«Организация театрально-игровой деятельности в группах ДОУ»
учебно-методический материал

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель

Ищук Е.Г.

 «Организация театрально-игровой деятельности в группах ДОУ»

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Особенности содержания работы по развитию театрально- игровой деятельности зависит от возраста детей.

Младшая группа

Театрализованная деятельность это игры, направленные на себя (Сам с собой)

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью проводятся игры «Наседка и цыплята», разыгрываются сценки по литературным произведениям.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. Это стимулирует желания детей включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты начало и концовки сказки.

Перечислим театрализованные игры:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей 
(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по 
дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам 
стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, 
которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным 
сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

• игры с куклами, машинками - перевоплощение образа (я кошечка, 
собачка)

• показ настольного театра воспитателями, на флонелиграфе, бибабо.

• диалог воспитателя с куклой или персонажем

• имитация детей движения ветра, солнышка с мимикой лица

Средняя группа

Театрализованная деятельность - это игры, направленные на зрителя (значимость и процесс и результат)

Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное- сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Перечислим театрализованные игры:

• драматизация простого образа с эмоциями и настроением героя

• игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера 
(Угадай, что я делаю)

• сочетание в движение роли и текста

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было.

Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному.

Старшая группа

Театрализованная деятельность приобретает партнерство между детьми.

Подготовка к театрализованной деятельности достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения детям предлагаю задания типа: «Представьте море, песчаный берег».

В старшем возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением».

• многоперсональные драматизации (развивают чувство партнерства)

• переиначевание начала и концовки сказок

• сочинение новых сказок, фантазирование, комбинирование, 
придумывание и оформление сказок, создание новой книги.

Подготовительная группа

Театрализованная деятельность становится как отдельный вид искусства.

Новым аспектом совместной деятельности становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

Ребенок овладевает некоторыми умениями оформителя-костюмера углубляется позиция «артист», «режиссер-сценарист», способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала».

Творчески используются предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливание афиш, приглашений и пр.

• Распределение профессий

• Игра-драматизация становится спектаклем

В подготовительной группе, наряду с упражнениями на развитие воображения, используются задания на напряжение и расслабление, упражнения с целью развития внимания и воображения, формируются умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

При обучении детей средствам выразительности речи использую знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.

Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, по диафильмам, кукольным спектаклям.

Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии.

Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, чтобы создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону, где находятся различные виды театра, ширмочки, реквизиты, костюмы, шапочки и др., перспективный план, подбор соответствующей литературы. Все это доступно для детей и мобильно.

В своей работе я использую различные виды театрализованных игр, в том числе режиссерские игры и игры-драматизации. Если мы играем в режиссерскую игру, то ребенок не является исполнителем, а принимается за создание сюжета и придумывает роль для игрушечного героя. Очень любят ребята игры-драматизации. В отличие от режиссерских здесь ребенок играет сам, используя при этом средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику. Так же мной проводилась работа с родителями: беседы, консультации.

ВЫВОД

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

Консультация для родителей «Организация театрально-игровой деятельности в семье»

Консультация для родителей "Организация театрально- игровой деятельности в семье"...

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

Организация театрально-игровой деятельности в группе.

Подготовила Фукс Наталья Васильевна. (1-2-ой слайды)Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его при...

Педсовет: Организация театрально-игровой деятельности в младшей группе

Многие считают, что интерес к театральной игре проявляется у старших дошкольников, но и в 3 – 4 года дети живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитател...

Развивающая среда группы для организации театрально – игровой деятельности.

Сегодня перед педагогами поставлена задача совершенствования традиционных методов воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной ...