Маршрутная игра как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников
статья на тему
Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника. В данной статье описано, как с помощью маршрутной игры развивать инициативу и самостоятельность дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrutnaya_igra.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Маршрутная игра
как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников
автор - О.М. Новикова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Светлолобовский детский сад «Сказка» № 7
Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как качества личности, являющееся базовым для формирования ключевых компетенций дошкольника.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и инициативность, а так же когда необходимо это делать, нужно определиться с данными понятиями. Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество школьника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене. Ильин Е.П. (2000) рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности. В то время, как Годин Г.Н , Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы.
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные методы и приемы. Изучая литературу по данному вопросу, я узнала о разных видах игр, которые повышают детскую инициативность и самостоятельность. К ним можно отнести маршрутную игру, которая помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляет детей делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях.
Маршрутная игра – это игра, в которой имеется определённый маршрут (в зависимости от темы игры), на протяжении которого дети выполняют различные задания, достигая конечной цели.
Новизна маршрутной игры состоит в самой её форме проведения, которая влияет на развитие инициативы и самостоятельности детей. Дети выходят за рамки своей группы и игровой площадки (в зависимости от того, где проходит игра), самостоятельно группой детей перемещаются по маршрутам, выполняя задания. Задания подобраны таким образом, что на каждой станции ребёнок может проявить инициативу в той или иной деятельности, в той деятельности, в которой чувствует себя наиболее уверенно.
Темы игр могут быть разнообразными, в зависимости от интересов детей, запросов родителей, приоритетного направления детского сада и т.д. В рамках подготовки педагоги знакомят детей с материалом по теме игры, актуализируют имеющийся багаж умений.
Хочется привести пример заключительного мероприятия - развлечения месяца для детей в форме маршрутной игры морской тематики, которую мы проводили в летний период. Участниками мероприятия выступали воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.
Остановимся подробнее на этапах работы:
- Самоподготовка (изучение технологии проведения маршрутных игр).
Замысел игры заключался в том, что воспитанники вместе с педагогами отправляются в морское путешествие на поиски сокровища. Все участники мероприятия делятся на команды, получают маршрутные листы с указанием станций, на которых дети самостоятельно выполняют задания, предлагаемые сказочными героями и, получая подсказку, двигаются дальше, пока не достигнут заключительной станции, где спрятан клад с сокровищами.
В процессе подготовки принимали участие все педагоги детского сада, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, Совместно были подобраны игры (задания) на развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности ловкости. Самое важное правило для педагогов было то, что ведущую роль в игре брали на себя дети, педагоги могли лишь только корректировать и поправлять ребятишек.
- Предварительная работа (с родителями, педагогами, воспитанниками).
С участниками мероприятия были проведены консультация «Что такое маршрутная игра? Для чего она нужна?», оформлены памятки в группах «Почему нельзя забирать ребенка во время проведения маршрутной игры?». На данном этапе происходило обсуждение костюмов согласно тематике игры. Многие родители были привлечены в качестве участников.
- Создание предметно-пространственной среды
На данном этапе происходил выбор игрового пространства, оформление пунктов игры, подбор музыкального сопровождения.
- Изготовление необходимых атрибутов игры
Педагогический коллектив, совместно с родителями занимался изготовлением карт, подбором заданий, соответственно тематике. Большое внимание педагогический коллектив уделил содержанию заданий, которые предлагались на станциях, подбору музыкального и мультимедийного сопровождения, которые выступали одним из важных факторов стимулирующих движения дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп.
- Проведение игры.
В начале мероприятия в игровой форме было организовано формирование разновозрастных команд, затем процесс выбора капитана своей команды, выбора названия команды, и продумывания девиза. В задачу воспитателя входила и предварительная работа с детьми по заучиванию различных девизов, речёвок.
Детям было предложено найти спрятанный Бармалеем настоящий клад. Но, чтобы его найти, ребятам нужно было пройти несколько станций и на каждой выполнить интересное задание: отобрать полезные продукты на ужин для моряков, поймать рыбку в океане, также ребятам приходилось состязаться в ловкости и быстроте, дальности метания и т.д.
На каждой станции по завершению выполнения задания выдавалась подсказка-маршрут, по которому они должны были двигаться дальше. После того, как все кусочки карты были собраны, дети узнали, что настоящий клад спрятан в заброшенном тереме, на сказочном острове, в котором жил Бармалей. Детям необходимо было освободить терем от Бармалея. Ребята выполняли все задания Бармалея и наконец, достигли долгожданного момента, когда он вынес сундук с сокровищами.
- Анализ.
Содержание работы по данному этапу заключалось в рефлексии с детьми, анкетировании педагогов ДОУ, отзывы родителей.
При подготовке и проведении маршрутной игры важно соблюдать определённые требования:
- содержание заданий и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными возможностями дошкольников;
- сюжет игры должен быть интересен и понятен детям;
- точно продуманы и составлены маршруты движения команд.
Очень ценно, по моему мнению, то, что группы разновозрастные. Опыт создания и развития детско-взрослого сообщества убеждает в том, что это очень действенный путь для успешной социализации детей разного возраста. Конечно, социализация детей и передача опыта от старших к младшим происходит стихийно, но в условиях педагогической организации этого процесса достигаются значительные социализирующие результаты, воспитательные и развивающие эффекты. Младшие дети получают опыт выполнения поручений в подготовке и проведении разного рода дел и заданий, наблюдают за работой старших ребят, анализируют и соотносят результаты проведения дел. Старшие ребята становиться наиболее ответственными, инициативными.
Маршрутная игра позволяет дошкольникам действовать самостоятельно, по собственной инициативе, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешным, почувствовать себя в ситуации выбора участника по совместной деятельности или собственно деятельности, в которой ребёнок, по его мнению, преуспевает.
Литература
- Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2011 -№4. - с.58-60.
- Котенева О. Н., Талькова Л. К. Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 30-32.
- Леднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // Дошкольное воспитание № 4,2009.
- Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47-49.
Интернет-ресурсы:
«Методика проведения игр на местности» https://summercamp.ru/Методика_проведения_игр_на_местности
Пономарева А.А. Статья «Проектирование технологий организации преемственности в деятельности детско-взрослых сообществ» https://dolschool14.ru/nauchrabota/26-statya-ponomareva-a-a
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»
игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....
Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"
Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов: организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...
Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург Методическая разработка для воспит...
LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников
Дети, занимающиеся LEGO-конструированием, имеют богатую фантазию, воображение, у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память. Дети любят конструировать, воплощая в жизнь ...
Игра-путешествие, как средство развития инициативы и самостоятельности на физкультурных досугах в старшем дошкольном возрасте.
Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Дошкольный возраст является сензитивным для развития самостоятельности. Важно ребен...
Игра-путешествие, как средство развития инициативы и самостоятельности на физкультурных досугах в старшем дошкольном возрасте.
Статья на тему: "Игра-путешествие, как средство развития инициативы и самостоятельности на физкультурных досугах в старшем дошкольном в...
Музыкально-дидактические игры, как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика рассматривает термин «самостоятельная деятельность»...