Статья "Работа с родителями, как фактор формирования музыкальной культуры дошкольников".
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
ГБДОУ д\с №29 Выборгского района Санкт- Петербурга
Работа с родителями, как фактор формирования музыкальной культуры дошкольников.
Коржалова Т.Б., музыкальный руководитель ГБДОУ№29
выборгского района г. Санкт- Петербурга
Общая культура человека, и музыкальная в частности, формируется у детей с раннего возраста. Как известно, внутренняя культура строится на основе жизненного опыта, окружающей среды, семейного уклада. Уже с первых дней жизни ребёнок впитывает в себя от родителей манеру общения, модель поведения, ценностные ориентиры. В современном мире очень большой поток информации захлёстывает человека, существенное разнообразие медийных источников, интернет- ресурсов. При этом, значительно снижаются морально- нравственные и эстетические критерии отбора и подачи этой информации. Все эти обстоятельства, к сожалению, не лучшим образом сказываются на культурном облике нашего общества в целом, и построении личности ребёнка, в частности.
Музыкальные пристрастия родителей, как и весь образ жизни, естественно передаются детям, особенно в раннем возрасте, и на многие последующие годы являются той базой, на которую надстраиваются все последующие «слои». Вот поэтому очень важно нам, дошкольным педагогам- музыкантам, установить, по возможности, тот «фильтр», задать ту планку, которая в дальнейшем поможет удерживаться на плаву, ориентироваться в шквале музыкального потока.
Что мы можем сделать в такой ситуации? Я для себя выделила основные формы работы с родителями, такие, как:
-выступление на родительском собрании (или в родительском чате)
-индивидуальные консультации
-анкетирование
-беседы с родителями
-тщательный отбор репертуара для праздников, открытых мероприятий.
С первого родительского собрания, при знакомстве с родителями, я стараюсь донести до них своё мнение на современные процессы в массовой культуре. Говорю о том, что способность ребёнка впитывать всё, что он видит и слышит, сказывается на формировании его личности. Прошу родителей обращать внимание на то, что доносится из телевизоров, с монитора компьютера, из радио. Порою мы не обращаем внимание на то, что звучит фоном. А эта, казалось бы, фоновая составляющая, и есть та среда, которая развивает наших детей. В какую сторону пойдёт это развитие, зависит от нас.
На собрании я информирую родителей о формах нашей совместной работы, о расписании консультаций, очерчиваю примерный круг тем, которые мне хотелось бы с ними обсудить.
Индивидуальные консультации, как правило, провожу по плану. Примерный план:
|
|
|
|
|
сентябрь | Адаптационный период, диагностика детей, разработка планов развития | Период подготовки к школе. Музыкальное развитие старших дошкольников. Цели и задачи. | Адаптационный период, диагностика детей, выявление основного вектора работы. | Адаптация ребёнка в коллективе через музыкальные игры. |
Ок- тябрь | влияние средств масс-медиа на формирование духовно- нравственного здоровья ребёнка Консультация родителей к подготовке осеннего праздника.
| "Домашняя фонотека. Формирование музыкального вкуса ребёнка." Индивидуальные консультации. | «Как научить ребёнка любить музыку» | Музыкально- ритмические игры для развития речевого аппарата. |
ноябрь | "Великое музыкальное наследие русской культуры» о традиционных формах проведения семейного досуга. Индивидуальные консультации | "Домашняя фонотека. Формирование музыкального вкуса ребёнка." Индивидуальные консультации. | "Домашняя фонотека. Формирование музыкальных интересов ребёнка." Индивидуальные консультации. | Пение, как средство преодоления речевых проблем. |
декабрь | «Творческие способности. Развиваемся вместе!» | "Театрализация в домашних условиях" | Развитие детского голоса. Возрастные особенности. | Эмоциональное восприятие музыки. Развитие эмоционального интеллекта. |
Я работаю в речевом детском саду, и зачастую в старшую группу приходят вновь прибывшие дети, поэтому адаптации в начале года отводится существенный период.
План консультаций составляю на год, но в процессе образовательной деятельности приходится иногда корректировать задачи и темы обсуждений. Форма проведения консультации также варьируется, не проходит по одной и той же схеме. Здесь надо отметить, что далеко не все родители проявляют заинтересованность в вопросах музыкального воспитания. Приходится находить способы убеждать таких родителей, объяснять. Заготовленные статьи, соответствующие темам консультаций, периодически вывешиваю на открытом стенде, в свободном доступе. Если родители проявляют заинтересованность в музыкальном развитии своего ребёнка, я предлагаю им ознакомиться со списком произведений для совместного домашнего прослушивания музыкальных произведений. Могу также предоставить музыкальную подборку в электронном варианте. Также я прошу обращать внимание на качество исполнения музыки. Рекомендую определённых исполнителей, или коллективы (оркестры, ансамбли).
