Актуальность использования технологии “Портфолио” в дошкольном образовательном учреждении.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Родвиловская Вера Алексеевна

Для чего нужно портфолио дошкольнику? Прежде всего, портфолио дошкольника - это "копилка" личных побед, успехов ребенка в различных видах деятельности и областях. Так же оно наглядно демострирует усилия малыша, его прогресс и достижения . Из этого следует, что основной смысл  портфолио - "показать все то, на что способен ребенок". Именно поэтому, я считаю ,актуальным использование технологии "Портфолио" в дошкольном образовательном учереждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родвиловская Вера Алексеевна

Воспитатель

ГБОУ лицей №373 Московского района СПБ

«Экономический лицей»

Отделение Дошкольного Образования

Актуальность использования технологии “Портфолио” в дошкольном образовательном учреждении

Технология «Портфолио» предназначена для отслеживания за реальными достижениями воспитанников дошкольного учреждения. С помощью нее фиксируется и накапливается опыт детей в образовательном учреждении за определенный период.

Портфолио позволяет фиксировать результаты деятельности в следующих сферах

  • творческой;
  • социальной;
  • учебной;
  • коммуникативной.

Как правило, фиксирование достижений детей в этих сферах не бывает спонтанным. Чтобы получить качественный материал, педагогу необходимо заранее подбирать материалы и распланировать систему мониторинга.

Например, при формировании навыков рисования карандашами нужно учитывать не только свободную художественную деятельность, но и деятельность, соответствующую календарно-тематическому планированию. В течение года дети регулярно отрабатывают навыки - учатся правильно изображать различные предметы. Если поручить ребенку нарисовать один и тот же рисунок вначале года и в конце, результат будет отличаться. При условии системности.

Важно то, что портфолио позволяет наглядно ребенку оценить самого себя. Это способствует развитию самооценивания, повышает стремление дошкольника к достижению новых вершин. А отношения между педагогом и ребенком приобретают партнерский характер.

Функции технологии «Портфолио»:

  1. Развивающая. Обеспечение непрерывности образовательного и развивающего процесса.
  2. Диагностическая. Фиксирование показателей за определенный период.
  3. Мотивационная. Оказание воздействия на взаимодействия педагога и ребенка с целью достижения положительных результатов.
  4. Содержательная. Раскрытие спектра достижений и выполняемых работ.
  5. Рейтинговая. Демонстрация уровня навыков и умений.
  6. Обучающая. Создание условий для формирования основ системно-личностного образование педагога.
  7. Целеполагающая. Поддержание образовательных целей, предусмотренных ФГОС ДО.
  8. Корректирующая. Стимулирование развития в условно задаваемых рамках общества и стандарта.

Педагогическая идея портфолио заключается в смещении акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету, интеграции количественной и качественной оценок, доминировании самооценки по отношению к внешней оценке.

Задачи технологии «Портфолио»:

  • поддержание мотивации ребенка;
  • поощрение активности, самостоятельности, самооценивания;
  • развитие навыков рефлексивной деятельности;
  • определение количественных и качественных индивидуальных достижений.

Классификация портфолио.

Существует много взглядов к созданию портфолио. Однако, как и для любой другой технологии, для «Портфолио» характерно наличие и взаимосвязь ведущих компонентов. Среди них выделяют цели, содержание, организационный процесс и экспертно-оценочный компонент.

Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио. Все разнообразие видов портфолио определяется разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания:

  • цель формирования самого портфолио;
  • возрастная категория участников, которой предстоит его создать;
  • тип и вид учебного заведения.

Успех в создании портфолио требует разработки индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации.

По целям она может быть: стратегической и/или тактической.

Во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.

Типы и виды портфолио разделяют:

- по ведущим субъектам образования: портфолио обучающегося, педагога, семьи;

- по видам деятельности педагогов;

- в зависимости от конкретных целей обучения.

Структура портфолио должна быть логичной, содержательной, целесообразной, состоять из нескольких разделов, оставаться разнообразной и легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста.

Портфолио должно содержать:

1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели,

предназначения и краткого описания данного документа.

2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.

3. Самоанализ (итоговое заключение воспитателя, если портфолио принадлежит дошкольнику) и прогноз или план на будущее.

Технология «Портфолио» является эффективным инструментом и показателем системы оценки качества дошкольного образования. С его помощью можно наглядно представить целостную картину о степени сформированности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения

Процесс модернизации образования неразрывно связан с его информатизацией. Информационная копетентность педагога ДОУ является компонентом его общей педагогической культуры, показателем профессиональног...

Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий педагогами в дошкольном образовательном учреждении".

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни....

Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждении

XXI век - век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимос...

Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...

Использование технологии «Сторисек» в дошкольном образовательном учреждении для приобщения детей к Русской народной культуре.

Использование технологии «Сторисек» в дошкольном образовательном учреждении для приобщения детей к Русской народной культуре....

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22          Мастер – класс «Использование современных образовательны...