекло голубое, оправа зеленая (озеро)
- Ребята, вы знаете, Сахалин богат озерами… и реки есть! А какие названия озер и рек вы знаете.
Показ двух фотографий и картины на доске
-Ребята, мы уже набрали два грибочка. Но надо еще немного, этого ёжику не хватит. Зимы у нас долгие и холодные. Давайте сорвем еще один гриб.
Загадка.
Показ картины на доске .
Физминутка.
- Ребята, как вы знаете на горе очень сильно дует ветер…Давайте мы с вами представим, что мы с вами деревья и на нас дует ветер…Поиграем.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше.
- Молодцы, ребята! Сорвем для ёжика еще один грибочек, и этого ему на зиму, думаю, хватит.
- Молодцы, ребята. Давайте обрадуем ёжика и отдадим ему грибочки.
Ёжик : Ух- ты, сколько грибов…Спасибо вам, ребята. Вижу, вы на славу потрудились. Этого мне хватит на целую зиму. А вам я хочу подарить вот эту корзину с яблоками. Теперь мне пора возвращаться к себе. Спасибо. До свидания.
Воспитатель : Спасибо, ёжик! И нам пора возвращаться в садик. Возвращаться мы будем красиво, друг за другом.
Дети красиво строятся друг за другом и шагают под песню
«По дороге с облаками» .
Дорога, дорога похожа на друга,
Похожа на друга, с которым всегда,
Всегда интересно и даже не тесно
На узенькой самой тропе никогда.
Хорошо под небесами.
Словно в лодке с парусами,
Вместе с верными друзьями
Плыть куда глаза глядят.
По дороге с облаками,
По дороге с облаками
Очень нравится, когда мы
Возвращаемся назад.
Итог занятия .
-Вот мы с вами и в садике. Вам понравился наш поход в лес?
- Что мы делали в лесу?
- Что нового вы узнали?
Приложение № 6
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Путешествие по городу
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Сложи герб из фрагментов
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города
Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.
Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.
Флаг России
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
Где находится памятник?
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
Собери узор
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Приложение № 7
Целевая прогулка к русской березке
Цель:
1.Формирование патриотического сознания дошкольников;
2.Воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке – символ России.
Задачи:
1.Дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе;
2.О её взаимосвязи с окружающей средой;
3.Знакомство со стихами, песнями, загадками о берёзке;
4.Развитие у детей познавательной активности, активизации и обогащении их словаря;
5.Воспитание любви к русской берёзке, бережного отношения к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!
Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...
Проект по нравственно-патроитическому воспитанию "Родной свой край люби и знай"
Воспитание патриотизама и любви к родине!...
Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...
Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"
Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект викторины по духовно-нравственному воспитанию"Родной свой край-люби и знай!" старшая группа
Конспект викторины для детей старей группы "Родной свой край- люби и знай!"...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай»(средняя группа)...
Проект «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Родной свой край люби и знай»...