Статья "Работа с родителями, как фактор формирования музыкальной культуры дошкольников".
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Коржалова  Татьяна Борисовна

ГБДОУ д\с №29 Выборгского района Санкт- Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями, как фактор формирования музыкальной культуры дошкольников.

 

Коржалова Т.Б., музыкальный руководитель ГБДОУ№29

выборгского района г. Санкт- Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Общая культура человека, и музыкальная в частности, формируется у детей с раннего возраста. Как известно, внутренняя культура строится на основе жизненного опыта, окружающей среды, семейного уклада. Уже с первых дней жизни ребёнок впитывает в себя от родителей манеру общения, модель поведения, ценностные ориентиры. В современном мире очень большой поток информации захлёстывает человека, существенное разнообразие медийных источников, интернет- ресурсов. При этом, значительно снижаются морально- нравственные и эстетические критерии отбора и подачи этой информации. Все эти обстоятельства, к сожалению, не лучшим образом сказываются на культурном облике нашего общества в целом, и построении личности ребёнка, в частности.

            Музыкальные пристрастия родителей, как и весь образ жизни, естественно передаются детям, особенно в раннем возрасте, и на многие последующие годы являются той базой, на которую надстраиваются все последующие «слои». Вот поэтому очень важно нам, дошкольным педагогам- музыкантам, установить, по возможности, тот «фильтр», задать ту планку, которая в дальнейшем поможет удерживаться на плаву, ориентироваться в шквале музыкального потока.

            Что мы можем сделать в такой ситуации? Я для себя выделила основные формы работы с родителями, такие, как:

-выступление на родительском собрании (или в родительском чате)

-индивидуальные консультации

-анкетирование

-беседы с родителями

-тщательный отбор репертуара для праздников, открытых мероприятий.

            С первого родительского собрания, при знакомстве с родителями, я стараюсь донести до них своё мнение на современные процессы в массовой культуре. Говорю о том, что способность ребёнка впитывать всё, что он видит и слышит, сказывается на формировании его личности. Прошу родителей обращать внимание на то, что доносится из телевизоров, с монитора компьютера, из радио. Порою мы не обращаем внимание на то, что звучит фоном. А эта, казалось бы, фоновая составляющая, и есть та среда, которая развивает наших детей. В какую сторону пойдёт это развитие, зависит от нас.

            На собрании я информирую родителей о формах нашей совместной работы, о расписании консультаций, очерчиваю примерный круг тем, которые мне хотелось бы с ними обсудить.

           

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные консультации, как правило, провожу по плану. Примерный план:

 

 

 

 

 

 

сентябрь

Адаптационный период, диагностика детей, разработка планов развития

Период подготовки к школе. Музыкальное развитие старших дошкольников.

Цели и задачи.

Адаптационный период, диагностика детей, выявление основного вектора работы.

Адаптация ребёнка в коллективе через музыкальные игры.

 

 

Ок- тябрь

влияние средств масс-медиа на формирование духовно- нравственного здоровья ребёнка

Консультация родителей к подготовке осеннего праздника.

               

"Домашняя фонотека. Формирование музыкального вкуса ребёнка."

Индивидуальные консультации.     

«Как научить ребёнка любить музыку»

Музыкально- ритмические игры для развития речевого аппарата.

 

 

ноябрь

"Великое музыкальное наследие русской культуры» о традиционных формах проведения семейного досуга.   

Индивидуальные консультации

"Домашняя фонотека. Формирование музыкального вкуса ребёнка."

Индивидуальные консультации.     

"Домашняя фонотека. Формирование музыкальных интересов ребёнка."

Индивидуальные консультации.     

Пение, как средство преодоления речевых проблем.

 

 

декабрь

«Творческие способности. Развиваемся вместе!»

"Театрализация в домашних условиях"

Развитие детского голоса.

Возрастные особенности.

Эмоциональное восприятие музыки. Развитие эмоционального интеллекта.

 

 

Я работаю в речевом детском саду, и зачастую в старшую группу приходят вновь прибывшие дети, поэтому адаптации в начале года отводится существенный период.

План консультаций составляю на год, но в процессе образовательной деятельности приходится иногда корректировать задачи и темы обсуждений. Форма проведения консультации также варьируется, не проходит по одной и той же схеме. Здесь надо отметить, что далеко не все родители проявляют заинтересованность в вопросах музыкального воспитания. Приходится находить способы убеждать таких родителей, объяснять. Заготовленные статьи, соответствующие темам консультаций, периодически вывешиваю на открытом стенде, в свободном доступе. Если родители проявляют заинтересованность в музыкальном развитии своего ребёнка, я предлагаю им ознакомиться со списком произведений для совместного домашнего прослушивания музыкальных произведений. Могу также предоставить музыкальную подборку в электронном варианте. Также я прошу обращать внимание на качество исполнения музыки. Рекомендую определённых исполнителей, или коллективы (оркестры, ансамбли).

