Актуальность использования технологии “Портфолио” в дошкольном образовательном учреждении.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Для чего нужно портфолио дошкольнику? Прежде всего, портфолио дошкольника - это "копилка" личных побед, успехов ребенка в различных видах деятельности и областях. Так же оно наглядно демострирует усилия малыша, его прогресс и достижения . Из этого следует, что основной смысл портфолио - "показать все то, на что способен ребенок". Именно поэтому, я считаю ,актуальным использование технологии "Портфолио" в дошкольном образовательном учереждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родвиловская Вера Алексеевна
Воспитатель
ГБОУ лицей №373 Московского района СПБ
«Экономический лицей»
Отделение Дошкольного Образования
Актуальность использования технологии “Портфолио” в дошкольном образовательном учреждении
Технология «Портфолио» предназначена для отслеживания за реальными достижениями воспитанников дошкольного учреждения. С помощью нее фиксируется и накапливается опыт детей в образовательном учреждении за определенный период.
Портфолио позволяет фиксировать результаты деятельности в следующих сферах
- творческой;
- социальной;
- учебной;
- коммуникативной.
Как правило, фиксирование достижений детей в этих сферах не бывает спонтанным. Чтобы получить качественный материал, педагогу необходимо заранее подбирать материалы и распланировать систему мониторинга.
Например, при формировании навыков рисования карандашами нужно учитывать не только свободную художественную деятельность, но и деятельность, соответствующую календарно-тематическому планированию. В течение года дети регулярно отрабатывают навыки - учатся правильно изображать различные предметы. Если поручить ребенку нарисовать один и тот же рисунок вначале года и в конце, результат будет отличаться. При условии системности.
Важно то, что портфолио позволяет наглядно ребенку оценить самого себя. Это способствует развитию самооценивания, повышает стремление дошкольника к достижению новых вершин. А отношения между педагогом и ребенком приобретают партнерский характер.
Функции технологии «Портфолио»:
- Развивающая. Обеспечение непрерывности образовательного и развивающего процесса.
- Диагностическая. Фиксирование показателей за определенный период.
- Мотивационная. Оказание воздействия на взаимодействия педагога и ребенка с целью достижения положительных результатов.
- Содержательная. Раскрытие спектра достижений и выполняемых работ.
- Рейтинговая. Демонстрация уровня навыков и умений.
- Обучающая. Создание условий для формирования основ системно-личностного образование педагога.
- Целеполагающая. Поддержание образовательных целей, предусмотренных ФГОС ДО.
- Корректирующая. Стимулирование развития в условно задаваемых рамках общества и стандарта.
Педагогическая идея портфолио заключается в смещении акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету, интеграции количественной и качественной оценок, доминировании самооценки по отношению к внешней оценке.
Задачи технологии «Портфолио»:
- поддержание мотивации ребенка;
- поощрение активности, самостоятельности, самооценивания;
- развитие навыков рефлексивной деятельности;
- определение количественных и качественных индивидуальных достижений.
Классификация портфолио.
Существует много взглядов к созданию портфолио. Однако, как и для любой другой технологии, для «Портфолио» характерно наличие и взаимосвязь ведущих компонентов. Среди них выделяют цели, содержание, организационный процесс и экспертно-оценочный компонент.
Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио. Все разнообразие видов портфолио определяется разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания:
- цель формирования самого портфолио;
- возрастная категория участников, которой предстоит его создать;
- тип и вид учебного заведения.
Успех в создании портфолио требует разработки индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации.
По целям она может быть: стратегической и/или тактической.
Во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.
Типы и виды портфолио разделяют:
- по ведущим субъектам образования: портфолио обучающегося, педагога, семьи;
- по видам деятельности педагогов;
- в зависимости от конкретных целей обучения.
Структура портфолио должна быть логичной, содержательной, целесообразной, состоять из нескольких разделов, оставаться разнообразной и легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста.
Портфолио должно содержать:
1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели,
предназначения и краткого описания данного документа.
2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.
3. Самоанализ (итоговое заключение воспитателя, если портфолио принадлежит дошкольнику) и прогноз или план на будущее.
Технология «Портфолио» является эффективным инструментом и показателем системы оценки качества дошкольного образования. С его помощью можно наглядно представить целостную картину о степени сформированности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения
Процесс модернизации образования неразрывно связан с его информатизацией. Информационная копетентность педагога ДОУ является компонентом его общей педагогической культуры, показателем профессиональног...
Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий педагогами в дошкольном образовательном учреждении".
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...
Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни....
Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждении
XXI век - век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимос...
Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...
Использование технологии «Сторисек» в дошкольном образовательном учреждении для приобщения детей к Русской народной культуре.
Использование технологии «Сторисек» в дошкольном образовательном учреждении для приобщения детей к Русской народной культуре....
Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22 Мастер – класс «Использование современных образовательны...