Геокэшинг как средство развития инициативы дошкольников
консультация
Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности и успешности, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geokeshing.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕОКЭШИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности и успешности, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Как же организовать эту поддержку в условиях детского сада?
У каждого педагога есть возможность для проявления собственной педагогической позиции при выборе средств, форм, методов и способов работы с детьми.
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю одну из инновационных форм - геокэшинг.
Что такое геокэшинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник) получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокэшинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.
При организации геокэшинга важно соблюдение правил участниками игры:
- Действовать в команде.
- Не откланяться от маршрута
- Клад является общей находкой
- Не забыть отметить клад на карте
- Соблюдать инструкции.
Тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Особый интерес у ребят вызывают тайники с творческими загадками, рисунками, фотографиями.
Это же касается месторасположения тайников. Они могут быть совсем рядом, а могут потребовать преодоления серьезных препятствий.
Способ поиска клада
- это поиск по загадкам,
- по приметам,
- по схеме.
Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится.
Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры.
Отличительной особенностью игры с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS-навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.
Для того, чтобы заинтересовать детей, в первые тайники можно закладывать конфеты. Ребята научатся искать тайник по указанным меткам и указателям. Затем усложняется задача - искать тайники по картам или схемам. Для этого необходимо научить детей читать карту, поэтому следующим шагом работы на подготовительном этапе проекта является обучение детей ориентироваться в пределах группы, участка, по схеме, по карте, посредством использования разнообразных игровых упражнений на развитие пространственных представлений.
Методика проведения элементов геокэшинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:
1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка детского сада или другого объекта, находящегося за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, определять на них местоположение различных объектов.
2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник.
4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
Инициатива ребёнка состоит из трёх составляющих:
- побуждающий мотив к новой деятельности. Первая составляющая: тут участие взрослого очень велико, т. к. взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно выращивая у ребёнка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что–то интересное для себя.
- принятие ребёнком самостоятельности решений. Дальше инициатива ребёнка, конечно, осуществляется путём создания ситуации, когда он вынужден принимать самостоятельные решения. Сначала это маленькие самостоятельные решения, и чем старше ребёнок, тем больше задача, тем больше самостоятельности в принятии решения.
- руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях. И наконец, мы разворачиваем деятельность так, чтобы от первого этапа, где мы демонстрируем ребёнку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребёнок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль.
Таким образом, в процессе активного внедрения технологии «образовательного геокэшинга», ребёнок дошкольного возраста приобретает способности:
- видеть и выделять проблему,
- принимать и ставить цель,
- решать проблемы,
- анализировать объект или явление,
- выделять существенные признаки и связи,
- сопоставлять различные факты,
- выдвигать гипотезы и предположения,
- отбирать средства и материалы,
- делать выводы,
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Детский дизайн- как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников"
Мой опыт работы: как я использую детский дизайн в разных видах детской деятельности....
Мастер-класс «Детский дизайн - как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников»
Мастер-класс...
Маршрутная игра как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей».
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»....
Предметно – пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста.
предметно - пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста....
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье освещаются вопросы поддержки детской инициативы в дошкольном учреждении и дома. Автор уделяет особое внимание значимости влияния взрослого на развитие детской инициативы в игровой деятельност...
План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» во второй младшей группе
План работы по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»во второй младшей группе...