           

 

 

 

 

Анкетирование родителей провожу обычно в начале учебного года, с вновь поступившими, и ближе к концу года. Первое анкетирование- для того, чтобы лучше понять, каков контингент моей аудитории. При первом анкетировании я выясняю музыкальные предпочтения родителей, уровень их заинтересованности в музыкальном воспитании, их потенциальные возможности для сотрудничества. Второй этап анкетирования нужен для того, чтобы получить обратную связь с родителями, понять, всё ли в моей работе доступно, учесть возможные пожелания родителей. В процессе анализа родительских анкет я намечаю вектор работы с родителями на ближайшее время, определяю наиболее насущные темы для консультаций.

            В беседе с родителями, как правило, решаются рабочие моменты- обсуждается процесс подготовки к праздникам, мероприятиям, прочие организационные вопросы.

            Подбор репертуара имеет несколько важных аспектов. Это всем известные, но часто пренебрегаемые истины- репертуар должен быть только высокой пробы! Сейчас очень упростился процесс звукозаписи, и других технических возможностей. Поэтому в интернете выкладывается масса различных материалов- музыкальных, видео, текстов, сценариев…но зачастую, увы, эти материалы не выдерживают никакой критики! И у некоторых родителей не всегда есть возможность, время и желание отслеживать, насколько качественный продукт используют их дети. Поэтому на нас, педагогов-музыкантов, ложится особая миссия- преподносить и демонстрировать только качественное, отборное, лучшее!  Тщательный отбор и проработка текстов, музыки, высокий эстетизм- это то, на что нам нужно ориентироваться в своей работе. Безусловно,  доступность для детей- это ещё одно необходимое условие при выборе репертуара.  Поэтому я предпочитаю выбирать хорошо исполненную и записанную музыку, тщательно продуманные тексты, желательно профессиональных поэтов и композиторов.

            И в заключении, приведу мысль британского философа Джорджа Беркли:

«Дети- наши цветы. А родители- вазы, в которых их выращивают».  И как хорошие садовники следят не только за состоянием цветов, но и ваз, в которых растут эти цветы, мы, педагоги, можем также формировать мир наших воспитанников через работу с их родителями.

           

           

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с родителями21.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБДОУ д\с №29 Выборгского района Санкт- Петербурга

Работа с родителями, как фактор формирования музыкальной культуры дошкольников.

Коржалова Т.Б., музыкальный руководитель ГБДОУ№29

выборгского района г. Санкт- Петербурга

        Общая культура человека, и музыкальная в частности, формируется у детей с раннего возраста. Как известно, внутренняя культура строится на основе жизненного опыта, окружающей среды, семейного уклада. Уже с первых дней жизни ребёнок впитывает в себя от родителей манеру общения, модель поведения, ценностные ориентиры. В современном мире очень большой поток информации захлёстывает человека, существенное разнообразие медийных источников, интернет- ресурсов. При этом, значительно снижаются морально- нравственные и эстетические критерии отбора и подачи этой информации. Все эти обстоятельства, к сожалению, не лучшим образом сказываются на культурном облике нашего общества в целом, и построении личности ребёнка, в частности.

        Музыкальные пристрастия родителей, как и весь образ жизни, естественно передаются детям, особенно в раннем возрасте, и на многие последующие годы являются той базой, на которую надстраиваются все последующие «слои». Вот поэтому очень важно нам, дошкольным педагогам- музыкантам, установить, по возможности, тот «фильтр», задать ту планку, которая в дальнейшем поможет удерживаться на плаву, ориентироваться в шквале музыкального потока.

        Что мы можем сделать в такой ситуации? Я для себя выделила основные формы работы с родителями, такие, как:

-выступление на родительском собрании (или в родительском чате)

-индивидуальные консультации

-анкетирование

-беседы с родителями

-тщательный отбор репертуара для праздников, открытых мероприятий.

        С первого родительского собрания, при знакомстве с родителями, я стараюсь донести до них своё мнение на современные процессы в массовой культуре. Говорю о том, что способность ребёнка впитывать всё, что он видит и слышит, сказывается на формировании его личности. Прошу родителей обращать внимание на то, что доносится из телевизоров, с монитора компьютера, из радио. Порою мы не обращаем внимание на то, что звучит фоном. А эта, казалось бы, фоновая составляющая, и есть та среда, которая развивает наших детей. В какую сторону пойдёт это развитие, зависит от нас.

        На собрании я информирую родителей о формах нашей совместной работы, о расписании консультаций, очерчиваю примерный круг тем, которые мне хотелось бы с ними обсудить.

        

Индивидуальные консультации, как правило, провожу по плану. Примерный план:

сентябрь

Адаптационный период, диагностика детей, разработка планов развития

Период подготовки к школе. Музыкальное развитие старших дошкольников.

Цели и задачи.

Адаптационный период, диагностика детей, выявление основного вектора работы.

