Тема: Теоретические основы организации праздника, как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников
статья на тему
Тема: Теоретические основы организации праздника, как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников
1 Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста
2 Значение праздника в формировании музыкальной культуры
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Теоретические основы организации праздника как фактора формирования музыкальной культуры старших дошкольников
1 Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста
Основные положения понятия музыкальной культуры разработаны в педагогических трудах Д. Б. Кабалевского, Н. А. Метлова, Б. М. Асафьева, Н. П. Ветлугиной, О. П. Радыгиной и др.
Понятие «культура» прошло сложный путь исторического развития. На сегодняшний день философами насчитывается до 200 определений.
Как известно, культура имеет латинское происхождение «cultura» обозначающее «возделывание, воспитание, развитие» и поэтому музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:
индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения, навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
музыкальная культура дошкольников, которая вктючает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей[12, с. 58].
Обобщая взгляды выше названных ученых, можно выделить следующие компоненты музыкальной культуры личности ребенка: музыкальный интерес, музыкальные способности, способность эмоционального сопереживания музыке, музыкальная грамотность (музыкальные знания, умения, навыки), музыкальный вкус. Способность к самостоятельным творческим проявлениям в музыкальной деятельности, применимым в процессе формирования музыкальной культуры детей: восприятие, исполнительство, творчество.
Основой индивидуальной культуры ребенка можно считать его музыкальноэстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности
Как пишет О. П. Радынова, эстетическое сознание включает в себя понятие эстетического отношения ребенка к музыке. С его помощью происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них[12, с. 65].
Уровень музыкального сознания зависит от развития интереса к музыкальной деятельности, музыкальных способностей и общего развития детей. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания, проявляются уже в раннем возрасте: с 4-го года жизни дети проявляют интерес к музыке.
С 6-го года жизни формируются начала музыкального вкуса, способность к мотивированной оценке, сознательное суждение о средствах музыкального выражения. Так создаются предпосылки для осознанного восприятия музыки [10, с. 146].
Музыкально-эстетическое сознание дошкольника включает в себя следующие элементы: потребность к музыке, являющейся стимулятором его активности в музыкальной деятельности (развивается с приобретением музыкального опыта); интерес к музыке, о котором будет сказано выше. Эстетическая эмоция, объясняющая эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке; эстетическое переживание, объединяющее эмоции, возникшие под влиянием музыки и осознание самой музыки; музыкальный вкус — способность наслаждаться высокохудожественной музыкой; оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, вкусу, рассуждениям.
Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.
Основное средство, при помощи которого формируется музыкально- эстетическое сознание и музыкальная культура в целом — это сама музыка.
Таким образом, основы музыкальной культуры могут быть заложены лишь в процессе восприятия детьми разнообразной музыки разных эпох и стилей, привыкания к ее интонационному языку. Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребенка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения развития черт поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной нравственно-волевой и эмоциональной сферой.
По данным А. П. Новиковой, развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Целенаправленнее протекает восприятие, развивается наблюдательность, подчинение определенной задаче [9].
Как пишет О. П. Радынова, при специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные для художественной деятельности сенсорные способности: зрительная оценка пропорции, чувства ритма, восприятие, воспроизведение сложной многочастной формы в целом [12, с. 103].
По данным исследователей Н. Л. Ветлугиной в старшем дошкольном возрасте происходит существенное точное развитие восприятия.
Эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью, тесно связано с личным опытом ребенка, с интересами [13, 168].
Как отмечает А. П. Новиков, опираясь на исследование психологов Л. Л. Венгер, А. В. Запорожец и др. к поступлению в школу восприятие старших дошкольников достигает высокого уровня. Но оно еще у них недостаточно дифференцировано и часто непроизвольно. Поэтому восприятие ребенка этого возраста обычно привлекается яркостью, подвижностью предмета, наглядностью. Кроме того, его характерная особенность — ярко выраженная эмоциональность.
Для становления произвольного восприятия необходимо систематическое обучение детей способом анализа воспринимаемого материала, выделение основных его элементов, принципов и установление связей между ними.
По данным Н. А. Ветлугиной, особенность восприятия детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что с одной стороны им свойственна гибкость воображения, а с другой — у них мало личного опыта, не развит художественный вкус, низок уровень обобщения. Для того, чтобы дети оценили произведение искусства как целостное художественное произведение, постигли его идейно-художественную суть, необходима специальная подготовка ребенка [3, с. 205]
Как считает О. П. Радынова, у старших дошкольников в сфере эмоционального и познавательного отношения к доступным произведениям искусства намечается следующая динамика: от эмоционального отклика на все предметное, яркое, красивое к возникновению некоторых оттенков чувств, разнообразных настроений.
Благодаря полученным знаниям, дети способны замечать отдельные связи между созерцанием произведения и способами его выражения и изображения. У них возникает избирательное отношение к эстетическим явлениям. Они предпочитают какие-либо стороны художественного переживания и деятельности. В результате у них постепенно формируется художественный вкус.
Дети старшего дошкольного возраста еще не обладают устойчивым целенаправленным вниманием. Память обогащается образами-представлениями, запоминание происходит быстрее и качественнее, если материал вызывает у детей интерес, положительные чувства [12, с 173].
В своих исследованиях Н. А. Ветлугина подчеркивает, что дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно--изобразительными средствами, отдают предпочтение конкретным произведениям и определенным жанрам, могут сопоставлять услышанное со знакомым и делать некоторые обобщения. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельной и т. д.)
