Развивающая среда группы для организации театрально – игровой деятельности.
статья (старшая группа)

Устименко Екатерина Викторовна

 Сегодня перед педагогами поставлена задача совершенствования традиционных методов воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной  компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить  у ребенка выразительность речи, повысить   уровень его интеллектуальной культуры, воспитывать эстетически развитую личность, прививать любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, вырабатывать у ребенка эмоциональную отзывчивость и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.

Занятия театральной деятельностью предоставляют  детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация развивающей среды для театрализованной деятельности. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая среда группы для организации театрально – игровой деятельности.

      Сегодня перед педагогами поставлена задача совершенствования традиционных методов воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной  компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить  у ребенка выразительность речи, повысить   уровень его интеллектуальной культуры, воспитывать эстетически развитую личность, прививать любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, вырабатывать у ребенка эмоциональную отзывчивость и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.

Занятия театральной деятельностью предоставляют  детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация развивающей среды для театрализованной деятельности.  

Визуальная характеристика развивающей среды по театрализованной деятельности , то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, – важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: разнообразие видов театра, ширмы, декорации, маски, наличие места для самостоятельных игр ребят. Все это, во многом определяет их настроение во время театрализованной деятельности, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что окружает ребенка во время показа театральной композиции, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.

Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в группе необходимо с организации предметно-развивающей среды.

К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты. Приведу пример организации предметно-развивающей среды по организации театрализованной деятельности в  группе «Фиалка» дошкольного отделения №21

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности  мы опирались  на следующие принципы:

 Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в в нашей группе  дает возможность  детям  свободно заниматься театрализованной деятельностью, не мешая другим.

• Принцип активности.  Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия.

• Принцип свободы и самостоятельности. Дети  самостоятельно определяют  свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д.), выбирают то, что им  по душе.

• Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Для успешной театрализованной деятельности крайне важно иметь достаточно места  в помещении. А начинается все с  замысла игрового пространства. Естественно, мы должны были видеть в перспективе, каким образом продуктивно, целесообразно использовать выделенное нами пространство под театральный уголок. Как сделать так, чтобы в пространство помещения вместить место для хранения костюмов, масок и реквизита, ширму,  уголок ряженья, и т.д.

Оформляя зону игрового пространства для занятий театрализованной  деятельностью, мы всегда помним о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. В нашей группе предметно-развивающая среда по театрализованной деятельности мобильна и постоянно пополняется новыми атрибутами и новинками.

При организации пространства для театрализованной деятельности учитывали не только возрастные особенности детей, а также особенности в развитии. В данной зоне старались разместить  уголок ряжения и игрушки для театрализации знакомых сказок,  виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям.

Оснащение театрального уголка.

1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.

2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.

3. Оборудование для теневого театра.

4. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.

5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра

В арсенале уголка по театрализованной деятельности есть следующие виды театров:

  • Пальчиковый театр. Пальчиковый театр интересен, прежде всего, тем, что играя в него, ребенок тренирует мелкую моторику. Не важно из чего он изготовлен: материи из соленого теста, дерева или пластика – надевая его на пальчик, ребенок ощущает структуру куклы, ему необходимо совершать манипуляции пальцами и при этом следить чтобы кукла оставалась на месте. Как известно «ум находится на кончиках пальцев». Таким образом, пальчиковый театр можно назвать универсальным.

Би – ба – бо.  В среднем и старшем дошкольном возрасте, во всех видах театра дети становятся самостоятельными, часто придумывают сами сюжет, распределяют роли. Детям этого возраста очень нравится самим показывать представления со всеми видами театра, особенно Би-ба-бо.

  • настольный театр. Игрушки для такого театра должны быть небольшие и лёгкие, чтобы их можно было удержать ребёнку в руках, и желательно устойчивые, чтобы ребёнок мог спокойно менять героев и декорации сценки.

   -  театр на баночках

         - конусный театр

         - театр картинок

         - тетр на дисках

  • теневой театр. Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.
  • Театр масок – каждый ребёнок берет на себя роль определенного героя и находится в образе - маски

           И т.д.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе театрализованная зона должна быть оборудована также методическим материалом с иллюстрациями к произведениям, сценариями сказок и дидактическими играми.

Разнообразие разновидностей театра  в группе и  для  режиссерской игры: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, марионеток, и т.д.). В  режиссерской же игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». В группе есть большое количество масок и атрибутов для игр-драматизаций.  Ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

 Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно. Реализация театрализованной деятельности в группе, проводится соответственно перспективному планированию. Перспективное планирование составлялось сроком на один год при участии обоих педагогов группы, в соответствии с основной программой детского сада.

Первым видом театра, с которыми познакомились дети, был плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый, затем театр Би-ба-бо и настольный театр.

Знакомство происходило в I-младшей группе, дети смотрели театральные представления показываемые воспитателями. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребёнка, привлечь его внимание. Затем дети познакомились с «театром в лицах», здесь они впервые сами выступили в роли актёров, конечно, их роль ещё мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички; но ведь и возраст в I-младшей группе всего 2 года.

Таким образом, дети пришли во II-младшую группу уже знакомыми с 4 видами театра. Периодически обновляется тематика пальчикового театра. Этот вид театра чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями.

 На этом этапе важно поддержать интерес детей к театрализованной деятельности. Слова для инсценировок заучиваются как потешки или стихи во время прогулки, повторяются не однократно, так ребёнок получает уверенность, становится способен на импровизацию.

Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, в новом сюжете дети не теряются, легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев. Необходимо оценивать самостоятельно поставленные пьесы, непременно положительно, иначе интерес ребенка угаснет. Положительная мотивация важна во всех видах деятельности детей дошкольного возраста, и в театрализованной деятельности её значение не стоит принижать. Положительный отклик педагога способен помочь преодолеть некоторую застенчивость, помочь поверить в себя, раскрепостить ребенка.

Очень важен и интересен этап подготовки декораций, конечно, можно поставить декорации изготовленные настоящим художником, но процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он так же способствует и развитию речи и развитию воображения. После изготовления декораций, разучивания ролей, показа спектакля родителям – дети полны новых идей, предложений. Самостоятельно рисуют эскизы будущих декораций.

Наши воспитанники  неоднократно показывали  театрализованные представления: мюзиклы, кукольные спектакли и даже экологическую сказку. Предварительно для своих театрализованных представлений мы изготавливали своими руками декорации и костюмы юным артистам. Мы продолжаем двигаться в заданном направлении. Уже много сделано, но и немало ещё задумок. Будем продолжать работать. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

Организация театрально-игровой деятельности в группе.

Подготовила Фукс Наталья Васильевна. (1-2-ой слайды)Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его при...

«Организация театрально-игровой деятельности в группах ДОУ»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...

Педсовет: Организация театрально-игровой деятельности в младшей группе

Многие считают, что интерес к театральной игре проявляется у старших дошкольников, но и в 3 – 4 года дети живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитател...

Проектная работа «Создание современной музыкальной развивающей среды группы для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие всех сфер личности дошкольника. Чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным и любимым делом, в группе должна быть организована соот...

Развивающая среда в группе для организации театрально - художественной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать с...