Адаптация ребёнка в коллективе через музыкальные игры.

Ок- тябрь

влияние средств масс-медиа на формирование духовно- нравственного здоровья ребёнка

Консультация родителей к подготовке осеннего праздника.

        

"Домашняя фонотека. Формирование музыкального вкуса ребёнка."

Индивидуальные консультации.        

«Как научить ребёнка любить музыку»

Музыкально- ритмические игры для развития речевого аппарата.

ноябрь

"Великое музыкальное наследие русской культуры» о традиционных формах проведения семейного досуга.        

Индивидуальные консультации

"Домашняя фонотека. Формирование музыкального вкуса ребёнка."

Индивидуальные консультации.        

"Домашняя фонотека. Формирование музыкальных интересов ребёнка."

Индивидуальные консультации.        

Пение, как средство преодоления речевых проблем.

декабрь

«Творческие способности. Развиваемся вместе!»

"Театрализация в домашних условиях"

Развитие детского голоса.

Возрастные особенности.

Эмоциональное восприятие музыки. Развитие эмоционального интеллекта.

Я работаю в речевом детском саду, и зачастую в старшую группу приходят вновь прибывшие дети, поэтому адаптации в начале года отводится существенный период.

План консультаций составляю на год, но в процессе образовательной деятельности приходится иногда корректировать задачи и темы обсуждений. Форма проведения консультации также варьируется, не проходит по одной и той же схеме. Здесь надо отметить, что далеко не все родители проявляют заинтересованность в вопросах музыкального воспитания. Приходится находить способы убеждать таких родителей, объяснять. Заготовленные статьи, соответствующие темам консультаций, периодически вывешиваю на открытом стенде, в свободном доступе. Если родители проявляют заинтересованность в музыкальном развитии своего ребёнка, я предлагаю им ознакомиться со списком произведений для совместного домашнего прослушивания музыкальных произведений. Могу также предоставить музыкальную подборку в электронном варианте. Также я прошу обращать внимание на качество исполнения музыки. Рекомендую определённых исполнителей, или коллективы (оркестры, ансамбли).

        

Анкетирование родителей провожу обычно в начале учебного года, с вновь поступившими, и ближе к концу года. Первое анкетирование- для того, чтобы лучше понять, каков контингент моей аудитории. При первом анкетировании я выясняю музыкальные предпочтения родителей, уровень их заинтересованности в музыкальном воспитании, их потенциальные возможности для сотрудничества. Второй этап анкетирования нужен для того, чтобы получить обратную связь с родителями, понять, всё ли в моей работе доступно, учесть возможные пожелания родителей. В процессе анализа родительских анкет я намечаю вектор работы с родителями на ближайшее время, определяю наиболее насущные темы для консультаций.

        В беседе с родителями, как правило, решаются рабочие моменты- обсуждается процесс подготовки к праздникам, мероприятиям, прочие организационные вопросы.

        Подбор репертуара имеет несколько важных аспектов. Это всем известные, но часто пренебрегаемые истины- репертуар должен быть только высокой пробы! Сейчас очень упростился процесс звукозаписи, и других технических возможностей. Поэтому в интернете выкладывается масса различных материалов- музыкальных, видео, текстов, сценариев…но зачастую, увы, эти материалы не выдерживают никакой критики! И у некоторых родителей не всегда есть возможность, время и желание отслеживать, насколько качественный продукт используют их дети. Поэтому на нас, педагогов-музыкантов, ложится особая миссия- преподносить и демонстрировать только качественное, отборное, лучшее!  Тщательный отбор и проработка текстов, музыки, высокий эстетизм- это то, на что нам нужно ориентироваться в своей работе. Безусловно,  доступность для детей- это ещё одно необходимое условие при выборе репертуара.  Поэтому я предпочитаю выбирать хорошо исполненную и записанную музыку, тщательно продуманные тексты, желательно профессиональных поэтов и композиторов.

         И в заключении, приведу мысль британского философа Джорджа Беркли:

«Дети- наши цветы. А родители- вазы, в которых их выращивают».  И как хорошие садовники следят не только за состоянием цветов, но и ваз, в которых растут эти цветы, мы, педагоги, можем также формировать мир наших воспитанников через работу с их родителями.

        

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Теоретические основы организации праздника, как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников

Тема: Теоретические основы организации праздника, как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников1 Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного во...

Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»

Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...

Формирование музыкальной культуры дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности

Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников является формирование у них  основ музыкальной культуры.Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру  духовнй ...

Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников.

Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников....

Музыкальная среда как средство формирования музыкальной культуры дошкольников

Методический материал предназначен для педагогов дошкольного образованию с целью ознакомления с видами музыкально-образовательной среды, особенностями организации музыкально-образовательной среды в ДО...

Направления работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры дошкольников.

Специфика подхода к отбору направлений деятельности музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры определяется особенностями его музыкального формирования. Например, то, в каких услов...

«Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях»

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?...