У детей старшего дошкольного возраста развиваются художественно--творческие способности, дети сами могут придумывать загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликации. По данным Радыновой на 6−7-ом годах жизни дети эмоционально непринужденно отзываются на музыку, у них появляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
Таким образом, старший дошкольный возраст это особый период, характеризующийся становлением и развитием активного музыкального восприятия, формированием вкусов, предпочтением, интересов. Их активизм развитие у детей — одна из главных задач педагога.
2 Значение праздника в формировании музыкальной культуры
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники — это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
«Праздник — это повод проявить себя и выразить внимание к другим людям, вступить с ними в неформальный, эмоционально окрашенный контакт» [11, с. 112].
Праздник — явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни подрастающего поколения, и является специфичной формой коллективного единения, в которой выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.
Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.
Детский праздник — один из самых ярких моментов в жизни дошкольника. Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они помогают юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых [6]. музыкальная культура праздник дошкольник
Праздник в детском саду является значимой частью детской жизни. Удачное проведение праздника в детских садах определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
В основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник 8 марта -- это международный женский день, праздник 9 мая -- праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, танцы, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
«Во время праздника дети активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и оказывают влияние и на настоящую, и на всю последующую жизнь. Детский праздник способствует самореализации ребенка, благоприятен для формирования возвышенных общечеловеческих идеалов и выработки системы предпочтений. Праздничная среда — это сфера социализации» [2, c. 24].
Подготовка и проведение праздника в детском саду — сложная и очень ответственная работа. Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т. д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей рассеянность. Поэтому зал заранее украшается шарами, лентами, бантами, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Большое удовольствие доставляют детям индивидуальные и групповые выступления. Они могут показать различные танцы, а с помощью приглашенного аквагримера даже застенчивые дети смогут преобразиться, войти в образ любимого персонажа и принять активное участие в общем празднике!
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Цель праздников в детском саду — это доставить ребенку радость, возможность отдохнуть, развлечься, выразить свои таланты и вместе с тем духовно обогатиться, побуждая ребенка к творчеству.
Массовые праздники вызывают сильные эмоциональные переживания и удобны для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определенную матрицу эмоциональных стереотипов.
Дети с помощью праздника могут не только проявить активность, но и ощутить свободу самовыражения, как бы отдохнуть от школьных правил, дисциплины, напряженности учебных будней; праздник предоставляет детям некоторые суверенные права и свободы. В процессе праздника у ребенка формируется уважительное отношение к себе, посредством собственной активности преодолеваются личные недостатки. Детский праздник — важный фактор интеллектуального и физического развития детей.
Большинство праздников повторяется, чаще всего циклически, именно повторяемость ритуальных обрядоподобных обыкновений открывает перед современным человеком множество внутренних возможностей для самовыражения. У обряда есть удивительное, буквально потрясающее свойство: он может пробудить и вывести на социальный простор сокровенную человеческую способность к культурному творчеству, всеохватывающей любви, беспредельной радости — то, ради чего, может быть, только и стоит жить, но что ограничено краткой вспышкой. Это и есть праздник [4, c. 23].
Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), — праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.
Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса адаптации ребенка. Значимая идея праздника — это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера.
Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. «Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» [15, с. 19].
Список использованной литературы
Буренина, А. И. Ритмическая мозаика / А. И. Буренина, А. И Лыкова. СПб: Цветной мир, 2012. — 144с.
Бурменская, Г. В. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов / Г. В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996. — 264 с.
Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина — Просвящение, 1989 — 272 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский, ред. Г. А. Колесникова — Просвящение, 1999. — 96 с.
Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. М. :Магистр, 1993. — 190 с.
Детский праздник: содержание, технологии, педагогическая результативность. Серия «Ребенок Общество Семья Творчество», Санкт-Петербургский городской дворец творчества. Ж. № 7 2001.
Каплунова, И. М. Программа для ДОУ Ладушки / И. М. Каплунова, И. Н. Новоскольцева — СПб.: Композитор, 2001. — 196 с.
Комарова Т.С., Как научить ребенка рисовать / Т. С. Комарова. М.: Столетие, 1998. — 210 с.
Новикова А. П. Развитие детей старшего дошкольного возраста / А. П. Новикова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. nsportal. ru
Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М., Владос, 1997. — 250 с.
Пронина, И. Н. Диссертация: Феномен праздника в контексте отечественной культуры / И. Н. Пронина. Саранск, 2001. — 93 с.
Радынова, О. П., Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. П. Радынова, Комиссарова Л. Н. Дубна: Феникс+, 2011−232 с.
Райгородский, Д. Я. Хрестоматия по социальной психологии личности / Д. Я Райгородский. М. :БАХРАХ, 2000. — 180 с.
Сергеева А. А. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А. А. Сергеева. Мурманск, 2004. — 243 с.
Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г. А. Цукерман. М.: Рига, 2000. — 254 с.
Ядэшко В. И. Дошкольная педагогка / В. И. Ядэшко, М: Просвещение, 1998. — 345 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Музыкальные праздники в формировании музыкальной культуры старших дошкольников 2011 год
Если использовать все виды музыкально - праздничных мероприятий и проводить их на должном уровне, то музыкальная культура дошкольников будет развиваться более эмоционально и ярко....
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...
Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"
Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....
Презентация на тему "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"
Приложение к опыту работы....
Презентация «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников » (из опыта работы)
Представлен опыт работы по теме «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников». ...
Статья "Работа с родителями, как фактор формирования музыкальной культуры дошкольников".
ГБДОУ д\с №29 Выборгского района Санкт- Петербурга Работа с родителями, как фактор формирования музыкальной культуры дошкольников. Коржалова Т.Б., музыкал...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических качеств личности, как инициативность, трудолюбие, бережливость, самостоятельность, которые н...