«Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях»
статья

Наталия Борисовна Болховитинова

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование музыкальной культуры  дошкольников  на музыкальных занятиях»

Формирование музыкальной культуры происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие на ребёнка в дошкольном возрасте оказывает музыка. В процессе музыкального восприятия ребёнок переживает всё, что связано с восприятием красоты художественного и музыкального образа, чувств, мыслей. Дети учатся вслушиваться, сравнивать, оценивать. На этой основе зарождается интерес, предпочтение, желание ещё раз послушать любимую музыку.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребёнка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Задачи музыкального развития предполагают работу в воспитании положительных нравственных качеств у дошкольников. Развитие аккуратности, исполнительности, уважительного отношения друг к другу возможно через ознакомление с музыкальными произведениями, разучиванием танцев, сценок.

Изучение правил поведения (в процессе проведения музыкального занятия) может присутствовать в любом виде музыкальной деятельности, только формы воплощения будут разные.

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?

В различных гимнастиках (артикуляционной, дыхательной, пальчиковой) правила поведения могут быть в тексте упражнений. Например, пальчиковая гимнастика: «Чтобы сильным нам стать – мы зарядку делаем!»

Каждое музыкальное занятие у нас начинается с приветствия. Есть несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета – приветствовать друг друга при встрече. Самое простое – это пропевание слов приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро». Можно импровизировать на основе музыкальных игр, например, «Приветствие»: дети двигаются по залу в разных направлениях, по окончанию музыки здороваются, предложить детям следующий игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, разучить песенки приветствия «День добрый», «Если добрый день с утра» и др. Такими же играми можно завершить занятие, только вместо приветствия – использовать слова прощания. Слова приветствия используются для развития чистого интонирования, игровой приём-пение приветствия закрытым ртом, в заданном ритме, тихо-громко, отрывисто-протяжно.

Слушание музыки так же решает несколько задач: овладение элементарными представлениями о музыке, как о виде искусства - о выразительных средствах (мелодии, метроритме, темпе, динамике, регистрах и т.д.), о простейших музыкальных жанрах и более сложных, о видах музыки. Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами этикета, через прослушивание музыкальных произведений. При прослушивании музыки детям можно предложить изобразить героев музыкального произведения в определённой ситуации. Например, при прослушивании песни «Неваляшки» З. Левина, дети изображают куколок, прослушивая произведение второй раз. Можно детей попросить изобразить «воспитанных куколок», которые никого не толкают, пропускают вперёд, тем самым, закрепив тему «Правила хорошего поведения в общественных местах». Также работаем и над другими образами, прослушивая разные музыкальные произведения.

Кроме решения задач в процессе слушания музыки, мы решаем задачи и в процессе певческой деятельности, таких как – развитие интереса и желания слушать песни разных жанров и исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни, овладение основными певческими навыками, а также навыками хорового пения, исполнение песни в соответствии с характером, содержанием, выразительными средствами. Здесь же мы реализуем задачи по изучению правил этикета, используя произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах («Дружба крепкая» М. Пляцковский, Б. Савельев, «Песенка друзей» В. Быстряков). В любой музыке есть два взаимосвязанных компонента: слово и музыка. Правила поведения могут содержаться в текстах песен. Таким образом, кроме работы над певческими навыками, мы работаем и над изучением правил поведения.

Работа над этикетом проходит благоприятно и благодаря развитию творческих способностей, которая может идти по нескольким направлениям: накапливание и обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие творческого воображения, побуждение к импровизации игровых образов с использованием доступных средств выразительности. Игровые образы могут воплощать в себе разные черты, и мы тоже можем ставить перед собой задачу – закрепить правильное поведение в процессе реализации определённого образа.

Особое внимание хотелось уделить этикету в разделе музыкально-ритмических движений. Тут, как и в песенном творчестве, можно рассмотреть две составляющие. Первая составляющая – это работа над правилами поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца (приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное расположение во время танца, сохранение рисунка танца). Роль мальчика и роль девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с общепринятыми в обществе правилами поведений. Мальчик приглашает девочку на танец – провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее. Вторая составляющая – работа над образом танца. Характерные образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и отрицательными, так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задуматься о поступках образа. В понятии «коммуникативные танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить, взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми, которые нравятся, но и с теми, которые не очень приятны.

Для закрепления этических норм, как одну из форм работы во время развлечения с родителями, можно использовать игры «Доброе сердце», «Клубочек вежливости». А также набор предметов, которые помогают поддержать своих детей во время праздников, развлечений, не вставая с родительского места: «улыбка» на палочке, весёлое сердечко из бумаги или картона, серпантин, конфеты, надувные язычки, забавные носы на резинке, смешные усики, рожки на пластмассовых ободках, парики и многое другое. Все зависит от тематики праздника. Кроме того, родителям можно поручить создавать звуковые эффекты: имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя блеск сокровищ.

Очень важно соблюдать этические нормы, как детям, так и взрослым. Использование музыкального материала для изучения этических норм наиболее эффективная форма работы с детьми, так как усвоение материала происходит при помощи воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Опыт работы музыкального руководителя Бухаловой Э.А. по теме «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»

Опыт работы «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Формирование интереса к музыкальному творчеству через использование виртуальных музыкальных игровых технологий»

В современном мире компьютерные технологии стали неотъемлемой частью в образовательном процессе. Мультимидийное оборудование является помощником для развития творческих способностей детей, и создания ...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»

Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....