Анкетирование родителей провожу обычно в начале учебного года, с вновь поступившими, и ближе к концу года. Первое анкетирование- для того, чтобы лучше понять, каков контингент моей аудитории. При первом анкетировании я выясняю музыкальные предпочтения родителей, уровень их заинтересованности в музыкальном воспитании, их потенциальные возможности для сотрудничества. Второй этап анкетирования нужен для того, чтобы получить обратную связь с родителями, понять, всё ли в моей работе доступно, учесть возможные пожелания родителей. В процессе анализа родительских анкет я намечаю вектор работы с родителями на ближайшее время, определяю наиболее насущные темы для консультаций.
В беседе с родителями, как правило, решаются рабочие моменты- обсуждается процесс подготовки к праздникам, мероприятиям, прочие организационные вопросы.
Подбор репертуара имеет несколько важных аспектов. Это всем известные, но часто пренебрегаемые истины- репертуар должен быть только высокой пробы! Сейчас очень упростился процесс звукозаписи, и других технических возможностей. Поэтому в интернете выкладывается масса различных материалов- музыкальных, видео, текстов, сценариев…но зачастую, увы, эти материалы не выдерживают никакой критики! И у некоторых родителей не всегда есть возможность, время и желание отслеживать, насколько качественный продукт используют их дети. Поэтому на нас, педагогов-музыкантов, ложится особая миссия- преподносить и демонстрировать только качественное, отборное, лучшее! Тщательный отбор и проработка текстов, музыки, высокий эстетизм- это то, на что нам нужно ориентироваться в своей работе. Безусловно, доступность для детей- это ещё одно необходимое условие при выборе репертуара. Поэтому я предпочитаю выбирать хорошо исполненную и записанную музыку, тщательно продуманные тексты, желательно профессиональных поэтов и композиторов.
И в заключении, приведу мысль британского философа Джорджа Беркли:
«Дети- наши цветы. А родители- вазы, в которых их выращивают». И как хорошие садовники следят не только за состоянием цветов, но и ваз, в которых растут эти цветы, мы, педагоги, можем также формировать мир наших воспитанников через работу с их родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с родителями | 21.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д\с №29 Выборгского района Санкт- Петербурга
Работа с родителями, как фактор формирования музыкальной культуры дошкольников.
Коржалова Т.Б., музыкальный руководитель ГБДОУ№29
выборгского района г. Санкт- Петербурга
Общая культура человека, и музыкальная в частности, формируется у детей с раннего возраста. Как известно, внутренняя культура строится на основе жизненного опыта, окружающей среды, семейного уклада. Уже с первых дней жизни ребёнок впитывает в себя от родителей манеру общения, модель поведения, ценностные ориентиры. В современном мире очень большой поток информации захлёстывает человека, существенное разнообразие медийных источников, интернет- ресурсов. При этом, значительно снижаются морально- нравственные и эстетические критерии отбора и подачи этой информации. Все эти обстоятельства, к сожалению, не лучшим образом сказываются на культурном облике нашего общества в целом, и построении личности ребёнка, в частности.
Музыкальные пристрастия родителей, как и весь образ жизни, естественно передаются детям, особенно в раннем возрасте, и на многие последующие годы являются той базой, на которую надстраиваются все последующие «слои». Вот поэтому очень важно нам, дошкольным педагогам- музыкантам, установить, по возможности, тот «фильтр», задать ту планку, которая в дальнейшем поможет удерживаться на плаву, ориентироваться в шквале музыкального потока.
Что мы можем сделать в такой ситуации? Я для себя выделила основные формы работы с родителями, такие, как:
-выступление на родительском собрании (или в родительском чате)
-индивидуальные консультации
-анкетирование
-беседы с родителями
-тщательный отбор репертуара для праздников, открытых мероприятий.
С первого родительского собрания, при знакомстве с родителями, я стараюсь донести до них своё мнение на современные процессы в массовой культуре. Говорю о том, что способность ребёнка впитывать всё, что он видит и слышит, сказывается на формировании его личности. Прошу родителей обращать внимание на то, что доносится из телевизоров, с монитора компьютера, из радио. Порою мы не обращаем внимание на то, что звучит фоном. А эта, казалось бы, фоновая составляющая, и есть та среда, которая развивает наших детей. В какую сторону пойдёт это развитие, зависит от нас.
На собрании я информирую родителей о формах нашей совместной работы, о расписании консультаций, очерчиваю примерный круг тем, которые мне хотелось бы с ними обсудить.
Индивидуальные консультации, как правило, провожу по плану. Примерный план:
сентябрь | Адаптационный период, диагностика детей, разработка планов развития | Период подготовки к школе. Музыкальное развитие старших дошкольников. Цели и задачи. | Адаптационный период, диагностика детей, выявление основного вектора работы. | Адаптация ребёнка в коллективе через музыкальные игры. |
Ок- тябрь | влияние средств масс-медиа на формирование духовно- нравственного здоровья ребёнка Консультация родителей к подготовке осеннего праздника.
| "Домашняя фонотека. Формирование музыкального вкуса ребёнка." Индивидуальные консультации. | «Как научить ребёнка любить музыку» | Музыкально- ритмические игры для развития речевого аппарата. |
ноябрь | "Великое музыкальное наследие русской культуры» о традиционных формах проведения семейного досуга. Индивидуальные консультации | "Домашняя фонотека. Формирование музыкального вкуса ребёнка." Индивидуальные консультации. | "Домашняя фонотека. Формирование музыкальных интересов ребёнка." Индивидуальные консультации. | Пение, как средство преодоления речевых проблем. |
декабрь | «Творческие способности. Развиваемся вместе!» | "Театрализация в домашних условиях" | Развитие детского голоса. Возрастные особенности. | Эмоциональное восприятие музыки. Развитие эмоционального интеллекта. |
Я работаю в речевом детском саду, и зачастую в старшую группу приходят вновь прибывшие дети, поэтому адаптации в начале года отводится существенный период.
План консультаций составляю на год, но в процессе образовательной деятельности приходится иногда корректировать задачи и темы обсуждений. Форма проведения консультации также варьируется, не проходит по одной и той же схеме. Здесь надо отметить, что далеко не все родители проявляют заинтересованность в вопросах музыкального воспитания. Приходится находить способы убеждать таких родителей, объяснять. Заготовленные статьи, соответствующие темам консультаций, периодически вывешиваю на открытом стенде, в свободном доступе. Если родители проявляют заинтересованность в музыкальном развитии своего ребёнка, я предлагаю им ознакомиться со списком произведений для совместного домашнего прослушивания музыкальных произведений. Могу также предоставить музыкальную подборку в электронном варианте. Также я прошу обращать внимание на качество исполнения музыки. Рекомендую определённых исполнителей, или коллективы (оркестры, ансамбли).
Анкетирование родителей провожу обычно в начале учебного года, с вновь поступившими, и ближе к концу года. Первое анкетирование- для того, чтобы лучше понять, каков контингент моей аудитории. При первом анкетировании я выясняю музыкальные предпочтения родителей, уровень их заинтересованности в музыкальном воспитании, их потенциальные возможности для сотрудничества. Второй этап анкетирования нужен для того, чтобы получить обратную связь с родителями, понять, всё ли в моей работе доступно, учесть возможные пожелания родителей. В процессе анализа родительских анкет я намечаю вектор работы с родителями на ближайшее время, определяю наиболее насущные темы для консультаций.
В беседе с родителями, как правило, решаются рабочие моменты- обсуждается процесс подготовки к праздникам, мероприятиям, прочие организационные вопросы.
Подбор репертуара имеет несколько важных аспектов. Это всем известные, но часто пренебрегаемые истины- репертуар должен быть только высокой пробы! Сейчас очень упростился процесс звукозаписи, и других технических возможностей. Поэтому в интернете выкладывается масса различных материалов- музыкальных, видео, текстов, сценариев…но зачастую, увы, эти материалы не выдерживают никакой критики! И у некоторых родителей не всегда есть возможность, время и желание отслеживать, насколько качественный продукт используют их дети. Поэтому на нас, педагогов-музыкантов, ложится особая миссия- преподносить и демонстрировать только качественное, отборное, лучшее! Тщательный отбор и проработка текстов, музыки, высокий эстетизм- это то, на что нам нужно ориентироваться в своей работе. Безусловно, доступность для детей- это ещё одно необходимое условие при выборе репертуара. Поэтому я предпочитаю выбирать хорошо исполненную и записанную музыку, тщательно продуманные тексты, желательно профессиональных поэтов и композиторов.
И в заключении, приведу мысль британского философа Джорджа Беркли:
«Дети- наши цветы. А родители- вазы, в которых их выращивают». И как хорошие садовники следят не только за состоянием цветов, но и ваз, в которых растут эти цветы, мы, педагоги, можем также формировать мир наших воспитанников через работу с их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Теоретические основы организации праздника, как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников
Тема: Теоретические основы организации праздника, как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников1 Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного во...
Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»
Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...
Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности
Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников является формирование у них основ музыкальной культуры.Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру духовнй ...
Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников.
Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников....
Музыкальная среда как средство формирования музыкальной культуры дошкольников
Методический материал предназначен для педагогов дошкольного образованию с целью ознакомления с видами музыкально-образовательной среды, особенностями организации музыкально-образовательной среды в ДО...
Направления работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры дошкольников.
Специфика подхода к отбору направлений деятельности музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры определяется особенностями его музыкального формирования. Например, то, в каких услов...
«Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях»
Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?...